Генри Сардарян и другие представители науки и образования о влиянии рейтингов вузов и публикаций в международных изданиях на высшее образование в России

Автор: Редакция

Влияние рейтингов вузов и публикаций в международных системах цитирования на национальную политику в области высшего образования


28 октября 2021 в Общественной палате РФ состоялся круглый стол по теме «Публикационная активность вузов гуманитарных направлений: обеспечение национальных интересов в условиях глобализации».

В ходе встречи представители Министерства науки и высшего образования РФ, научного сообщества, лидеры профильных институтов гражданского общества, а также представители вузов РФ и РАН рассмотрели влияние рейтингов вузов и публикаций в международных системах цитирования на национальную политику в области высшего образования, а также на стратегии развития вузов.

В мероприятии, прошедшем в онлайн-формате приняли участие Секретарь ОП РФ Лидия Михеева, председатель Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки, ректор МАИ Михаил Погосян, член Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки, декан Факультета управления и политики МГИМО Генри Сардарян и многие другие.

Лидия Михеева, открывшая круглый стол, отметила высокую важность заявленной проблемы, требующей общественного обсуждения. Лидия Юрьевна привела в качестве примера текущих реалий тот факт, что выпущенные в сборнике ведущего вуза страны (МГУ им. М.В. Ломоносова) статьи «по большому счету никому не нужны», они не учитываются во всевозможных таблицах учета и рейтингах, на основании которых строится оценка эффективности преподавателей и вузов. Ключевой вопрос, поставленный перед участниками мероприятия: «Насколько нам это нужно? Есть ли у нас ресурсы и резервы для формирования самостоятельного рейтинга оценки наших вузов? Можем ли мы положиться на международные бизнес-проекты в этой отрасли?»

Михаил Погосян, председатель комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки, подчеркнул, что обсуждаемая тема вызывает множество дискуссий в профессиональном сообществе. Остро стоит вопрос поиска баланса международных и российских рейтингов.

Получивший слово следующим, Дмитрий Зайцев (аудитор Счетной палаты РФ) высказал точку зрения о спорности рейтингов как инструмента оценки эффективности вуза, однако, подчеркнул, что на сегодняшний день адекватного альтернативного инструмента оценки не существует. Также автор кратко рассказал об итогах проекта 5-100 — российской государственной инициативы по адаптации университетов к мировым стандартам и включению их в международную образовательную среду. Зайцев подчеркнул, что, несмотря на рост публикационной активности, гуманитарное направление в этом отношении «проседает» (всего порядка 4% от общего объема публикаций пришлось в 2019 г на социальные и гуманитарные науки). В качестве заключения автор выразил позицию, что опираться в оценке результативности научных исследований на публикационную активность неправильно.

А.Р. Хохлов, доктор физико-математических наук, академик РАН рассказал о том, как РАН ведет работу по оценке эффективности научной деятельности с учетом публикаций, индексируемых в международных системах цитирования. Привел количественные данные по структуре мировой и российской научной периодике (в России, конечно, меньше рецензируемых научных изданий, в то же время они составляют существенную долю в мировом масштабе).

Выступавший далее Генри Сардарян, декан Факультета управления и политики МГИМО, обозначил следующие тезисы:

  • «Вместо оценки того, что уже сделано российскими вузами стоит задаться вопросом, что нам это дает», долгое время существовала устойчивая позиция, что участие в международных рейтингах повысит экспорт образования. Однако, как показывают социологические исследования – это не так.
  • Сегодняшний тренд от Министерства сменился с усиления международных рейтингов на исключение этих рейтингов из критериев оценки вузов, когда речь идет о дополнительном финансировании.
  • Международные рейтинги в гуманитарных науках – только «верхушка айсберга». Проблема в том, что мы пониманием под международными рейтингами. То, что в нашей стране общепринято признается международными рейтингами, зачастую принадлежит частным компаниям (например, Scopus – база данных научных журналов, принадлежит частной Британской компании). Таким образом, система вынуждает ученых нашей страны публиковаться в журналах, публикационную этику которых определяют частные компании.

Генри Сардарян особо подчеркнул, что непосредственно руководство вузов «бросает финансовый, организационный и административный ресурс на поддержание рейтинга частной британской компании». Генри Тигранович высказал позицию, что нет сложности вырасти в этих рейтингах, но это ничего не меняет в реальной жизни университетов. Порядка 80 миллиардов рублей российские университеты потратили на то, чтобы попадать в различные зарубежные рейтинги и увеличивать там свои показатели (по мнению газеты Ведомости). 

Поэтому, по словам Сардаряна, есть необходимость, а с учетом вложенных в рейтинги ресурсов и возможность, развивать собственный, а лучше истинно международный рейтинг с привлечением различных государств и т.д.

Закончил свое выступление Г.Т. Сардарян позитивной оценкой сдвига сложившейся ситуации, фактически закрепленной в программе «Приоритет 2030», где наукометрические показатели уже не являются единственным критерием оценки для любого университета, который хочет получить дополнительное финансирование.

Другими участниками круглого стола был высказан еще ряд тезисов и идей по рассматриваемой проблематике.

В качестве итогов мероприятия выделено следующее:

  • Проблема оценки эффективности вузов на основании рейтингов выражено актуальна в современных реалиях.
  • Необходимо искать сбалансированный вариант решения задач национального развития и укрепления наших позиций на мировом рынке науки и образования, не исключая ценность международных рейтингов и систем оценки, но и не придавая им единственно значимой роли.

По итогам проведенного мероприятия представителями ОП РФ будет сформирован ряд объединенных тезисов и предлагаемых решений для последующей работы по данному направлению.