Мария Келина, старший консультант компании «Контакт», InterSearch Russia
― Как Вы готовите звонок объекту хантинга (изучение личности, учёт особенностей) или меняете стиль беседы по ходу?
― Бесспорно, хантинг ― очень тонкое искусство. К звонку обязательно нужно готовиться, даже если в обычной жизни вы способны заговорить любого. К счастью, мы живём в цифровом мире, поэтому о человеке многое можно узнать по профилю из социальных сетей. Вам может пригодиться любая информация, даже знание того, что кандидат в отпуске или в командировке по бизнесу. Во время разговора важно гибко подстраиваться под собеседника. Если вы «хантите» топ-менеджера, то он охотнее поддержит диалог, который чем-то выделяется на фоне потока входящих звонков от рекрутеров, действующих по жёсткому прописанному скрипту.
― Что Вам скажет факт первого вопроса кандидата об уровне дохода на новом месте?
― Что у кандидата в данный период жизни сильная монетарная мотивация и он не хочет тратить время на заведомо неинтересную для него позицию. Возможно, ему звонят слишком часто, и таким образом он пытается отфильтровать поступающие предложения. Однако нельзя делать такой вывод лишь по одному вопросу, вполне вероятно, что остальные факторы работы человеку не менее интересны: бренд, задачи, финансовые показатели компании, команда и другое.
― Каким опытом должен обладать консультант, чтобы уверенно хантить топа из первой сотни российских фирм?
― Задачи такого уровня должны осуществляться квалифицированным рекрутером, который закрывает вакансии топ-уровня на протяжении минимум двух лет. Важен также не только опыт, но и личные качества консультанта. Хедхантер ― человек открытый, коммуникабельный, гибкий, при этом очень грамотный и чёткий в речи. Собеседник должен захотеть продолжить с ним диалог! Даже темп и тембр голоса имеют значение. Есть случаи, когда в хедхантинг приходят люди с реальным опытом работы в бизнесе в качестве менеджера по развитию или продажам. Это формирует более глубокое понимание специфики работы, о которой можно поговорить с топ-менеджером, и добавит вам «вес» в глазах кандидата, которого вы хотите «схантить».
― Какие разведтехнологии нужно знать при хантинге?
― Зачастую поиск в интернете даёт хорошие результаты. Около 70 % кандидатов можно найти в различных социальных сетях и выйти с ним на первый контакт. В случае если это ни к чему не привело, нужно уметь схантить кандидата напрямую через компанию, в которой он работает. Есть специальные методики, как дозвониться напрямую кандидату, минуя секретарей ресепшн, или узнать его номер через свою сеть рекомендаций.
― Что делать, если вам позвонили из службы безопасности компании, где работает объект хантинга, и грубо запугали вас угрозами?
― Фактически, если между хедхантинговым агентством и компанией нет соглашения о «ненападении» на сотрудников, вы не делаете ничего противозаконного. Конкурентный характер рынка предполагает, что вы в полном праве озвучивать предложения по работе топ-менеджерам. Случаи, когда вам звонят из службы безопасности с угрозами, довольно редки, но, если это произошло, советую сохранять спокойствие и не вступать в бурные обсуждения с целью защитить свою позицию. Такие нападки безосновательны.
― Поделитесь интересным кейсом из опыта вашего агентства по хантингу?
― Хантинг ― это новые истории каждый день, никогда не соскучишься! Пожалуй, в качестве классического примера можно упомянуть случай, когда мы вышли на топ-менеджера крупного банка через его водителя. Мы никак не могли связаться с данным кандидатом, но узнали номер телефона его личного водителя и очень сильно просили передать трубку боссу. В конце концов у нас это получилось, и с кандидатом мы пообщались.