Возрастные предпочтения имеют место быть при поиске работы

Автор: Анастасия Щербакова

Каковы перспективы развития современного рекрутмента ― процесса поиска, отбора и найма кандидатов? Какие тенденции наблюдаются на международном рынке? Как меняется подход работодателя к поиску современного кандидата? На эти и многие другие вопросы нам с удовольствием ответили спикеры из компании Indeed, Selgros и Leroy Merlin на встрече с говорящим названием «Окно в Европу», организованной Beta Press совместно с компанией Indeed.

«Основная масса наших соискателей ― это так называемые «миллениумы» (молодое поколение) и «бебибумеры» (старшее поколение), ― говорит директор по продажам (Indeed, Россия и Восточная Европа) Михаил Лагутин. ― Поэтому при поиске и найме сотрудников необходимо учитывать интересы и той, и другой группы. Например, старшее поколение недолюбливает работу в IT-технологиях, продажах и здравоохранении ― молодое же, напротив, отдаёт ей предпочтение, в то же время недолюбливая работу в производстве, строительстве, на транспорте и в менеджменте».

Когда современный соискатель ищет работу? В какие-то определённые дни, часы, времена года? Нет, он ищет её всегда ― в транспорте, по дороге в магазин и даже, возможно, на другой своей работе. Исследования показывают, что даже в новогодние праздники число соискателей никогда не опускается до нулевой отметки. Исходя из такой статистики, Михаил заключает, что для компании крайне невыгодно каким-либо образом ограничивать дни найма на работу, поскольку за это время она рискует упустить целый «пласт» потенциальных сотрудников. Примечательно и то, что на активность соискателей большое влияние оказывают политические и экономические процессы, происходящие в стране. Неизвестность будущего побуждает людей к дополнительным действиям, поскольку каждый стремится обеспечить себе хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне.

Также Михаил обращает внимание на основные критерии, исходя из которых современный молодой сотрудник ищет себе работу. В первую очередь, это желание гибкости во всём: найме, локации, условиях труда, балансе личного и рабочего времени. В отличие от более старшего поколения, которое хочет стабильности. И в этом аспекте компания Indeed идёт навстречу каждому сотруднику: даёт возможность иногда брать работу на дом и проводить встречи по скайпу, заниматься благотворительностью, которая сейчас приобретает всё большую популярность у молодого поколения (к слову сказать, средний возраст сотрудника Indeed ― 25 лет). Например, компания может подарить сотруднику фирменный подарок, а он, в свою очередь, может сам решить, что ему с этим подарком сделать ― оставить себе или отдать деньги, потраченные на этот подарок, на благотворительность. Также любой сотрудник может попробовать себя в разных должностях, чтобы понять, какая деятельность ему ближе, ― иными словами, его работа не ограничена какими-то жёсткими рамками, что даёт ощущение свободы даже в рабочее время.

Ещё один популярный тренд Indeed ― так называемый безлимитный отпуск. Это, естественно, не означает, что сотрудник может не приходить на работу, когда ему вздумается. Безлимитный отпуск создан для того, чтобы облегчать жизнь сотрудника в непредвиденных ситуациях, ― например, когда ему срочно необходимо уехать на несколько дней по семейным обстоятельствам либо же когда сотрудник чувствует, что ему требуется небольшой отдых ввиду эмоционального «перегорания». Стоит отметить, что такими поощрениями никто не злоупотребляет, а текучесть сотрудников в компании крайне низкая.

Максим Стариков, директор по работе с партнёрами (Indeed, Россия и Восточная Европа) также подмечает, что работа становится важнейшим элементом жизни человека, когда самоцелью является не заработок, а самореализация и карьерный рост. Поэтому задача работодателя ― не просто создать вакансию и закинуть её в интернет, а сделать её ещё и как можно более привлекательной для сотрудника, чтобы он не смог отказаться от такого предложения. Здесь немаловажную роль играет и удобство интерфейса сайта, на который заходит сотрудник: если там всё будет запутанно и трудно, вряд ли он захочет в этом разбираться ― скорее, просто поищет вакансию в другом месте.

Сайт компании Indeed в этом плане максимально удобен и создан исключительно для поиска вакансий. «То есть, если вы введёте, например, словосочетание «модная обувь», то поисковая система выдаст вам вакансии «продавец-консультант в обувной магазин», «менеджер обувного магазина» и всё в том же духе. Ничего лишнего», ― подытоживает Максим. Ввиду того, что большинство соискателей, вне зависимости от возраста, предпочитают искать вакансии с мобильных устройств, мобильная версия сайта также крайне удобна. Например, человек едет в метро и находит интересную для него вакансию. Он не обязан откликаться на неё мгновенно ― сайт позволяет сохранить понравившуюся вакансию, чтобы позже без труда найти её и вернуться к просмотру в более удобной обстановке.

Не менее интересен HR-опыт компании Selgros за рубежом, в частности в Румынии и Польше. Своим успешным кейсом с нами поделилась Татьяна Гришина, директор HR-департамента Selgros. Компания представлена в Москве и других городах России, даже не очень крупных (например, в Рязани). Также она входит в крупный европейский холдинг. В Румынии Selgros работает уже 17 лет ― всего в ней находится 21 торговый центр компании и пять тысяч сотрудников ― одним словом, дефицита в персонале нет.

Татьяна отмечает, что на первый план выходит работа с брендом работодателя. Так, многочисленные опросы и исследования показали, что никто из сотрудников не меняет работу у одного ритейлера на работу у другого, что свидетельствует о высоком качестве работы с брендом работодателя. Это наглядно демонстрирует и проект с буквальным переводом «Мы ищем страсть в Зельгрос», включающий в себя интервьюирование сотрудников из разных торговых центров ― в основном, рядового персонала. Таким образом, из многочисленных интервью сложилась картина основных ценностей компании. Большое внимание компания Selgros уделяет не только атмосфере внутри компании, но и мобильности сотрудников. То есть если компания видит, что потенциальный сотрудник заинтересован в высоком заработке, активной работе и карьерном росте, то она предоставляет ему поддержку в виде компенсации переезда, аренды квартиры на определённый период времени и предоставления дней отпуска для переезда и освоения на новом месте. Однако это касается только персонала, занимающего менеджерские позиции, ― рядовой персонал набирается по принципу работы рядом с домом, поскольку уровень дохода сотрудников не позволяет обеспечить им такую же мобильность.

Как набираются сотрудники в Selgros? Исключительно посредством интернет-сайтов ― компания совершенно не использует в своей работе печатные издания. Причём сайты ориентированы не только на поиск работы в Румынии, а на поиск работы по всей Европе, где Румыния ― одна из возможных локаций. По словам Татьяны, это наглядно демонстрирует принципы европейского рынка труда, который заботится о максимально комфортных условиях для своих соискателей.

Абсурдная ситуация: ввиду того, что современный рынок труда перенасыщен соискателями на вакансии, связанные с офисной работой, наблюдается существенный дефицит в других сотрудниках ― например, в водителях грузовиков. Да-да, и это совсем не шутка! «Дефицит персонала по этой должности составляет около 50 тысяч человек, ― не без удивления сообщает Татьяна. ― И такое положение дел вызывает к жизни всё новые проекты. Например, наши коллеги из Германии объединяются с коллегами из Польши для того, чтобы рекрутировать в Польшу водителей грузовиков. Когда ещё такое случалось?» В связи с такой колоссальной нехваткой сотрудников на эту должность выходит новый парадокс ― зарплата обыкновенного водителя грузовика невольно приближается к зарплате высококвалифицированного топ-менеджера!

Мероприятие завершилось выступлением Елены Шауловой, менеджера проектов по подбору персонала Leroy Merlin. В своей речи она отметила наблюдающуюся трансформацию самого процесса рекрутинга: теперь он становится всё более «ювелирной» и «прозрачной» работой. Мало просто назначить соискателю собеседование ― важно сразу «почувствовать» своего соискателя, выяснить, какие вопросы являются для него ключевыми ― вопросы заработка, статуса, интересного проекта или что-либо другое? Все это можно узнать только будучи в тесной эмпатии с человеком. Поэтому современный профессиональный рекрутер должен, по мнению Елены, обладать такими качествами, как аналитический склад ума, способность прогнозировать, высокий эмоциональный интеллект и терпение. На современном рынке высоких технологий, где всё движется и меняется каждую секунду, качественный и глубокий контакт с кандидатом зачастую становится решающим.

Анастасия Щербакова