Будь лидером, а не начальникoм

Автор: Наталия Костылева, GfK

Тема лидерства последнее время является одной из самых популярных и актуальных. Это не просто дань моде, этому есть объяснение. За последние десятилетия скорость развития и внедрения технологий только нарастала. Как следствие, в мире сформировался тренд на внедрение изменений во всех сферах и областях деятельности. Изменения эти затрагивают не только рынок технологий, они коснулись всех индустрий. Практически в любой области деятельности требуются люди, способные внедрять эти изменения.

Управление изменениями — задача не для менеджеров. Основная миссия менеджера — минимизация рисков и поддержание работы существующей структуры. А вот создание новых систем, процессов и подходов — это уже задача лидера. Именно поэтому в нашу эпоху перемен и тренда на ускорение без грамотных лидеров компания не способна сохранять конкурирующие позиции.

В США проводилось большое количество исследований на тему, какими же качествами должен обладать лидер. В результате опросов назывались более 100 индикаторов. Но есть 4 характеристики, которые упоминают все и которые считаются обязательными элементами проявления лидерских качеств.

1. Профессионализм. Нужно быть специалистом в своей области, знать предмет своей работы. Всем понятно, что сложно уважать начальника, который не разбирается в предмете деятельности и принимает непрофессиональные решения.

2. Энергия и позитивное отношение. Тема позитивного отношения к работе становится все более популярной. Даже некоторые крупные и успешные технологичные компании в последнее время говорят о том, что они скорее готовы обучать позитивных и вовлеченных сотрудников, чем брать на работу готовых профессионалов, разрушающих своим негативным влиянием всю атмосферу.

3. Понимание видения. Лидер должен понимать, что он делает, куда движется его команда, и уметь четко транслировать это видение. Люди скорее выберут амбициозные и на первый взгляд нереализуемые задачи, чем согласятся делать что-то понятное непонятно для чего. Задача лидера состоит в том, чтобы заинтересовать сотрудников в достижении цели.

4. Честность. Доверие является основой отношений как в личной жизни, так и в работе. Без доверия невозможно сформировать команду, а без команды невозможно достичь высоких результатов.

Очень важно создать вовлеченную команду. Безусловно, насколько команда будет хороша и вовлечена, зависит не только от менеджера, но и от каждого участника группы. Но роль менеджера в ней решающая. Люди могут не запомнить, что им сказал менеджер, что он cделал, но они обязательно запомнят то, как они себя ощущали при совместной работе. Чтобы создать сильную команду, очень важно вдохновлять других на раскрытие их потенциала, создавать динамичную среду для роста людей, находить время на менторство, помогать в сложных ситуациях. Нельзя все контролировать, нельзя сдерживать потенциал команды, обвиняя других в ошибках и таким образом создавая культуру страха быть «наказанным». Компания ничего не достигнет, если думать будет только руководство.

Проще всего определить, является ли менеджер лидером или нет, можно, ответив всего лишь на один единственный вопрос: «Есть ли у него последователи?» Если есть те, кто готов работать дополнительные часы, выполнять дополнительные задачи, поддерживать его во всех начинаниях, то можно утверждать, что мы говорим о лидере.

*Наталия Костылева, Руководитель отдела персонала и коммуникаций GfK

вопросы Гончаров А.
беседовала Верещагина А.