Лояльность нельзя купить

Автор: Борис Белоцерковский, Uvenco

Как вообще возникла идея вендингового бизнеса?  

С начала 1990-х у меня был завод по производству игровых автоматов, на котором трудились около 500 человек. После запрета игорного бизнеса, в 2007-м году, мы встали перед необходимостью его перепрофилировать. Попробовали выпускать банкоматы – не вышло, рынок был слишком высококонкурентным. Тогда решили переключиться на торговые автоматы. Производственные задачи мы решили успешно, благо была мощная база, технологии, персонал, но покупать наши автоматы было некому – российские вендоры предпочитали оборудование западных производителей, ибо одновременно выступали его дистрибуторами. Поэтому нам пришлось, образно говоря, стать «самими себе клиентами» и создать операционную компанию Uvenco. Время показало, что решение было правильным: сейчас у нас 15 тыс. автоматов в 65 городах РФ.

С какими сложностями Вы столкнулись при выходе на новый рынок?  

― Я бы сказал, с неизбежными. У нас был большой опыт в производстве и продаже высотехнологичной продукции, но ритейл и оперирование – это совсем другая история. Поначалу мы наделали много ошибок: платили слишком большие для ритейла зарплаты, которые «убивали» доходность; недооценивали важность постоянного контроля в оперировании; выбирали не слишком удачные места для установки торговых автоматов. А место в вендинге – это самое главное. Если поставить автомат в глухом переулке, он принесёт прибыль 2-5 тысяч рублей. Если на вокзале – 2-5 тысяч долларов. Все это потребовало серьезных усилий, создания и настройки принципиально иной организационной структуры.

Вы как­что учитывали опыт той же Америки, где вендинг очень развит?

― На момент, когда мы начинали, в России вендинга практически не было. У нас и сейчас-то на один аппарат 700 человек, а в Америке – один на 70. Тогда разрыв был ещё сильнее, а потенциал рынка огромен. Развивайся – не хочу. Но важно понимать, что у нас ниже, чем в тех же Штатах, покупательная способность населения.

Что касается технологий – здесь мы опережаем и США, и Европу. Там вендинг до сих пор строится по схеме «кинь монетку – получи жвачку, или бутылку, или шоколадку». Наши автоматы и программы гораздо прогрессивнее: от возможности платить банковскими картами и через мобильные приложения и получать электронные чеки на покупку до системы дистанционного контроля работы автоматов. Представьте: есть оператор, ответственный за наполнение автомата. Раньше его работа выглядела так: приехал на точку, поднялся или подошёл к автомату, посмотрел, каких шоколадок или напитков не хватает, вернулся к машине, достал нужное количество упаковок и бутылок, понёс их к автомату, загрузил. Сейчас оператор заранее знает, что и в какой конкретно автомат нужно доложить. Времени и усилий требуется в 3-4 раза меньше. За рубежом все гораздо проще, поэтому наши автоматы покупают почти 20 стран. В числе прочего они стоят на французских вокзалах, что не может не радовать.

Опыт Штатов пригодился нам скорее в другом нашем проекте – SelfKiosk, который мы запустили в 2017 году. Собственно, именно в Штатах мы и подсмотрели саму идею так называемых микромаркетов, они же селф-киоски, станции питания и т.д., названий существует много. Формат находится на стыке ритейла, вендинга и общепита. Смысл  в том, что в офисе, бизнес-центре или другом закрытом пространстве устанавливается многофункциональный модуль: холодильник с готовыми блюдами, витрина-стеллаж со снэками, кофе-станция, терминал для самостоятельной оплаты. Сотрудники подходят, выбирают продукты и блюда, затем их оплачивают. Не нужно идти на ланч или за перекусом в кафе или магазин, стоять в очереди. Экономия времени – до 40%. Для многих людей, перегруженных общением и информацией, важно, что при этом не нужно вступать в коммуникацию с продавцом. Кто-то берет готовые блюда домой, чтобы не готовить ужин или завтрак. Для работодателей это решения проблемы питания сотрудников, особенно если те работают по необычному графику или сверхурочно, а офис в отдалении от супермаркетов и точек общепита. В США таких точек было более 23 тыс. ещё в 2017 году. У нас – в сотню раз меньше. Возможности для развития впечатляющие.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU


*Борис Белоцерковский,
президент крупнейшей в РФ
вендинговой компании
Uvenco и сети киосков полноценного питания Self