Сделайте атмосферу открытой, и «серому кардиналу» будет нечего делать в компании. Поколение Z именно это и любит делать — налаживать коммуникации.
Феномен «серого кардинала» не стоит воспринимать только отрицательно, хотя исторически термин появился действительно в негативном контексте. Иногда случается, что «серый кардинал» — это человек, который состоит при формальном лидере и выполняет функцию советника, консультанта. Например, собственник бизнеса слишком творческий, харизматичный, но не способен принимать быстрые, эффективные решения. В этом случае «серый кардинал» эффективно структурирует, управляет, делегирует задачи. И таких случаев мы знаем десятки, особенно в бизнесе, где собственник является генеральным директором, но, например, не получил бизнес-образования.
Они есть в каждом отделе компании?
― Это зависит от корпоративной культуры. На мой взгляд, появление «серого кардинала» говорит о ситуации внутреннего накала, противостояния в организации.
Отсутствие свободы, отказ от открытого диалога действительно увеличивает количество «серых кардиналов», которые могут появиться в любом подразделении.
Тратят ли hrd и СЕО силы на выявление этих «кротов» и степень их влияния или рассчитывают на мощь машины подавления инакомыслия в компании?
― Я пока не встречала случаев, где проводились бы масштабные и системные действия по выявлению таких «агентов влияния». Возможно, если компания большая, со сложной филиальной структурой, такие действия необходимы.
Степень влияния — от чего она может зависеть?
― Два основных фактора: 1) личностные характеристики «серого кардинал», которые добавляют ему статичности: его энергетика, способность убеждать или тонко манипулировать, умение чувствовать людей и их настроения; 2) корпоративная культура компании и атмосфера, которая характеризует ее в определенный момент времени.
Компания, где «кардинальчики» бесповоротно стали теневыми лидерами и без их согласия лидер не может ничего поменять в компании, подлежат полной смене людей или у вас есть идеи их очищения?
― Зависит от того, готов ли руководитель полностью отказаться от такого сотрудника. А вдруг это ведущий продуктолог, который полностью замыкает на себе поставщиков и имеет с ними отличные отношения? Или сотрудник отдела продаж, который стабильно приносит 80% прибыли? Нельзя сказать, что «серого кардинала» нужно увольнять в обязательном порядке. Напротив, если руководитель просто попытается избавиться от этого сотрудника, есть риск подорвать собственный авторитет в глазах других коллег.
Руководитель, управленец обязан быть хитрее и мудрее провокаций. Важно понять следующую вещь: появление «серого кардинала» — это частный случай или это системные проблемы вашей организации? Попробуйте подружиться с «серым кардиналом», при этом не нарушая субординацию. Уделите ему больше времени, чтобы понять его истинные мотивы. Возможно, «серый кардинал» жаждет власти, тогда вы можете делегировать ему бо́льшую ответственность там, где это возможно, или дать проектную работу. Если же «подрывная деятельность» принимает масштабы всей организации, значит, причину стоит искать в культуре общения внутри компании.
Бизнес-тренер К. Бордунос считает, что «серого кардинала» можно привлечь на свою сторону, если лидер сможет подружиться с ним и объяснить смысл изменений. Вы поспорите с ним?
...
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).
© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU
Мария Келина, Консультант кадрового агентства «Контакт» (входит в число лучших КА Москвы по итогам исследования УП за 2018 год)