Как вообще возникла идея вендингового бизнеса?
С начала 1990-х у меня был завод по
производству игровых автоматов, на котором трудились около 500 человек. После
запрета игорного бизнеса, в 2007-м году, мы встали перед необходимостью его
перепрофилировать. Попробовали выпускать банкоматы – не вышло, рынок был
слишком высококонкурентным. Тогда решили переключиться на торговые автоматы.
Производственные задачи мы решили успешно, благо была мощная база, технологии,
персонал, но покупать наши автоматы было некому – российские вендоры
предпочитали оборудование западных производителей, ибо одновременно выступали
его дистрибуторами. Поэтому нам пришлось, образно говоря, стать «самими себе
клиентами» и создать операционную компанию Uvenco. Время показало, что решение
было правильным: сейчас у нас 15 тыс. автоматов в 65 городах РФ.
С какими сложностями Вы столкнулись при выходе на новый рынок?
― Я
бы сказал, с неизбежными. У нас был большой опыт в производстве и продаже
высотехнологичной продукции, но ритейл и оперирование – это совсем другая
история. Поначалу мы наделали много ошибок: платили слишком большие для ритейла
зарплаты, которые «убивали» доходность; недооценивали важность постоянного
контроля в оперировании; выбирали не слишком удачные места для установки
торговых автоматов. А место в вендинге – это самое главное. Если поставить
автомат в глухом переулке, он принесёт прибыль 2-5 тысяч рублей. Если на
вокзале – 2-5 тысяч долларов. Все это потребовало серьезных усилий, создания и
настройки принципиально иной организационной структуры.
Вы какчто учитывали опыт той же Америки, где вендинг очень развит?
― На
момент, когда мы начинали, в России вендинга практически не было. У нас и
сейчас-то на один аппарат 700 человек, а в Америке – один на 70. Тогда разрыв
был ещё сильнее, а потенциал рынка огромен. Развивайся – не хочу. Но важно
понимать, что у нас ниже, чем в тех же Штатах, покупательная способность населения.
Что
касается технологий – здесь мы опережаем и США, и Европу. Там вендинг до сих
пор строится по схеме «кинь монетку – получи жвачку, или бутылку, или
шоколадку». Наши автоматы и программы гораздо прогрессивнее: от возможности
платить банковскими картами и через мобильные приложения и получать электронные
чеки на покупку до системы дистанционного контроля работы автоматов.
Представьте: есть оператор, ответственный за наполнение автомата. Раньше его
работа выглядела так: приехал на точку, поднялся или подошёл к автомату,
посмотрел, каких шоколадок или напитков не хватает, вернулся к машине, достал
нужное количество упаковок и бутылок, понёс их к автомату, загрузил. Сейчас
оператор заранее знает, что и в какой конкретно автомат нужно доложить. Времени
и усилий требуется в 3-4 раза меньше. За рубежом все гораздо проще, поэтому наши
автоматы покупают почти 20 стран. В числе прочего они стоят на французских
вокзалах, что не может не радовать.
Опыт Штатов пригодился нам скорее в другом нашем проекте – SelfKiosk, который мы запустили в 2017 году. Собственно, именно в Штатах мы и подсмотрели саму идею так называемых микромаркетов, они же селф-киоски, станции питания и т.д., названий существует много. Формат находится на стыке ритейла, вендинга и общепита. Смысл в том, что в офисе, бизнес-центре или другом закрытом пространстве устанавливается многофункциональный модуль: холодильник с готовыми блюдами, витрина-стеллаж со снэками, кофе-станция, терминал для самостоятельной оплаты. Сотрудники подходят, выбирают продукты и блюда, затем их оплачивают. Не нужно идти на ланч или за перекусом в кафе или магазин, стоять в очереди. Экономия времени – до 40%. Для многих людей, перегруженных общением и информацией, важно, что при этом не нужно вступать в коммуникацию с продавцом. Кто-то берет готовые блюда домой, чтобы не готовить ужин или завтрак. Для работодателей это решения проблемы питания сотрудников, особенно если те работают по необычному графику или сверхурочно, а офис в отдалении от супермаркетов и точек общепита. В США таких точек было более 23 тыс. ещё в 2017 году. У нас – в сотню раз меньше. Возможности для развития впечатляющие.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).
© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU
*Борис Белоцерковский,
президент
крупнейшей в РФ
вендинговой компании Uvenco и сети киосков
полноценного питания Self