Андрей Устюжанин, генеральный директор Кадрового центра «Эксперт»
― Зачем Маск велит рекрутерам писать биографии всех кандидатов (и уборщиков в столовой)?
― Каждый, проходя по жизни, оставляет следы, составляющие путь. Читать чьё-то резюме для меня лично ― занятие, чем-то очень похожее на чтение карты, такое же интересное. Здесь человек появился, пошёл сюда, здесь он поднимался, здесь упал. Через карту ты видишь территорию земли, через резюме ― «территорию личности». Складывая кусочки карт–резюме между собой, можно представить, сможет ли «болото» соседствовать с «морем» или «сосновый лес» с «жаркой пустыней».
Читать биографию ещё интереснее: больше деталей, больше подробностей. Схема становится пейзажем. Намного яснее, чего можно ожидать от человека, в чём он окажется хорош, а в чём проблемен. Рекрутеры вынуждены при такой практике стараться намного глубже понять личность человека: чтобы что-то написать, надо что-то услышать. А чтобы услышать, надо как следует поговорить, а не мимоходом пробежаться по ключевым компетенциям.
― Эссе кандидатов о том, почему они желают работать в «Тесла»: кто и как их может верно понять? Не лишний ли это труд?
― Это не лишний труд, потому что ряд кандидатов точно решит, что их должны любить только за то, что они пришли, и писать что-то для них и обосновывать ― это унизительная и ненужная задача. Таким образом, ряд самодовольных и неуправляемых людей будет отсеиваться одной постановкой задачи.
Те же, кто напишет, имеют возможность продемонстрировать степень своей заинтересованности, то, как работает их мышление, как они умеют и готовы общаться. Как известно, на любом проекте важны не только профессиональные навыки, но и коммуникативные. Написание эссе ― это один из шагов по выстраиванию коммуникации с работодателем. Если оно написано убедительным и интересным образом, значит, есть предпосылка к тому, что кандидат сможет выстраивать коммуникации с коллегами.
Все мы осваиваем знаковые системы для понимания друг друга. Возможно, что-то и не будет понято верно, но, в конце концов, мы ведь читаем учебники, журналы и книги для того, чтобы получить содержащуюся в них информацию. Какая-то часть кандидатов дойдёт до благополучного финиша ― приёма.
― Можно ли создать список всех причин о том, что кандидата стоит принять? А если там будут взаимоисключающие причины?
― Список создать, разумеется, можно. Думаю, что каждый руководитель явно или подспудно держит его в своей голове при приёме на работу нового сотрудника. Только в каждом отдельном случае этот список будет очень разным в зависимости от масштабов, специализации, задач предприятия, личных установок руководителя и ещё много чего другого.
Если там будут взаимоисключающие причины, то можно математически или интуитивно оценить баллы значимости причин для вакансии, проранжиривать их и в результате анализа выбрать приоритетный вариант.
А также можно отказаться от этого кандидата и поискать другого, у которого в причинах царит благостная гармония.
― Если «Тесла» вырастет до 100 000 персонала, то Маск заменит себя ботом для бесед? Чем важен этот момент именно его личной беседы: пиар или он экстрасенс принимающий решение, слыша голос?
― Судя по его нынешней практике, он скорее будет вынужден проводить собеседования с тем количеством уровней управления, которые сможет ещё охватить лично, и выборочные собеседования с теми, которые находятся ниже. И будет требовать, чтобы его сотрудники-управленцы делали то же самое.
Не знаю, как сейчас, а раньше на флоте был обычай: капитан проводил собеседование с каждым членом команды, отправляющейся в рейс. Цена халатности или ошибки на море часто выше, чем на суше, и там многие законы управления выработаны суровой практикой. Может быть, дедушка Маска был капитаном и научил его этому подходу.
Пиара у «Теслы» и так выше крыши, вряд ли Маску было рентабельно тратить своё время на это. Может быть, он слышит голос, а может быть, общаясь с кандидатом, получает новую информацию, которая осталась незамеченной рекрутерами. А может, просто фибрами души определяет «свой ― чужой». Возможно, что он из первых уст без всяких искажений передаёт человеку те вещи, которые хочет, чтобы были им услышаны, вложить в него некую программу дальнейшего действия в фирме.
Военачальники испокон веков считали необходимым вдохновить своих солдат на бой и обратиться по имени к своим старым испытанным легионерам. Можно вдохновить и отдельно взятую личность на достижения и результаты в приватной беседе.
― Можно ли и как удержать столь высокую планку после отбора лучших кандидатов в компанию, и если да, то какова цена удержания?
― Думаю, что можно. В настоящее время для компании международного масштаба открыты международные людские ресурсы, и процесс набора лучших может быть до определённого предела бесконечным. Цену удержания трудно измерить, но, рассуждая логически, если у компании есть ресурсы на удержание лучших, то она скорее не может себе позволить набирать худших и экономить на лучших.
― Почему топы не особо задерживаются у Маска и уходят создавать свои компании?
― Причин может быть несколько.
Первая: система отбора Маска настроена на пропуск в компанию людей с предпринимательскими установками. Попав в среду впечатляющего прорывного инновационного бизнеса, установки этих людей резко активизируются и побуждают их пробовать свои силы в новом качестве ― глав компаний.
Вторая: компания, находящаяся на острие современных технологий и нового тренда, в своей деятельности задевает такое количество инновационных идей, продуктов и решений, которые могут быть выделены в отдельные направления. Хорошенько вникнув в какую-либо инновацию или их сочетание, топы создают свои собственные компании.
Третья: узнав истинное положение дел изнутри, не декларируемое широкой публике, джентльмены спешат оказаться подальше от «Титаника», дабы не быть затянутыми в образовавшуюся воронку.
Вполне возможно, что имеет место сочетание всех этих причин.