В этой статье я делюсь своим опытом, ненаучными наблюдениями того,
как проявляется оппозиция на начальной стадии в жизни руководителя в организации. Оппозиция
есть в любой организации у любого руководителя. Только об этом действующие
руководители не только не говорят вслух, но предпочитают не сознаваться даже
себе. Утешают себя толерантным отношением, плюрализмом мнений, конструктивной
критикой, демократией. Вариантов самообмана много. Игнорирование противодействия себе, своим
задачам со стороны сотрудников на начальном этапе приводит к открытой
оппозиции, конфликтам, борьбе коалиций внутри отдела, компании, совета
директоров и т.д. Данной статьей, приглашаю разглядеть в своем окружении
«начинающих оппозиционеров» и задуматься, как Вам начать взаимодействовать с
ними, избегая типовых ошибок, и не дожидаясь открытого противостояния.
Что такое оппозиция?
Словари
в поисковых системах дают такое определение. Оппозиция (от лат. oppositio —
противопоставление) — 1) несогласие, противодействие, сопротивление,
противопоставление своих взглядов; — 2) группа лиц внутри общества,
организации, коллектива, которая против...
Причиной
оппозиции в организации я вижу некомпетентность отношений в иерархии.
Поводом
для противостояния коллеги Вам является его негативная оценка Вас, вашей
задачи, Вашего решения и т.д.
Суть
оппозиции в организации — подмена основного вида деятельности, отказ от
выполнения задачи, вклада в общее дело в пользу чего-то значимого для себя.
Как проявляется оппозиция на начальной стадии?
1. В форме шутки. Точнее, подшучивания над Вами и Вашим: вашей задачей, Вашим решением, Вашим способом
достижения цели, Вашей инициативой.
Чем
отличается такая шутка от простого юмора, веселья, которое дает мгновенную
эмоциональную разрядку для всех? Тем, что просто юморист не стремится снизить
Ваш статус, значимость и серьезность Ваших слов и намерений. Просто юморист
знает подходящее время и место. Над хорошей шуткой смеются все вместе. При
высмеивании смеются вместо работы. Часть или один участник команды смеется,
когда другая часть, чаще руководитель, работает. Оппозиционер использует юмор,
как социально-адаптированную форму агрессии.
Вместо открытого возражения Вам, он скрыто заявляет свое несогласие. При
этом, получает поддержку смеющихся и отвлекает внимание всех на себя. Таким
образом, иногда бессознательно противопоставляет себя Вам, перехватывает
инициативу.
Какое
поведение руководителя является ошибочным в подобных ситуациях? Отмечу три варианта: Игнорирование,
подавление, и любое оправдание или объяснение.
К сожалению, именно такие реакции являются типовыми.
Предлагаю
рассмотреть на примере. Руководитель
офисного подразделения, когда ставит задачу, всегда слышит шутку про погоду:
«Нельзя сейчас это делать. Дождь /снег / солнце / штормовое предупреждение на
улице».
Ответ –
игнорирование. Руководитель продолжает о
своем, когда его не слушают. Или уточняет, как погода влияет на работу в
офисе. Ошибка в том, что игнорируется
противостояние постановке и выполнению задачи. Руководитель сам отказывается от
постановки задачи и переключается на тему шутки.
Ответ –
подавление: «Все комментарии после того, как я закончу». Ошибка в том, что Вы
сами вычеркиваете себя из списка тех, кому можно возражать.
Ответ –
оправдание: «К сожалению, у меня мало времени. Поэтому я закончу.»
Ответ-
объяснение фокусируется на «почему». Почему задача важная, почему слушать нужно
внимательно, почему шутки не уместны, почему топ-менеджмент принял такое
решение...
Именно подобное поведение приведет к развитию противостояния и следующим формам проявления провокаций.
ПОЛНЫЕ ТЕКСТЫ МАТЕРИАЛОВ ЖУРНАЛА
ДОСТУПНЫ ТОЛЬКО ДЛЯ
ПОДПИСЧИКОВ
ДЛЯ ДОСТУПА К
ПОЛНОЙ ВЕРСИИ ПРОСИМ ВАС
ЗАРЕГИСТИРОВАТЬСЯ
КАК ПОДПИСЧИК,
ВЫСЛАВ ЗАЯВКУ НА
АДРЕС:
TP@TOP-PERSONAL.RU