Раздел бизнеса в рамках российской ментальности ― процесс сложный и неоднозначный. Как рассчитать стоимость своей доли при продаже и не продешевить, есть ли шанс даром получить собственность в случае бездействия и низкой эффективности работы партнёров? Комментарий по данному сложному вопросу даёт генеральный директор компании «Антарес» Константин Сергеевич Бармашов.
Константин Бармашов, генеральный директор компании «Антарес»
Что в новом партнёре для совместного бизнеса (характер, бэкграунд, напор, друзья, манеры, дела...) должно Вас насторожить, и Вы настоите на подписании договора с чётким оформлением правил и долей?
Бизнес и дружба ― понятия несовместимые, они просто из разных вселенных. Желаете сохранить дружбу с партнёром на века, а дело открываете масштабное, либо делаете даже небольшие вложения, но стратегически надеетесь расти и развиваться ― считайте всё «на берегу». По статистике, дольше всех вместе живут пары, подписавшие перед заключением отношений брачный договор. Когда тебя напрягает партнёр изначально, не факт, что вы и с чётким оформлением поладите. В случае надёжного и перспективного сотрудничества вам самим будет удобно отслеживать финансовую стабильность по своим проектам. Личную мотивацию ведь никто не отменял, поэтому рекомендую вложиться в финансовую аналитику на первом этапе и прописать все с юридической стороны досконально.
Что Вы могли бы добавить к советам от В. Алистархова в его статье? С какими ситуациями раздела или спора о разделе бизнеса Вы сталкивались или наблюдали?
— Являясь учредителем многих компаний, выбираю в партнёры добросовестных бизнесменов. Советую подключать к вопросам определения долей бизнеса и их стоимости сторонних аудиторов, независимых по отношению ко всем сторонам. Проекты оформлять на одного собственника и принимать помощь, расплачиваясь по договорам оперативно. Работа финансовым директором и образование юриста позволяют мне заранее обходить подобные ситуации. Но в споре всегда подключаю холодную голову и опираюсь на цифры и договорные обязательства.
Медиация ― это новая возможность досудебного решения спора или бесполезная форма потери денег? Каких специалистов Вы бы рекомендовали привлекать при разделе компании?
— Вложения в определение справедливости ― благое дело. При этом выбирать компанию для медиации должны все заинтересованные стороны совместно, иначе есть риск подвергнуть сомнению заключение специалистов. Финансовые аналитики, аудиторы и профессиональные юристы стоят дорого, поэтому, рекомендуя их, советую на первом этапе вложиться в этот вопрос и не тратить средства на посредников.
Как и о чём лучше конкретно договариваться «на берегу» при возможном разделе бизнеса?
— Каждый из собственников должен отвечать за своё направление и проекты, причём как материально прописывать свою ответственность, так и иметь право распоряжаться своими долями по желанию в любое время, предупреждая заранее партнёров о любых значимых движениях.
«Вершки и корешки» (даже солнечная сторона дома или северная) ― что обычно сложно правильно поделить и как тогда быть?
— В бизнесе всё имеет свою стоимость, оценка прозрачно рассчитывает: во сколько обойдётся покупка, продажа или аренда солнечной стороны, а во сколько северной. Не вижу особых проблем в этом.
Какие аргументы в спорах о разделе бизнеса стоит применять до суда (информационные войны, агентов влияния, компромат, дружескую улыбку...)?
— В 90-е годы не было таково развития, как сейчас, юридической и финансовой защищённости: бизнесмены с мотыгами бросались на защиту своих земель, отбирая многое силой и невежеством. Сейчас весомые аргументы ― это договоры и финансовые акты, подписанные всеми сторонами и заверенные печатью.
Можно ли прописать в договоре как можно более детально принципы раздела заранее?
— Не только можно, а это необходимо делать заранее, используя финансовый и юридический отдел своей либо сторонней организации.
* Константин Бармашов, генеральный директор компании «Антарес»
Материал подготовила Кристина Фирсова
Справка о компании:
ЗАО «АНТАРЕС» работает на рынке предоставления услуг по новому строительству, всем видам ремонта и текущего содержания железнодорожного пути с 1992 года.
Сайт: http://antares-spb.com/