Кризис в наших головах?

Автор: Сергей Елисеев

Как Вы стали
антикризисным менеджером?

В 1994 году я жил и работал в Красноярске.

Тогда многие предприятия находились в неплатежеспособном состоянии, и я занимался схемами по «расшивке неплатежей» и вытаскиванию денег по цепочке товаро-обменных операций. Однажды попалось объявление о подготовке антикризисных менеджеров. Тут все совпало, и мои интересы, и открытие новой профессии. Мысль о том, что это новый пласт в экономике меня вдохновила – бросил налаженную работу и поехал учиться в Москву. Полгода, каждый день с утра до вечера я учился в Академии народного хозяйства (сейчас РАНХиГС). Это был супер-интенсивный курс как по объему, так и по степени «прокачки». В итоге получил один из первых аттестатов антикризисного управляющего за номером 36.

Тогда прочувствовал, что кризис-менеджмент (не путать с арбитражным управлением) имеет право на существование и даже необходим, как самостоятельный вид деятельности. Полным ходом шла перестройка от государственно-распределительной к рыночно-капиталистической экономике, от стопроцентного планирования к стопроцентному конкурированию. Одновременно нужно было управлять при нехватке ресурсов и строить новую модель предприятия.

После академии началась новая практика и в ней пять полномасштабных проектов были посвящены антикризисному менеджменту.

Сейчас я работаю в режиме интерим-менеджера: периодически появляются проекты, связанные с трансформацией и оптимизацией предприятия. Вспоминают и зовут, когда ситуация уже кризисная или приближается к ней. Параллельная работа, где помогают навыки быстрой диагностики, эффективных решений при минимуме ресурсов и решения бизнес-проблем это работа независимого директора в совете директоров.

Какая кризисная ситуация случилась с Антипинским НПЗ?

― Ситуация не совсем типичная для кризис-менеджмента, когда действующее предприятие попадает в кризис и потом санируется. Фактически кризис возник на стадии встраивания в экономику, условно – стартапа.

Вероятно, изначально при планировании и структурировании проекта что-то шло не так.  Появился независимый НПЗ, в то время, когда рынки контролируют ВИНКи. Как он должен был быть включен в цепочку, не очень понятно. Или введение налога на добычу полезных ископаемых и перекраивание экономической модели, перечеркнуло первоначальные планы. Это первая история.

Другая типичная история – делить шкуру неубитого медведя, «распределять прибыль» из затрат т.е. предприниматель берет кредит на развитие бизнеса и сразу забирает часть средств на свои цели. Один например, взял кредит на покупку печатной машины и тут же часть обналичил. Другой, заключил договор подряда на строительство, получил аванс на работы и материалы, и первым делом купил новый автомобиль лакшери-класса. Третьи, взяли кредит на завод – профинансировали строительство гостиницы и т.п. Судя по открытой информации, вероятно и здесь, на строительство завода было потрачено меньше денег, чем получено кредитов.  Фактически, это проблемный стартап, который так и не запустился. И прежде чем он заработает нужно еще зафиксировать и списать на кого то убытки …

Мне чаще приходится работать с предприятиями, которые уже имели свое место в отрасли и по какой то причине пошел процесс застоя и угасания, потери объемов, доли рынка и конкурентоспособности, доходности. Постепенно они доходят до кризисного состояния, когда дальше так функционировать уже не могут.

Как развивается кризис на действующих предприятиях?

― Схема и динамика может различаться. В крупных холдинговых структурах больше влияние плохой управляемости и стратегической позиции, и разрушение идет долгие годы, что м.б незаметным. Средние предприятия разрушаются за 2-3 года и главная роль здесь мажоритарного владельца.Это может быть «великий мега-проект», который обескровил компанию или закостеневшая бизнес-модель.

Один пример «мега-проектов». молодой и активный мажоритарный собственник развил программы модернизации производства, «загрузил» предприятие кредитами, а проекты модернизации или не были доведены до конца или не дали ожидаемого прироста. В итоге вместо роста прибыли и доходов рост долговой нагрузки и убытков. Предприятие вошло в кризис.

Владелец построил компанию так, как видел. В какой-то момент она перестает быть адекватной внешней среде и рынку, отстает и костенеет. Тогда происходит ухудшение показателей, рыночных позиций и конкурентоспособности. Компания даже может сохранять объемы, но терять прибыль и позиции на рынке. В это время растет рынок и конкуренция, приходят более агрессивные компании, рост затрат не компенсируется работой по их оптимизации.

Другой, реальный пример: в середине нулевых я попал на некую мебельную фабрику в Краснодаре. Захожу в приемную, там – электрические часы, электрическая печатная машинка, секретарша – «гидроперитная блондинка» и мебель соответствующая. Словом, привет из 70-х годов. Это конкурентный город-миллионник, а не деревня, где все происходит очень медленно, где берегут каждую копейку и ничего не меняют. И это мебельная фабрика, они даже приемную обновить не могут!? В кабинете директора увидел человека, который соответственно и был эффективен в тех 70-80-ых годах и в 90-х во время приватизации. А сейчас, ни мебель, ни система организации производства, ни отдел сбыта (!?) не актуальны, не адекватны.

Созданная когда-то модель управления, модель бизнеса работала, постепенно все больше отставая – становясь все менее актуальной и конкурентной. А если хуже конкурентоспособность, то будет меньше прибыли в выручке.

Прибыли меньше – нет возможностей модернизации. И главное, нет видения как должно развиваться, модернизироваться предприятие, чтобы оно было адекватно современному рынку. Нет модернизации ментальной и технической – хуже конкурентоспособность. Владелец, создавший эту модель не может сам ее исправить, как врач не может сам себе вылечить больной зуб.Так закручивается спираль скатывания в кризис.

И в случае «мега-проекта» и «закостенелой модели» симптомы, сигналы есть всегда. Люди видят, что происходит и мирятся с этим. Долго не предпринимают необходимых содержательных изменений, пытаются поправить косметическими способами и самим себе объяснить, что это якобы разовая, временная ситуация, потом все наладится. И только когда дело доходит до многократного повторения ухудшения показателей и провалов косметических мер, тогда они могут принять (и то не всегда) решение всерьез, по-настоящему что-то делать.

Здесь есть критическая развилка: первый подход, понимание, что нужен кризисный (а не штатный) менеджер или второй вариант – поиски «хорошего директора», который исправит кризисную (по сути) ситуацию, не имея такого опыта. Фактически они ищут волшебника и вероятно получат сказочника..

Почему так происходит?

― Действия по-привычке, по-шаблону, не осознают или не признают, что реально нужен кризис-менеджер. Давайте посмотрим HeadHunter. Поиск со словами «кризис-менеджер» и «антикризисное управление» выдает около сотни вакансий, в т.ч. менеджеры по продажам, оператор 1С, помощник менеджера по персоналу, управляющий салона красоты, директор школы спикеров, юрист по сопровождению банкротства.  Из них  только единицы реально руководящих позиций, и ни одного прямого запроса на кризис-менеджера. Заказчики ищут замечательного гендиректора, и никто не признается, что нужен кризис-менеджер.

С другой стороны, если посмотреть резюме людей, которые пишут о себе «кризис-менеджер», то адекватных этому смыслу тоже единицы. Остальные пишут ради красного словца, не имея прямого отношения к кризис-менеджменту. А реальные кризис-менеджеры, те кто этим занимался на практике – о себе так не пишут, молчат. Нет спроса, нет смысла заявляться.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU


*Сергей Елисеев,
интерим-менеджер, президент Союза независимых экспертов и интерим
менеджеров

 


Беседовала: А. Юрова