Каждый хочет построить свою версию «прекрасного будущего»

Автор: Татьяна Кожевникова

Какие знания по теме мотивации Вам дал разнообразный опыт работы директором по управлению персоналом в крупных и известных компаниях (Mars, Росатом, METRO C&C) в отличии, например, от опыта работы только в одной компании небольшого размера?

Работа в лучших мировых компаниях позволяет на практике (а не из книг) узнать о самых передовых инструментах материальной и нематериальной мотивации. Кроме того, в таких компаниях очень высокий калибр специалистов, что помогает многому научиться от коллег и начальника. Например, в METRO C&C в период моей работы в компании топ-команда состояла из очень опытных руководителей международного уровня: достаточно сказать, что операционным директором был экспат из Голландии, который сейчас является президентом компании «Магнит», а финансовым директором - коллега из Болгарии, который долгое время возглавлял IKEA Centres Russia. Управлять людьми такого калибра это очень интересная, но в то же время сложная задача. Я наблюдала за тем, как наш СЕО успешно справляется с такой «звездной» командой, и училась у него. В небольшой компании (особенно если это российский бизнес) у меня такой возможности не было бы.

Основной вывод, который я сделала для себя, это то, что мотивация топ-менеджеров и управление ими это очень тонкая материя, и не у всех это получается. Помимо стратегического видения и харизмы, СЕО должен иметь высокую степень развития эмоционального интеллекта. В российских компаниях первые лица зачастую пытаются доминировать с помощью унижений, оскорблений и постоянного сталкивания коллег лбами.

Обычно это признак неуверенности в себе и отсутствия лидерских качеств. Иногда это означает наличие «собственной повестки», то есть ситуации, когда приоритетом является не успех бизнеса, а личное обогащение или собственный карьерный рост любой ценой.

Лидеры с высоким эмоциональным интеллектом делают правильные вещи, потому что они искренне заинтересованы в эффективности компании и искренне уважают людей, с которыми работают. Они создают особую атмосферу в топ-команде с помощью не очень важных (на первый взгляд) деталей: уважение к мнению коллег, совместные обеды и поездки в командировки, неформальное общение после работы, празднование торжественных дат, памятные подарки. Но в итоге оказывается, что это не просто приятные детали, которые вызывают у топ-менеджеров положительные эмоции. Они представляют собой инструмент формирования доверия внутри команды, которое, в свою очередь, повышает эффективность совместной работы и качество принимаемых решений. В командах, где директора опасаются генерального директора, реже происходит откровенное обсуждение проблем, руководители не высказывают своё мнение. Это негативно сказывается на бизнесе. В топ-команде, где руководители чувствуют себя комфортно с эмоциональной точки зрения, формируется позитивная атмосфера, которая немедленно передаётся всей организации. Вовлечённость персонала выше в тех компаниях, где членам
правления нравится работать друг с другом, и где сотрудники видят их вместе на всех корпоративных мероприятиях.

Сильный HR brand позволяет привлекать к разговору нужных ценных кандидатов. Но вопрос их мотивации ­ это уже новая глава?

Безусловно, привлечение, удержание и мотивация талантов — это отдельные HR процессы, зависящие от разных факторов. HR бренд (а также уровень фиксированной оплаты труда) важны для привлечения кандидатов, а на мотивацию больше влияют инструменты нематериального поощрения: позитивный опыт сотрудника, признание и уважение со стороны коллег и руководителей, внутреннее соревнование между подразделениями организации, возможность сделать карьеру. Также мотивация зависит от правильно сконструированной системы переменного вознаграждения.

Адизес интересно описал этапы жизни компании, а что Вы можете сказать о трансформации мотивации во времени? Как она может измениться у ценного специалиста через полгода, два года, пять лет? Что происходит с мотивацией по мере взросления компании?

― Если специалист долго работает в компании на одной и той же должности, то в большинстве случаев его мотивация изменяется по параболе. Первое время она не очень высокая: новый сотрудник входит в курс дела, знакомится с коллегами и бизнесом, не все получается, уровень стресса достаточно высок. Через полгода человек обычно полностью интегрируется в организацию, у него/нее появляются друзья, он/а начинает ассоциировать себя с компанией и гордиться ее брендом. Мотивация растет, и этот рост продолжается примерно 2-3 года. Через 4-5 лет, проведенных на одной должности мотивация начинает падать, поэтому, если работодатель не хочет потерять ценного специалиста, он должен предложить ему/ей что-то новое: более высокую должность, релокацию в другой регион или страну, смену функционального направления или дополнительные обязанности, например, наставничество.

Что касается жизненного цикла компании, то этап развития, на котором она находится, влияет не на мотивацию, а на тип сотрудников, которые будут там наиболее эффективны.

На стадии зарождения и активного развития нужны сотрудники с одним набором компетенций, а на стадии стабильности – с другим. Если подобрать правильных сотрудников, то и на мотивацию придется тратить меньше усилий и времени.

Приход в компанию нового СЕО влияет на мотивацию? Почему порой от нового босса уходят ценные топы­менеджеры?

― Любой СЕО напрямую влияет на мотивацию команды, причём неважно, пришел ли он недавно, или работает уже много лет. Ценные топ-менеджеры могут уйти в любой момент, поэтому наблюдать за их эмоциональным настроем надо постоянно. Причин ухода может быть много, в своей книге «Мотивация как она есть» я выделила наиболее часто встречающиеся и назвала их «врагами мотивации». К ним относятся несправедливость и двойные стандарты (например, наличие у СЕО фаворитов, которым можно то, что не прощают остальным); корпоративный цинизм и несоответствие слов делу, коррупция, непрофессионализм, недоверие, неуважение и нетерпимость к ошибкам подчинённых, недостаток информации и непрозрачность процедур и системы принятия решений, бюрократия и неправильное использование такого мощного фактора, как деньги (например, субъективные решения о повышении зарплаты отдельным руководителям, выплата им разовых бонусов, выделение персональных льгот, не предусмотренных политикой компании).

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU

*Татьяна Кожевникова

 


беседовала И. Галкина

Журнал ,
2019 г.