Что Вы скажете тем лидерам
бизнеса, которые мотивацию не считают важным моментом эффективности, уповая на технологии, систему менеджмента и контроль?
Мне казалось, что таких уже не осталось.
Сейчас все знают, насколько важны мотивация и вовлечение сотрудников.
Немотивированные сотрудники не показывают требуемых результатов, и от этого
страдают показатели компании. Другое дело как мотивировать.
В каких видах бизнеса мотивация есть ключ к успеху?
―В
принципе, в любых. Если вы не осознаёте, что в компании существует своя
корпоративная культура, это вовсе не отменяет того, что она у вас есть. Так же
и с мотивацией. Для того чтобы сотрудники делали все для развития и процветания
компании, нужна система мотивации, и это не зависит от вида бизнеса.
Другой
вопрос, что нет смысла заниматься «плюшками» или вопросами самоактуализации,
если не решен вопрос с базовыми потребностями сотрудника. Если компания будет
платить своим сотрудникам существенно ниже рынка, то ДМС, фитнес или участие в
кросс-функциональных проектах их мотивировать не будут.
Неформальные лидеры могут свести на нет усилия лидера по мотивации людей?
― Само
определение неформального лидерства говорит за себя – «обладают
властью/влиянием над сотрудниками».
Свести
на нет усилия «лидера по мотивации людей»? Если мы говорим о настоящем лидере,
то не могут. Если в компании есть неформальные лидеры, это может сказаться на
ее деятельности как положительно, так и отрицательно. И зависеть это будет во
многом от поведения формального лидера.
Необходимо
понимать, что «неформалы» благодаря своим личностным качествам и харизме могут
определенным образом влиять на коллектив. Считаю, что лидеру обязательно нужно
работать с ними в тандеме. Каждый лидер должен знать, что можно поощрять
инициативу неформальных лидеров, предоставлять им условия для профессионального
роста, используя при этом различные подходы – проекты по наставничеству,
подключать к сложным нестандартным задачам, участвовать в формировании корпоративной
культуры, организации корпоративных и спортивных мероприятий и т.д.
Мотивация — это оркестр из разных инструментов или соло лидера? Надо ли синхронизировать мотивацию всех важных специалистов?
―
Народная мудрость гласит: люди приходят в компанию, а уходят от руководителя. И
конечно мало кто осознает, что демотивированный персонал – это последствия
неправильного управления руководителя. Способность мотивировать персонал
является необходимой компетенцией лидера. Одна из главных задач лидера
/руководителя – построить такую мотивационную систему, благодаря которой
эффективность работы окажется максимальной.
Если
рассматривать оркестр как командную работу, то помимо индивидуальной мотивации,
должна быть и командная, ориентированная на достижения общей цели. И тут важную
роль играет первое лицо компании и его проводники – топ-менеджеры.
Если
речь об оркестре как о составных частях мотивации, то безусловно надо понимать,
что люди разные, поэтому реагируют на разные вещи. Хороший HR должен держать
руку на пульсе и через обратную связь стараться выявлять актуальные мотиваторы
ключевых специалистов и работать с ними совместно с непосредственными
руководителями этих сотрудников.
Есть лидеры, которые мотивируют только ТОПов своей команды. Так можно?
―
Компания – единый механизм. Результаты и успех, которые достигает компания, –
общие на всю команду. Если лидер команды замотивирует только ТОПов, то
остальная команда в дальнейшем вряд ли позволит собой управлять. И о каком
результате в таком случае можно говорить?
В
настоящее время, когда в компании могут работать разные поколения, лидер должен
не только иметь эмоциональный интеллект и понимать сотрудников, но и быть
искренним, обладать развитой способностью к эмпатии. Нужно уметь мотивировать
разные поколения и группы сотрудников, учитывая, что одни и те же мотиваторы
просто не будут работать.
Если
подчиненные перестали видеть смысл в своей деятельности, то никакие угрозы не
смогут их заставить выполнять свои задачи. Лидер будет добиваться лучшего
результата, если найдет подход к каждому сотруднику, тем самым давая
возможность почувствовать свою ценность для команды.
15 лет назад фитнес и ДМС както был интересен людям. Что сегодня?
― И
сегодня тоже. Вопрос: кому и когда? Об этом много говорили и продолжают
говорить. Не буду подробно останавливаться на том, что есть: мотивация
привлечения, удержания, мотивация к эффективной деятельности.
На
каждом этапе развития сотрудника в компании и самой компании могут работать
абсолютно разные мотиваторы и надо уметь их выявлять. Кроме того, стоит
учитывать и потребности человека в данный момент времени, а они могут меняться,
соответственно будут меняться и мотиваторы.
Если
смотреть на статус позиции в компании, то мы с вами знаем, что линейного
сотрудника мало мотивируют стратегические цели, и наоборот. Мы должны говорить
не о том, что какие-то из инструментов перестали работать. Важнее найти те,
которые будут подходить именно нашим сотрудникам в текущий момент времени для
получения наилучшего результата.
Сказать
однозначно, что ДМС и фитнес больше не мотивируют нельзя. Для поколения Z важно
чувствовать свою значимость для общества, приносить пользу и принимать участие
с компанией, к примеру, в благотворительных акциях. Им также важны свободный
график, бренд работодателя, коучинговый подход в руководстве, непрерывное
развитие, персонализация, общение, самореализация. У поколения X другие якоря:
стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Им важны ДМС, гарантии, социальные
льготы.
В своё время было введено
понятия «кафетерия» как гибкой программы бонусов и льгот в рамках
дополнительной мотивации. В рамках программы сотрудник сам мог выбирать, что
интересно именно для него: ДМС, питание, фитнес, дополнительное обучение, компенсация
расходов на туристические поездки или что-то другое. Сотрудник видит стремление
компании удовлетворить важные для него потребности. Этот механизм как работал
раньше, так актуален и сейчас.
Известный
факт, что удержать ценного сотрудника невозможно только деньгами, поскольку
когда-нибудь его перекупит другой работодатель. Наша задача максимально полно
удовлетворить потребности сотрудника и своевременно корректировать инструменты
стимулирования. Это позволяет обеспечить вовлеченность и лояльность работника.
К
примеру, у нас в холдинге занятия спортом всячески поощряются. Ежегодно
формируется спортивный календарь событий, проходят 2 спартакиады и соревнования
предприятий более чем по 10 видам спорта. В каждом физкультурно-оздоровительном
комплексе проводят тренировки профессиональные инструктора. Наши предприятия в
Тульской области запустили фитнес-программу «Новое тело за 9 дней», участники
регулярно посещали групповые занятия, получили индивидуальные программы
питания.
На ряде предприятий действует велосипедное движение. Президент компании возглавляет Федерацию бокса в Тульской области и развивает этот олимпийский вид спорта. Мы массово принимаем участие в забегах и других городских и областных спортивных мероприятиях. После занятия спортом сотрудники возвращаются «свежие», энергичные, сплоченные, еще более способные к эффективной работе.
Полные Тексты материалов журнала
доступны только
для подписчиков
ДЛЯ ДОСТУПА К ПОЛНОЙ ВЕРСИИ ПРОСИМ ВАС
ЗАРЕГИСТИРОВАТЬСЯ КАК ПОДПИСЧИК,
ВЫСЛАВ ЗАЯВКУ НА АДРЕС:
TP@TOP-PERSONAL.RU