Будни бизнеса - это внимание к деталям и познания... познания... всего нового
Большие партнеры могут подставить партнера побольшому. Как лучше страховать бизнес, работая с крупным партнером?
Для тех, кто обеспечивает бизнес услугами на аутсорсе, большой партнер — это хорошо и плохо одновременно. Такой клиент обеспечивает значительный денежный поток, но может создать и проблемы в случае внезапного расторжения договора, а именно так и поступили многие крупные компании, в кризис из экономии набирая кого-то in-house или переходя к более дешевым партнерам. Дело в том, что под такого клиента специально нанимается штат, и непосредственному работодателю придется разрешать все кадровые трудности: увольнять людей, выплачивать компенсацию. Подстраховаться можно, только привлекая большое число мелких клиентов, которые будут генерировать такой же объем доходов для нас, но при этом потеря каждого будет не критична.
На Западе любят личные знакомства с партнерами ради минимизации рисков. А у нас?
― Думаю, и для российского бизнеса, особенно работающего в сфере консалтинга, очень актуально правило «сто раз услышать и один раз увидеть». Когда речь идет о долгосрочных и капиталоемких проектах, лучше хорошо узнать партнера. Личная встреча, личный контакт очень важны. Я замечаю, что, как только я сама чуть отхожу от общения с клиентами, они постепенно теряют интерес. Поддерживать его можно, если хорошо знаешь собственников или топ-менеджеров партнерской компании, сможешь обсудить с ними не только рабочие моменты. Хотя в этом аспекте мы с западными компаниями как раз расходимся: там предпочитают на работе — только о работе.
Резерв партнеров. Нужен ли он и когда? (Например, в логистике, сервисе и т.д.) Как вы страхуете ваш бизнес от возможных сбоев в работе коллег?
― Я бы говорила о том, что нужен пул подрядчиков по ключевым для вас направлениям. Допустим, вам нужна услуга по предоставлению юридического адреса — у вас есть подрядчик, к которому вы обычно обращаетесь с такими задачами, но именно сейчас он говорит, что у него нет времени и возможностей. Не бросать же проект — мы обращаемся к другой компании. Поэтому всегда нужно иметь под рукой контакты проверенных партнеров.
Задержки в оплате: ваши советы коллегам в этом важном вопросе. Когда должник, накопив сумму, может стать и становится вашим «кредитором»?
― Любая задержка в оплате превращает компанию в кредитора. Если просрочка составляет 3–6 месяцев, уже можно обращаться в суд и взыскивать эту задолженность. Однако у нас нет судебных тяжб с нашими клиентами. Во многом потому, что мы тщательно подходим к выбору партнеров.
Как вы проверяете и изучаете надежность нового партнера?
― Это очень важный процесс, который благодаря современным инструментам можно осуществлять не выходя из рабочего кабинета и не тратя много времени. По большому счету мы проводим масштабную проверку безопасности. Начинаем с изучения материальной составляющей — финансового положения компании и владельцев — в помощь будут специализированные сервисы «СПАРК», «Контур-Фокус», «ТАСС-бизнес». Важную информацию можно извлечь из базы данных Бюро кредитных историй. Также нелишней будет проверка компании и владельца по картотеке арбитражных дел и на сайте Налоговой службы. Мы дополняем этот обычный для служб безопасности алгоритм тем, что узнаем, не находится ли директор в списке дисквалифицированных лиц. Проверить основные стоп-факторы можно за 30 минут, и мне странно, что есть предприниматели, которые игнорируют этот важный этап.
Что вам важно знать о личности лидера и топах такого нового партнера или это лишнее?
― Прежде чем начинать сотрудничество с новыми людьми, мы должны оценить их адекватность. Я обычно обращаю внимание на аккаунты потенциальных партнеров в Facebook или других соцсетях, просматриваю материалы в СМИ, где они упоминаются. Кроме того, при возможности я расспрашиваю своих коллег и представителей компаний, которые уже имели контакты с теми, кто нас интересует. Такая подготовка позволяет понять психотип и интересы человека для упрощения межличностного взаимодействия.
Кстати, если люди ведут себя неадекватно на первых встречах, не следует и начинать сотрудничество с такими партнерами.
Корпоративная культура. Какую роль вы бы ей отвели в эффективности управления в компаниях?
― Корпоративная культура стала модной темой несколько лет назад. Но это случай, когда хайп по делу. С эволюцией рабочих мест и бизнес-процессов возникает необходимость в эффективном инструменте, который поможет компании стать более привлекательной для клиентов и партнеров; привлекать и удерживать лучших сотрудников. Сейчас в гонке по поиску талантов выигрывают бренды с сильной и здоровой корпоративной культурой: для миллениалов важными условиями при рассмотрении вакансий становятся кинотеатры, тренажерные залы и гольф-симуляторы в офисах или возможность приходить на работу с четвероногим питомцем… Все усилия собственников и топ-менеджмента компании должны быть сосредоточены на создании места, где сотрудникам хотелось бы работать и полноценно себя раскрывать. Здесь все просто: счастливые сотрудники делают счастливыми клиентов, что приносит счастье владельцу бизнеса. Это подтверждается статистикой: есть исследования, которые показывают, что число удовлетворенных клиентов у компаний с сильной корпоративной культурой возрастает на треть. Delloite подсчитал, что такие предприятия более инновационны и открыты новым технологиям, что выводит в топ-3 на рынке.
Сколько времени в день, в месяц вы уделяете оперативным вопросам управления? Какие вопросы вы не можете делегировать топам?
― Оперативными вопросами приходится заниматься ежедневно. Я уделяю им около половины всего рабочего времени. При этом не боюсь делегировать — за собой оставляю только некоторые вопросы стратегического характера и взаимодействия с клиентами.
Пробовали уехать на месяц, год на остров и понаблюдать за эффективностью работы вашей команды? ― Не пробовала, потому что уверена, что ничего хорошего из этого не выйдет. Практика показывает: как только я уезжаю более чем на неделю, начинаются проблемы. Дело не в том, что сотрудники не справляются. Эффективность их работы от отъезда собственника не страдает, тем более что есть удобные инструменты для удаленного контроля и связи. Клиенты хотят, чтобы я была в прямом доступе. Наверное, это особенность именно консалтинга: они приходят к нам за помощью и советом, когда сомневаются или не знают, как поступить, поэтому им важно ощущать ежедневную, даже круглосуточную поддержку.
*Наталья Ионова, Генеральный директор в CAF GROUP LLC беседовала И. Галкина