Весной в рамках Московского международного салона образования (ММСО) прошёл дискуссионный баттл «Как готовить айтишников». Мы с представителями Московского Политеха, Geekbrains и ведущих IT-центров обсудили, как сегодня можно решить проблему дефицита кадров в высокотехнологичных областях.
Где победители?
Любой баттл подразумевает острую и живую дискуссию, поэтому без провокационных вопросов не обошлось. «Вот недавно на соревнованиях по программированию победила команда из МГУ. А где ваши победители? Где программисты? Как вы их готовите?», — обратился к нам модератор панели, известный бизнес-тренер Максим Осовский. Декан факультета информатики и систем управления Московского Политеха Андрей Филиппович объяснил, что IT гораздо шире, чем программирование, и победы в подобных конкурсах не определяют развитие всей области. «Мы готовим разнообразных специалистов. Это скорее математики, чем программисты, — подчеркнул он. — Они готовы к решению комбинаторных задач, но, к сожалению или к счастью, решение таких задач — лишь малая часть того, что нужно делать в IT».
Я отметила, что многие из победителей различных соревнований работают в школе HackerU. Они — практики, своей головой и руками решают задачи в полевых условиях.
В целом же я считаю, что гораздо важнее обратить внимание не на подготовку победителей, а на обучение квалифицированных специалистов, которые смогут найти себе применение на рынке труда. Сегодня выпускник университета обладает набором фундаментальных знаний, имеет хорошо накачанный, тренированный мозг, владеет одним или двумя языками программирования, но не может найти работу. Почему? Потому что писать сайты, мобильные приложения и игры, защищать информацию и заниматься другими практическими вещами не учат в рамках классических образовательных программ.
Но, как показывает опыт HackerU, не требуется много лет и денег, чтобы обучить ребят решать прикладные задачи. Со мной в этом согласился и Евгений Картавец, руководитель отдела обучения IT-портала GeekBrains. И именно такую стратегию последовательно воплощают в жизнь центры дополнительного образования.
Долгосрочные учебные планы изживают себя По оценкам участников дискуссии, перед российскими вузами сегодня поставлена цель увеличить выпуск ITспециалистов в десятки раз. При этом нужно не только вырастить больше IT профессионалов, но и научиться своевременно реагировать на все тренды в ITобразовании, выражающиеся в запросах рынка труда. Такие запросы в свою очередь соотносятся с требованиями бизнеса, в которых отражаются мировые и локальные тенденции.
В HackerU мы не только реагируем на тренды, мы их создаем, будучи компанией из страны, которая наряду c CША задаёт тон в IT уже много лет. Израиль — признанный лидер hitech отрасли, страна стартапов и инноваций. Нам очень важно работать в соответствии с запросами завтрашнего дня, когда будут востребованы именно всесторонне и практически подготовленные специалисты. Поэтому все наши учебные программы обновляются каждый год, а некоторые – каждые тричетыре месяца.
Более того, мы создаем курсы для новых направлений рынка. Таким образом, каждый учебный год мы запускаем однодва новых образовательных решения для подготовки ITкадров для бизнеса и госсектора. В качестве примера я привела программу для блокчейнразработчиков, включающую важную часть про защищенность блокчейнсистем. Потому что главный фокус при создании новых курсов – на том, что будет актуально завтра, а не просто на трендовости тематики.
Классическая система образования тоже пытается работать на перспективу. По мнению Андрея Филипповича, вуз сейчас должен работать с горизонтом 15–20 лет, учитывая и небывалую потребность в аналитике с развитием интернета вещей, и вопросы кибербезопасности, и многие другие перспективные направления. В Московском Политехе «перевернули с ног на голову все учебные планы». По словам гна Филипповича, образовательные программы теперь разрабатывают не заведующие кафедрами в одиночку — работодателей тоже привлекают к участию, чтобы на этапе «закройки» программы понимать требования бизнеса, формируя списки необходимых компетенций, редактируя содержание дисциплин, расставляя акценты. Уже с первого курса фундаментальные дисциплины в Политехе частично уступают место прикладным, а не менее 10% учебного времени занимает проектная работа под руководством практиков. Это вариант решения описанных выше проблем от вуза.
«Студенты сразу перестают прогуливать занятия, — рассказывает Андрей Филиппович, — все это хорошо избавляет их от иллюзий и от инфантилизма». Евгений Картавец также подтвердил перспективность такого пути формирования образовательных программ, рассказав об опыте сотрудничества с Олегом Михальским, топменеджером Acronis, который, столкнувшись с необходимостью масштабирования одного из стартапов, обратился к GeekBrains с идеей разработки учебного курса.
Этот подход бесспорно даёт практические результаты, причём положительный эффект оказывается даже шире, чем можно ожидать, — это я знаю по опыту HackerU: наших выпускников разбирают не только профильные компании-разработчики, в подготовленных кадрах заинтересованы и финансовый сектор, и самый уязвимый сегодня энергетический сектор, и компании из других отраслей экономики, которые сегодня находятся на передовой цифровой трансформации. Круг задач и перспективы дополнительного IT-образования расширяются с каждым днем.
Что почём и как с дела работой?
Цена у всех разная, а с трудоустройством проблем обычно не бывает. К примеру, обучение в НackerU длится два или три семестра, стоимость освоения профессии составляет 200-300 тысяч рублей, есть и механизм финансовой поддержки студентов в виде стипендий, а в редком случае нетрудоустройства HackerU возвращает деньги, вложенные в обучение. Но поступить на наши программы непросто: начать учиться может только человек, прошедший предварительный отбор, ведь речь идёт о быстром овладении профессией.
Так система становится прозрачной и для обучающегося, и для работодателя. Студент на этапе отбора понимает, как мы учим и сможет ли он действительно стать тем, кем хочет, по итогам курса, подходит ли ему стиль обучения, его динамика и методика. Работодатель же понимает, что мы не учим специалистов «в стол», а готовим работников конкретно под запрос рынка, плотно общаясь с компаниями-партнёрами. Оценка знаний, умений и навыков во время отборочного курса — это своего рода диагностика, по результатам которой учебная часть принимает решение, получится ли нужный рынку специалист итогам курса и куда будет трудоустроен. Мы уже после отборочного курса знаем, какой студент в каком направлении будет развиваться и в какую компанию пойдёт работать после обучения. Это и есть гарантия трудоустройства на ожидаемую позицию для студента, а также гарантия кадрового обеспечения для бизнеса.
Московский Политех практикует долговременное обучение, 60% программ бесплатны для учащихся, дотируются государством, на остальных программах стоимость обучения начинается от 180 тысяч рублей. Уже на первом курсе здесь можно пройти базовый трек по Сisco, Microsoft, 1С и получить сертификат. Андрей Филиппович подчёркивает, что, по его наблюдениям, современные студенты очень амбициозны, многие из них начинают работать уже на третьем курсе, им удаётся, совмещая учёбу и работу, получать более 50 тысяч рублей в месяц. В этом году в Московском Политехе первый выпуск — ребята, начавшие обучение четыре года назад, — на 90% трудоустроены.
На курсах GeekBrains обучение проходит в режиме онлайн, на них готовят специалистов по 25 направлениям. В том случае, если прошедшему курс не удаётся трудоустроиться в течение полугода, ему возвращают деньги за обучение. Говоря о зарплатах выпускников, Евгений Картавец привёл в пример Java-разработчика со стартовым окладом 80-100 тысяч рублей.
Что дальше?
Все мы, участники дискуссии, пришли к выводу, что классическая вузовская система образования в сегменте инженерно-технических специальностей, hi-tech-направлений изживает себя. «Если бы все вузы работали так же, как вы!» — с горечью заметил один из зрителей. Однако вуз структура инертная и «сложносочинённая», что не способствует быстрым изменениям, и, в частности, поэтому нынешний бакалавр крайне неэффективно использует четыре года обучения.
Сегодня ситуация с «охотой за головами» студентов ещё до получения полноценной профессии приводит к тому, что студенты бросают вуз, остаются специалистами одной задачи и лишают себя в дальнейшем перспектив развития и карьерного роста. Для российской вузовской системы как основной кузницы кадров для страны важно уже сегодня начать менять стратегии, формы и содержание учебных программ. Необходимо развивать центры дополнительного образования в самих вузах, а также создавать независимые центры подготовки специалистов, чтобы ликвидировать уже существующий и предотвратить будущий дефицит кадров цифровой экономики.
Олесья Горьковая, CEO HackerU в России