Игровые техники в онлайн-курсах и дистанционном обучении начали обретать популярность. Однако геймификация без понятных целей не принесет результатов, к тому же, может привести к излишним тратам времени и денег.
Цель этой статьи – осветить важные принципы геймификации в онлайн-обучении и помочь руководителям сделать первые шаги в построении эффективного игрового процесса в своём учебном курсе.
Для поиска различных программ дистанционного обучения, мы рекомендуем проект BrainUp - это агрегатор онлайн курсов , где любой желающий может найти и выбрать подходящий курс по тематике, отзывам, отсортировать по цене, рейтингу и популярности.
Прежде чем внедрять геймификацию в онлайн-обучение, руководителю необходимо ответить на ряд важных вопросов. Авторы книги «Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса» К. Вербаха, Д. Хантера предлагают ответить на 5 вопросов:
Зато с помощью игры вы можете построить работу в команде, повысить мотивацию выполнять повседневные рутинные задачи, сформировать необходимый навык.
Подумайте над тем, какого целевого действия вы хотите добиться с помощью игры. Ваша задача — мотивировать решать довольно однообразные задачи? Или проводить на обучающем портале как минимум 30 минут ежедневно?
2. Кто будет участвовать в игре?
Опишите учеников, обучающихся в рамках ваших онлайн-курсов, чтобы выбрать те игровые механики, которые их заинтересуют, а не отпугнут. Важно максимально подробно описать их, не ограничиваясь при этом общими характеристиками, такими, как «женщины 40-45 лет, замужние». Сделайте конкретные описания пользователей, и чем детальнее они будут, тем лучше.
- потребность в автономии (Я сам выбираю, играть или нет, я выбираю, во что играть и как достигать успеха)
- потребность в компетентности (Я разобрался и справился. Я победитель!)
- потребность в признании (Я могу поделиться результатом с друзьями и другими пользователями).
Давайте посмотрим, как должна быть устроена игра в онлайн-образовании, чтобы решать все эти потребности слушателей онлайн-курса:
- Предлагайте пользователям несколько разноформатных игр и давайте выбор, принимать участие в игре или нет.
- Не увлекайтесь игровыми механиками, которые способствуют конкуренции между игроками. Далеко не всем это нравится: некоторые не захотят играть в такие игры из страха проиграть. Лучше предусмотреть разные виды взаимодействия «игрок против игрока», «игрок против системы», «команда против системы».
- Предусмотрите возможность делиться результатами и достижениями как в игровой системе, так и за ее пределами (например, в социальных сетях).
- Придумайте, каким будет награждение участников, выполнивших то или иное задание. Это могут быть материальные награждения (скидка у партнеров или дисконт на ваши платные продукты, подарки), так и нематериальные (справившись с тестом, игрок может получить доступ к библиотеке, фильмам, новый статус и вместе с ним новые возможности в игровой системе).
- Пропишите понятные правила, чтобы игрок знал, какие его действия награждаются баллами, очками или чем-то еще. При этом продумайте несколько промежуточных точек, достигнув которых, пользователь получит неожиданное для себя вознаграждение. Это может быть небольшой плюс к общему счёту баллов, мотивационное письмо, электронная книга в подарок. Такие неожиданные «подарки судьбы» вызывают гораздо больше эмоций, чем ожидаемая награда.
- Не используйте внешние мотиваторы там, где можно задействовать мотиваторы внутренние. Так, человек может играть, чтобы получить приз, и тогда через какое-то время игра становится механическим действием и перестает приносить удовольствие. Совсем другое дело, если у игрока есть внутренняя мотивация: например, он играет, чтобы стать лучшим среди коллег, приобрести навык, решить личную задачу или видит, что его игровые действия приносят пользу команде или миру в целом (такие техники используют природоохранные компании, обучая пользователей сайтов раздельному сбору мусора и другим принципам экологичного поведения).
- Давайте игрокам быструю обратную связь как на правильные, так и на неверные действия.
Игровые элементы в геймификации онлайнобучения
В игре, которую вы организуете в своей компании, может быть использован только один элемент или их комплекс:
Очки. Или баллы, которые зарабатывает игрок, выполняя действия. Они могут показывать прогресс в игре, место в общем рейтинге. Однако увлекаться ими не стоит: очки однообразны, абстрактны, и набор баллов может мотивировать пользователей только до определенного предела.
Очки должны показывать участникам, что они действуют правильно. С помощью баллов игроки могут получить следующие бонусы:
- Ресурсы (то, что можно потом использовать в обучении);
- Состояние победы (набери баллы – получи приз);
- Детальный механизм обратной связи (важно, чтобы обратная связь было оперативной);
- Показатель статуса участника в игре.
Бейджи. Более содержательная версия очков. Бейджем может стать новое звание (например, «мастер игры»), звездочка (полученная за выполнение квеста). Преимущества бейджа в том, что он становится знаком статуса, репутации в игровом мире. Они могут играть особую роль в корпоративной среде и быть знаком для работодателя, что сотрудник достиг особых успехов в обучении. Важная роль бейджей в том, что они дают игрокам ощущение сходства интересов.
Рейтинги. С одной стороны, становятся частью обучающей среды и будят здоровую конкуренцию, с другой, могут снижать мотивацию играть, если участник понимает, что первое место недостижимо. Лучше работают рейтинги, которые учитывают несколько показателей. При использовании рейтингов нужно помнить о следующих принципах:
- Рейтинги мотивируют только тех, кто близок к вершине;
- Рейтинги мотивируют только во время игры;
- Необновляемые рейтинги могут демотивировать участников;
- Если обнулять рейтинг, то это демотивирует средних участников и тех, кто чуть выше;
- Рейтинги на выбывание использовать не стоит, иначе игру покинут и те, кто в середине.
Награды в игре
Виды наград, которые можно использовать в геймификации обучения:
- Похвала (любой комментарий о наказании должен быть в информирующей формулировке);
- Дополнительные очки/баллы;
- Дополнительное игровое время;
- Проход (за действия может перейти быстрее к определенному этапу);
- Зрелище (посмотреть на что-то красивое или послушать);
- Самовыражение (показать своё творчество);
- Сила (позволяет эффективнее собирать награды в игре);
- Дополнительные ресурсы в игре.
Разумеется, это не единственные элементы, из которых будет состоять ваша игра. Скорее, это отправная точка для движения к осмысленной геймификации.
Игровые механики геймификации
Из чего будут состоять игровые практики на портале учебного курса? Вот несколько возможностей:
- Игровые задания (тесты, квесты, упражнения, загадки). Задания должны быть достаточно сложными, чтобы, добившись успеха, игрок чувствовал удовлетворение.
- Шансы (элементы случайности в игровом пространстве).
- Соревнования (в ходе которых один игрок или команда выигрывают, а другой игрок или команда — проигрывают).
- Сотрудничество (возможность объединить усилия, чтобы достичь результата)
- Ресурсы (очки, бейджи, артефакты, которые игрок стремится получить)
- Сделки (возможность обмена или купли/продажи между игроками или игроком и системой)
- Обратная связь (информация об успехах игроков).
Алгоритм внедрения геймификации в обучение
1. Определите цели заказчиков.
В первом шаге алгоритма необходимо определить цели самих организаторов игры – держателей учебного процесса. Здесь нужно ответить самим себе на вопрос: «Чего мы хотим добиться с помощью геймификации?».
Оптимальным способом сбора целей геймификации от самих заказчиков является «мозговой штурм». Пригласите руководителей проектов, сотрудников, ответственных за наполнение учебного курса, и всех, кто причастен к его формированию на совещание. В рамках совещания составьте список ваших целей, которых вы планируете достичь в результате участия обучающихся в игре.
2. Опишите ваших игроков.
Составьте портреты ваших будущих участников, если у вас их ещё нет. По сути, это целевая аудитория вашего онлайн-курса и вы наверняка ориентировались на их характеристики перед продажей курса.
Составьте список их целей в обучении. Ответьте на вопрос от лица аватара вашей целевой аудитории: «Что я хочу получить в результате данного обучения?». Эту работу также можно проделать путём сбора вариантов ответов от ваших сотрудников. Хотя самый лучший способ – получить ответы на данный вопрос от самих обучающихся, это будет прямая, проверенная, а не гипотетическая информация.
3. Объедините цели игроков и заказчиков.
Этот шаг – самый главный в алгоритме! Зачастую цели заказчиков и цели самих игроков очень сильно разнятся. Руководители учебного проекта ставят свои цели и выстаивают весь процесс обучении в соответствии с ними. А игроков эти цели не мотивируют, т.к. расходятся с их личными взглядами на результаты обучения. Поэтому очень часто геймификация, организованная в обучении, терпит неудачу и неинтересна участникам.
4. Обозначьте Путь игрока.
После объединения целей игроков и заказчиков важно продумать траекторию движения учащегося по учебному курсу:
- как именно он будет проходить блоки обучения – от урока к уроку/от модуля к модулю/от цикла модулей к следующему циклу;
- сколько времени игрок может уделить тому или иному блоку;
- какие игровые элементы вы будете использовать на каждом этапе;
- какие награды получит участник при прохождении конкретного этапа;
- каковы критерии успешного прохождения учебного этапа и получения награды;
- с помощью каких приёмов вы можете задействовать внутреннюю мотивацию игроков.
5. Добавьте элементы Fun в свою геймификацию.
Слово «fun» переводится как «забава, веселье, интерес». Добавление забавных, веселых игровых элементов делает участие игроков в геймификации более увлекательным и интересным для них. Прохождение учебного курса, особенно, более длительного по продолжительности (более нескольких месяцев), утомляет обучающихся, происходит падение мотивации обучения. Причем, это неизбежный процесс, и связан он с несколькими факторами. Именно поэтому элементы фана не только можно, но и нужно добавлять в процесс геймификации обучения.
В качестве фановых элементов можно использовать различные элементы, которые могут заинтересовать аудиторию вашего учебного курса. Это могут быть нарисованные персонажи, дающие подсказки, напоминания или поддержку игроку в процессе обучения. Яркий пример такого персонажа – львёнок Лео в онлайн-школе английского языка Lingualeo. Либо «Книга гаданий», если она уместна в вашем учебном курсе, поможет игрокам немного отвлечься и повеселится, находясь на вашем интернет-ресурсе.
6. Определитесь с инструментами.
На данном этапе алгоритма необходимо чётко прописать, какие игровые элементы, техники и механики вы будете использовать в своей геймификации. При этом нужно всё также ориентироваться на вашу аудиторию, продолжительность курса и ваши возможности. Не перегружайте учебный курс игровыми элементами, лучше, если их будет не очень много, но они точно будут мотивировать учеников на участие в игре.
7. Попробуйте прототипы.
Перед внедрением проекта геймификации в процесс обучения нужно протестировать его на целевой аудитории, то есть, на тех, кто непосредственно будет участником вашей игры. Можно создать небольшую фокус-группу из числа ваших учеников, как из новых, так и старших потоков обучения. И опробовать процесс геймификации на определённом блоке курса с данной фокус-группой.
8. Ответьте на проверочные вопросы и найдите оптимальное решение.
После проведенного теста вашего проекта геймификации организуйте сбор обратной связи от участников фокус-группы. Определите, как с учётом обратной связи, вы можете улучшить процесс игры, возможно, какие-то элементы нужно будет исключить, другие – заменить, а, может, ваш проект геймификации окажется настолько удачным, что не потребует изменений.
9. Осуществите запуск и поддержку проекта.
Это завершающий этап в организации геймификации. На данном этапе важно автоматизировать процесс игры: начисление баллов, выгрузка рейтингов участников, присуждение бейджей и их отражение на учебной платформе. Все процессы должны работать без сбоев, иначе, чувство несправедливости из-за неверных результатов игры превзойдёт заинтересованность в участии.
Пример геймификации из практики
Пример геймификации приведен из реальной практики компании, которая занимается онлайн-обучением предпринимателей.
1. Учебный онлайн-курс, организованный компанией, длится 6 месяцев – это достаточно долгий период для онлайн-обучения, поэтому важно дополнительно мотивировать обучающихся. В учебном курсе предусмотрено 6 блоков обучения, по одному на каждый месяц.
2. Все ученики объединены в команды по 5-7 человек (принцип объединения в команды основан на едином часовом поясе участников либо общему территориальному расположению). Команды периодически общаются между собой выбрав любой удобный для этого способ (скайп, зум, конференц-связь, группы в мессенджерах).
3. За корректное и своевременное выполнение заданий учебного блока участник получает определенное количество баллов. Баллы всех участников команды суммируются в общую копилку. Наличие команды способствует тому, что у участника появляется ответственность не только за себя, но и за командный результат. Поэтому отстающему игроку команды оказывают необходимую поддержку в обучении. В системе работают кураторы обучения, которые занимаются проверкой заданий участников и ведением рейтингов.
4. Компания имеет своё закрытое сообщество в социальной сети, в которой по итогам месяца обучения публикуются рейтинги команд. Это повышает статус победителей и побуждает другие команды стремиться к победе.
5. Помимо баллов команде-победителю по итогам месяца обучения присуждаются тематические бейджи (по теме учебного блока, изученного за этот месяц).
6. Команды, получившие призовые места за весь период обучения, получают в награду доступ к закрытой библиотеке знаний; скидки на другие обучающие курсы компании; возможность принять участие в уникальных проектах компании.
Не обязательно использовать весь набор возможностей, чтобы создать успешную игровую систему. И на любом этапе внедрения игровых практик в обучающую систему помните, что ваша задача — прежде всего, научить. Нет ничего плохого в развлечении и игре, но она не должна становиться основной целью.
Мимоза Гафурова, Беседовала А. Верещагина