Как добиться эффективного взаимодействия производства и коммерции

Автор: Дарья Дубровская, автор-эксперт

На любом производственном предприятии существует разветвленная организационная структура, которая показывает, как все устроено, и кто за что отвечает. Дополнением к структуре выступает регламент по работе отделов. На первый взгляд все понятно: есть структура и описание бизнес-процессов. Однако, этих документов недостаточно для эффективной работы между подразделениями предприятия.

Производство и коммерция на любом предприятии призваны работать совместно для достижения общих целей компании. И в этом союзе двух структур очень часто мы встречаем конфликт интересов. Давайте разберемся в причинах этого конфликта и рассмотрим способы его разрешения.

Причины конфликтов между производством и коммерцией

Основной задачей менеджера отдела продаж являются максимальные продажи. А основной задачей производственника является эффективная загрузка мощностей предприятия: бесперебойная работа станков, своевременная подготовка полуфабрикатов изделий и сборка изделий согласно технологическим процессам. Как мы видим, обе цели двух подразделений должны способствовать росту и процветанию предприятия, но на деле получается совершенно иначе. Итак, с чем это связано?

Причина 1: ложное информирование клиента о сроках

Первой причиной, которая призвана нарушить баланс, является ложное информирование клиента или заказчика о сроках производства. Происходить это может как случайно, так и специально со стороны менеджера. Желая получить новый проект, менеджер способен пообещать своему клиенту нереальные сроки производства.

Например, стандартные сроки производства светильников составляют две недели, а он обещает произвести и отгрузить всего за семь дней. Что происходит дальше? Начинает развиваться конфликт: менеджеру нужно, потому что он пообещал сделать нереальное, а производству для выполнения задачи требуется совершить ряд действий, которые нарушают производственные циклы всего предприятия. 

К таким корректирующим действиям относят: изменение плана производства, корректировка сменных заданий, смена видов работ на заготовительном участке, а порой и остановка сборки готовой продукции. Таким образом, для удовлетворения потребностей одного клиента, а вернее реализация обещаний менеджера может обернуться производству нарушением производственных процессов и снижением производительности всего подразделения.

Причина 2: новая разработка

Второй причиной конфликта производства и коммерции часто выступает новая разработка. Что здесь понимается под разработкой? На каждом предприятии существует выпуск серийных изделий, а также изделий под заказ. Производство серийных изделий, как правило, не вызывает каких-либо вопросов или трудностей, а вот изготовление заказных позиций дело непростое.

При сложном технологичном производстве, изменение даже в одной детали изделия требует тщательной проработки.

К таким изменениям можно отнести:

- обновление чертежа детали и изделия в целом согласно технического задания;

- корректировка технологической карты;

- подготовка новой спецификации изделия;

- создание технической документации готовой продукции и др.

Кроме того, внесение изменений в конструктив одной детали влияет на нарушение технологичности процесса сборки и как следствие увеличение хронометража сборки готового изделия. Получается, что выпуск несерийного или заказного изделия требует дополнительного времени на подготовку к запуску нового продукта, а этого дополнительного времени, как правило, у клиента нет.

Например, клиент разместил заказ в производство на изделие со специальными требованиями, но при этом хочет оставить стандартные сроки. Значит, нужно опять нарушать все процессы и оперативно реагировать: внести необходимые изменения в соответствующие документы и включить в план производства опять же в сжатые сроки. Соответственно, возникают недовольства, недопонимание между отделами, которые явно не способствуют эффективной работе подразделений.

Причина 3: количество изделий

Количество изделий, которые выпускает производственное предприятие, как бы не показалось странным, является третьей причиной конфликта между подразделениями. На каждом предприятии существует понятие мощности станков и оборудования, которое измеряется количеством готовых изделий за определенный период.

Например, на производстве фурнитуры для обуви, может быть 100 000 изделий в месяц, на производстве светильников- 20 000 изделий в месяц и т.п. Производственное предприятие эти цифры получает не только расчетным путем, но и анализируя технологичность процессов, загрузку оборудования и прочие немаловажные моменты. И при приеме заказа на одну единицу изделия или на тысячу штук, производство, на удивление коммерческой службы, дает разные сроки.

Эта ситуация вызывает негодование у коммерции, потому что им же нужно продать и это правильно, а оказывается, что срок изготовления одной штуки будет на неделю больше, чем тысячи. Отладка процессов производства тысячи штук проще, чем на одну единицу.

Например, при вырубке металлических полуфабрикатов на вырубном станке включает процессы: подготовка программы, запуск станка и далее все работает четко по заданному алгоритму. А что происходит, когда нужно только одно изделие? Нужно понять: куда включить одну единицу – найти в плане место для изготовления деталей, подобрать материал, потому что, если делать один экземпляр, столкнемся с избыточным расходом материала. Получается, что изготовление одной единицы изделия связано с отладкой тех же производственных процессов, что и для изготовления тысячи. Но необходима дополнительная перенастройка оборудования. А каждая новая настройка снижает эффективность работы станков и число изделий, произведенных за производственную смену.

Таким образом, получается, что прием заказов на одну-две-три штуки готового изделия часто влечет за собой потери в производстве. Но, нужно понимать, что выпуск данных изделий необходим для реализации небольших заказов.


Полные Тексты материалов журнала

доступны только для подписчиков

ДЛЯ ДОСТУПА К ПОЛНОЙ ВЕРСИИ ПРОСИМ ВАС

ЗАРЕГИСТИРОВАТЬСЯ КАК ПОДПИСЧИК,

ВЫСЛАВ ЗАЯВКУ НА АДРЕС:

TP@TOP-PERSONAL.RU