Вы нам написали в журнал, что фирма зарабатывает 400 т $ именно благодаря ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ интеллекту (ЭИ) сотрудников. Можно разъяснить суть?
Чуть-чуть поправлю. Я написал, что фирма
зарабатывает 400 т $, в том числе, благодаря эмоциональному интеллекту. Конечно
же, все организационные навыки, умственный интеллект – все это никто не
отменял.
Но
нюанс в том, что без эмоционального интеллекта построение эффективного бизнеса
серьезно усложняется. А в ситуации с международной компанией – отсутствие EQ,
как одной из опор, в принципе способно обрушить всю конструкцию. Наверняка об
этом не один раз будет говорить в статье, но включу на 5 минут психолога, и
давайте проговорим изначально один момент.
Что
такое эмоциональный интеллект? Это способность понимать и контролировать свои и
чужие эмоции. Понятно, что когда речь заходит о контроле чужих эмоций, наши
возможности существенно уже, чем когда речь идет о нас самих. И тем не менее.
Если мы понимаем, что человек чувствует, мы понимаем, как он отреагирует на те
или иные обстоятельства, слова, действия. Соответственно, мы получаем
определенный контроль на его эмоциями через свои действия.
Вернемся
к Financer.com Ltd. 26 филиалов в разных странах мира. В каждом стране
управляющим обязательно назначается человек, родившийся и живущий в этой
стране. Потому что помимо вещей совершенно практических, есть нюансы
менталитета. На одну и ту же ситуацию, даже на одну и ту же манеру речи
американец, русский и японец могут отреагировать абсолютно по-разному.
Первый
этап использования EQ в нашей компании – это коммуникация между коллегами.
Многочисленные исследования показывают – чем человеку комфортнее психологически
в рамках работы, тем выше его эффективность. Мы постоянно нацелены на развитие
EQ (вплоть до чтения специализированной литературы), и именно этот момент позволил
создать сплоченный, дружный коллектив, несмотря на то что мы все – из разных
стран, с какими-то своими представлениями, заморочками и т.д.
Второй
этап использования EQ – организация работы. Высокий эмоциональный интеллект
позволяет убрать (или, как минимум, снизить процент) негативных эмоций,
мешающих в работе. В любом бизнесе неизбежны форс-мажоры, ситуации, требующие
немедленного реагирования. Если просто идти на поводу эмоций, не считаясь ни с
кем, 50% времени (а то и больше) будет вылетать на выяснение отношений или
эмоциональные взрывы. Работа, построенная по принципу «я понимаю свои эмоции, я
управляю своими эмоциями, я понимаю, что ты чувствуешь, и стараюсь выстроить
свое поведение так, чтобы нам обоим было комфортно» – это формула, которая в разы
поднимает эффективность работы всей фирмы.
Как
результат – несмотря на большое число филиалов, компания работает стабильно,
как часы. Потому что любой форс-мажор тут же подхватывается. В любую ситуацию
включается вся команда. Не тратиться время на пустое эмоционирование.
Еще
один момент – эмоциональный интеллект в бизнесе напрямую связан с вопросом
эмоционального выгорания. За счет нацеленности на высокий EQ в работе
Financer.com нам удается поддерживать и высокую мотивацию, и позитивный
настрой. За 5 лет существования компании ни разу не было ситуации, когда
управляющий филиалом «сдулся», начал работать спустя рукава.
Третий
этап использования EQ – нацеленность на клиентов компании. Понимание и контроль
собственных эмоций позволяют в работе не центрироваться на своем эго (а это
вообще частая проблема в бизнес-сфере и одна из причин разорения фирм), а
концентрироваться на том, что действительно важно и нужно для клиентов. Что их
беспокоит? Что их может обрадовать, расстроить? Чем они живут? О каких
проблемах стоит говорить? Как подать довольно сложный материал (из законов,
например), чтобы посетитель сайта не утонул в куче канцелярских формулировок, а
понял, что ему-то делать. Подобный, человечный подход привлекает посетителей, а
следовательно – работает на благо компании.
Мошенники ведь тоже зарабатывают благодаря ЭИ и гораздо больше? В чем разница в ЭИ и его форме или цели использования ЭИ?
― К
сожалению, что угодно можно использовать в дурных целях. Возьмем любого
харизматического лидера. Можно использовать харизму, чтобы вдохновлять людей и
делать какое-то большое важное дело. А можно организовать вокруг себя секту и
сосать из людей ресурсы.
Все
определяется целью.
Но вот
в ситуации с эмоциональным интеллектом я немного возражу. Мошенники
зарабатывают не совсем благодаря ЭИ. Потому что эмоциональный интеллект всегда
связан с высоким уровнем эмпатии. Человек с высоким уровнем эмпатии не сможет
ходить и беззастенчиво обманывать людей. А в мошенников, которые грабят людей,
обливаясь слезами, я как-то не верю.
Мошенники
зарабатывают благодаря тому, что они хорошо понимают психологию людей и
являются тонкими манипуляторами. Умение манипулировать и ЭИ – это все-таки
разные вещи. Человек с высоким ЭИ понимает, что обманутому будет плохо, горько
и т.д. Мошенники как раз не заморачиваются на этом, у них на первом месте –
собственное «я». Что там у другого человека – неважно. Это не эмоциональный
интеллект, как я уже говорил. Это просто понимание, как срабатывает психика и
как раз низкий уровень ЭИ, не позволяющий понять, что аферист творит какую-то полную
дичь.
У кого чаще всего в бизнесе заметен хороший ЭИ?
― Тут
не совсем понятен вопрос. Имеется в виду, в какой сфере или у специалистов
какого уровня?
В
первую очередь, хороший ЭИ будет заметен у успешного руководителя. Люди с
высоким ЭИ вообще довольно часто в итоге оказываются на руководящих должностях.
Потому что, понимая и контролируя свои эмоции, понимая и грамотно контролируя
чужие эмоции, ты можешь выстроить действительно эффективную работу в
коллективе.
Если
же говорить о сфере, сложно сказать – ЭИ важен и нужен фактически в любой
сфере. Даже если человек в силу специальности практически не работает с людьми
(остаются же его личные эмоции, напрямую завязанные на личную эффективность).
ЭИ достаточно для успеха или это сочетание знаний и опыта с ЭИ?
―
Все-таки помимо ЭИ нужны и опыт, и знания. Потому что ЭИ – это про работу с
людьми. Но тому же врачу нужно знание анатомии, фармакологии. Финансовому
аналитику – понимание экономических процессов. Иначе мы останавливаемся на
уровне «он хороший человек», а, как известно, в бизнесе нет специальности
«хороший парень».
Возможно,
есть примеры, когда человек взлетает на волну успеха только благодаря высокому
ЭИ, но это скорее исключения из правил.
Собственнику бизнеса ЭИ помогает ли и каким образом?
― Помогает обязательно. Во-первых, организовать работу команды. Вплоть до банального – кого с кем лучше не коннектить в работе. Когда понимаешь эмоции других людей, понимаешь, что два человека по отдельности могут быть замечательными, но вот сейчас они начнут работать вместе и перегрызут друг друга. Потому что один, например, до жути педантичен, а второй – ходячий эмоциональный фонтан и креативщик.
© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU
*Давид Шарковский,
управляющий
российским филиалом
Financer.com Ltd.
Беседовала: А. Юрова
Справка о компании:
Financer.com Ltd – международный финансовоконсультационный сервис, который
публикует новости, советы, лайфхаки, аналитику и сравнительные материалы по
кредитным, финансовым и страховым продуктам. Компания существует с 2014 года.
Основана в Финляндии. К 2019 году имеет 26 филиалов разных странах мира – от
США до России.
Справка о спикере:
Давид Михайлович Шарковский, управляющий российским филиалом Financer.com Ltd.