Основной минус – с таких людей трудно потребовать

Автор: Наталья Карачевцева, BSI-Project

Правда ли и почему крупные компании чаще охотно берут к себеблатныхи кто это обычно?

К сожалению, это правда. В крупной компании проще затеряться некомпетентным работникам и родственным или дружеским связям. В маленьких все на виду и роль каждого в успехе или поражении ясна. Я не согласна, что «блатной» – это всегда плохо. Я знаю массу примеров, когда руководители компаний приводили коллег с предыдущих мест работы, друзей, с которыми прошли огонь и воду, родственников и были очень довольны их работой. А «блатным» такой сотрудник считался только потому, что обошел первичные ступени отбора кандидатов в компанию. Это раздражает тех, кто уже работает и знает, как нелегко в компанию попасть. Важно разобраться, что побуждает руководителей брать «блатных? Некачественная работа HR службы в области подбора персонала (долго не закрываются вакансии или закрываются некачественно). Руководителю приходиться работать, при утверждении кандидатов, с изначально слабым пулом соискателей.  Им просто надоедает эта процедура и они принимают решение взять человека в которого верят или надеются, что он его не подведет. Это позитивный взгляд на этот вопрос.

Негативный состоит в том, что сотрудники, давно работающие в компании, всеми правдами и неправдами «протаскивают» в компанию своих людей. Причины разные, они могут, таким образом, само утверждаться в кругу друзей, родственников, мол: «Видите? Я все могу». Считая, что эти люди теперь их должники и обязаны им до конца своих дней. Ужасный принцип построения отношений. Продажный. Это могут быть и люди с высоким чувством долга перед родственниками и друзьями, желая помочь всем и каждому. Вот и тянут, не понимая, что тянут петлю на их и своей шее.

Это может быть компания с определенным менталитетом (например, в Татарстане принято работать с племянниками, братьями и людьми своего круга) если у собственника бизнеса подрос племянник, то он должен работать с дядей, даже если для этого придется уволить работника, взятого ранее с рынка труда. Так принято.

Кто это обычно? Это могут быть абсолютно разные по уровню профессионализма и квалификации люди, должности. Пристроить дядю пенсионера на спокойную работу в службу охраны склада или обслуживания офиса, тетю бухгалтера в бухгалтерию (в крупных компаниях обычно штат бухгалтеров большой (не заметят)) – это пол беды. Беда, когда такие люди садятся в кресло руководителя и работают в качестве свадебных генералов. А «пашут» за них (других слов не подберу, так как приходится работать и за себя, и за горе начальника) – сотрудники.

Каковы минусы нахожденияблатныхв структурах таких фирм?

― Я уже попробовала затронуть тему, о том, что в этом есть не только минусы, но и плюсы. Поговорим о минусах, так как это, прежде всего, вред компании и разложение коллектива.

· Основной минус – с таких людей трудно потребовать. Не каждый руководитель пойдет на конфликт с Директором, понимая, что перед ним «его блатной» сотрудник. Вот и приходиться выворачиваться наизнанку, чтобы и дело не пострадало и отношения сохранились. Это путь в никуда. Утопия. Прежде всего страдает бизнес.

· Не каждый Руководитель готов требовать и беспристрастно оценивать результат работников отдела или дирекции, при условии, что он привел туда своего друга, сына/дочь, наказать его, депремировать как всех и т.д. А иначе как? Иначе это двойные стандарты, иначе это разложение коллектива и возможный отток профессиональных кадров на почве несправедливого отношения.

· Я на своем Бизнес завтраке об эффективности персонала говорю о факторах раздражения. Так вот этот работник может стать колоссальным фактором раздражения в коллективе. Вы даже не поймете, почему ваш авторитет станет таять на глазах, пропадет у коллектива желание сделать то, что вы просите в срок и даже раньше, пропадет азарт и драйв, вы станете получать больше пререканий при постановке вами задач и т.д.  В общем снижение эффективности в работе отдела или Дирекции вам обеспечено.

· Снижение качества выполняемых задач, выпускаемой продукции, оказанной услуги. Если «блатной» специалист низкой квалификации, то перечисленные выше проблемы гарантированы. И как признать потом, что это по твоей вине идет брак? Ты же привел этого работника! Тут начинается пьеса другого акта, Руководитель начинает выгораживать «блатного», себя, замалчивать проблемы, – это КАТАСТРОФА.

· Вседозволенность и панибратство. Несоблюдение такими людьми иерархии при решении вопросов. Ничего кроме бесконечных конфликтов это не дает.

· Знаю практику некоторых компаний, когда дипломатичные руководители создают из подобных «неквалифицированных «блатных», «священных коров» целые отделы, которые пользы не приносят, но хоть не мешают. Так и отношения с Генеральным директором (собственником бизнеса) сохранены и процессы не страдают.  Такое могут себе позволить только крупные компании т.к. это дорогое удовольствие.

Какие должности чаще всего занимаютблатныеи чем рискуют компании при этом?

― Я уже частично ответила на этот вопрос ранее, но могу повториться. ЛЮБЫЕ! Тут играют роль только возможности и полномочия тех, кто приводит таковых. Самое безобидное (на мой взгляд, с меньшими рисками) это должности, связанные с неквалифицированным трудом: дворник, уборщица, гардеробщик, грузчик и т. д.. Это может быть узкоспециализированный труд: бухгалтер, механик, инженер, менеджер отдела по работе с клиентами, кладовщик и т.д. Если позитивное развитие сценария и руководитель приводит коллегу с предыдущего места работы, профессионала высоко класса на проектную деятельность или на вакантную руководящую должность – это круто. Директор спокоен, что его не подведут, он знает возможности и компетенции этого сотрудника и спокоен за качество выполняемых показателей и результат всего проекта. Ну что в этом плохого? Просто таких примеров не много. Поэтому, как это часто бывает, большинство формирует стереотипы. Свадебных генералов или, извините, недалеких руководителей с больным самолюбием достаточно. Печально, что HR специалисты не всегда пытаются влиять на эту ситуацию в компании. Где-то их устраивает это, а где- то  им и не дают это делать. Это факт.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU


 

*Наталья Карачевцева,
генеральный директор

консалтинговой компании
BSI-Project

http://bsi-projectspb.com/about/

 

Справка о спикере:
Наталья Карачевцева ­ Генеральный директор консалтинговой компании BSI­project специалист в области управленческого консалтинга, бизнес консультант, практик тренер, специалист в области управления изменениями. Опыт организационного управления бизнеса более 13 лет, опыт управления персоналом более 10 лет.