Лидер не стремится быть «затычкой» в каждой бочке

Автор: Анна Трофименкова, Tiens Group

«Боритесь, пока в Вас есть хоть капля жизни», 

Ли Цзиньюань, собственник и основатель Tiens Group (КНР)


 Лидер в бизнесе, в отрасли, регионе… Как бы Вы описали его отличия от других фирм?

Лидера в отрасли или регионе отличают наиболее точные решения, основанные на внимательном отслеживании трендов и конкурентов, а также своевременность принятия этих решений.

Своевременно – не значит быстрее всех. Иногда наоборот нужно выждать правильный момент. Не путаем понятия «ждать момент» и «мяться в нерешительности». Лидеру свойственна предпринимательская смелость: он не только принимает максимально выгодное решение, но и осуществляет его. Например, когда доллар весной начал стремительно расти многие конкуренты вокруг стали немедленно неоднократно и значительно поднимать цены. Часть клиентов они очевидно потеряли. Мы не последовали их примеру, подождали пару месяцев и затем сделали осторожное повышение на 15%. Потом доллар начал падать, падать… И конкурентам пришлось снижать цены. А мы не снижали цены, а сделали выгодные предложения, повышающие средний чек. В результате сохранили существующих и приобрела новых клиентов в 2022 году.​​

 Вы замечали ранее кто, почему и как выходит в лидеры? Кто то сходит с дистанции...

― ​В лидеры выходит тот, кто в начале пути работает на развитие, а не за зарплату. Такому человеку – особенно в молодости – хочется взять на себя столько ответственности, сколько ему дают, ему не интересен work-life balance, ему интересно получать новые и новые компетенции и «уровни доступа». Тот, кто анализирует свои успехи и ошибки и пользуется ими как уроками. Кто не боится разумно рисковать, меняться сообразно времени и обстоятельствам и изменять 

соответственно свою команду и процессы.

Чаще всего лидерами становятся харизматичные люди. Но лидерство без харизмы существовать может, а вот на одной харизме невозможно вести за собой долго, т.к. на пути будут «волки» и «ямы». И тут мы видим вторую важнейшую сторону лидера – готовность отвечать не только за себя, но за многих. Вести их туда, где лучше. Учить и развивать. Защищать. Быть готовым подставить свое плечо или заслонить собой. Коротко говоря, лидер – это тот, кто совершенствуется сам и совершенствует других.

С дистанции сходят те, кто думает, что такими качествами обладает, а на самом деле нет.

Некоторые сами это понимают, а некоторых «снимают». А еще те, кто не выдерживает «медные трубы» и перестает замечать или признавать свои промахи, и видеть и ценить победы других.

У нас есть принцип – расти себе смену. Для настоящего лидера – это радость!

 Наращивание объемов продаж - какие риски здесь поджидают неопытных?​

― Неопытный продажник может попасть в ловушку наращивания продажи любой ценой. В этом случае продажи растут, а прибыль не растет или, наоборот, падает. В некоторых особых обстоятельствах это допустимо, например, при агрессивном выходе на новый рынок. Но постоянно так жить нельзя. Продажи должны увеличиваться за счет объективных факторов: увеличения количества клиентов, увеличения среднего чека. ​

 Имидж компании - как Вы видите его роль в успехе?

― В наше время, когда в интернете можно найти любую информацию – и правдивую, и фейки, репутация напрямую влияет на успешность и скорость развития. Отзывы в интернете, создающие имидж предпринимателя, продукта или компании, являются по мнению маркетологов основным фактором принятия решения. Замечательно, что теперь потенциальные клиенты могут получить реальные советы других людей и выбрать лучшее. Но и у этого тренда есть своя темная сторона.

Есть сайты-отзовики, специально настроенные на негатив: они с удовольствием публикуют отрицательные отзывы без всяких проверок. В результате родилось новое оружие черного пиара: завалить сеть плохими отзывами о конкуренте и снизить его долю рынка.

 Лидер компании-лидера (прошу прощения за тавтологию) - мы о них узнаем только когда их фирмы становятся супер брендами (Технониколь, Вайлдберриз, Касперский, Ашманов, АФК, Тинькофф.... ) Им помогает удача, знания, друзья, характер, принципы, упорство, гибкость...?

​― В первую очередь, конечно, целеустремленность. Скольких из этих людей инвесторы выгоняли из созданных или выращенных ими компаний? Ли Якокка, Стив Джобс… Но они идут к цели, падают, поднимаются и снова идут. Ли Цзиньюань собственник Tiens Group, был крестьянином из провинции, но как только это стало разрешено, он создал маленький кооператив, затем пробовал один бизнес за другим. Вкладывал и терял средства, пока, наконец, 27 лет назад не вложил несколько миллионов юаней в патент производства высокоусваиваемого кальция, который вывел компанию в лидеры в своей области.

Знания, связи и вовремя замеченное удачное стечение обстоятельств тоже очень полезны.

Например, сейчас, как руководитель компании из Китая, работающей на российском рынке, я просто обязана максимально использовать благоприятные возможности и обеспечить рост в регионе.

Но все же супер-лидеры – это визионеры, те, кто «видит цель, не видит препятствий», поэтому им и удается создать очередное экономическое чудо.​

 Какие ошибки научили вас не повторять их и видеть "подводные" скалы заранее?​

― Обратная сторона лидерства в том, что ты – особенно молодой и неопытный – стремишься стать «в каждой бочке затычкой». 

Поскорее выпалить пришедшее на ум решение, спорить до хрипоты с тем, кто не прав (какая разница, что он старше, опытнее и выше по статусу!). И порой такое поведение стоит тебе дорого и отбрасывает на несколько шагов назад.

Мне было 19, когда я пришла на работу в западную фирму секретарем-референтом. 

На фирме было модно играть в демократию, поэтому на собрания приглашали всех, включая меня. Ну, я им и выдала все, что я думаю о неэффективности их сбора и хранения информации уже спустя 2 недели. Еще через неделю я работала младшим библиотекарем в НИИ с зарплатой в 2 раза ниже.

А видеть «подводные скалы и течения» помогает любовь к наблюдению за поведением людей и анализу происходящего. Говорят, что у меня тонкая интуиция, но это просто «пазлы» из копилки подсознания складываются и выдают верный прогноз.

И универсальный совет сыщика – ищите мотив. У каждого действия есть мотив, если поймешь его, то будешь действовать правильно. 

 Что делает сегодня ваша команда, чтобы компания развивалась и закрепляла свое лидерство?

― Наш собственник и основатель г-н Ли Цзиньюань всегда призывает искать новые пути развития, думать нестандартно и широко. А сейчас для компании из Китая, работающей на российском и белорусском рынках, таких путей множество. В первой половине 2022 года у нас вдвое выросли и экспорт, и импорт. Мы размещаем заказы на производство товаров на местном производстве и уже экспортируем эти товары в Турцию, Казахстан, Грузию и другие страны. И, конечно, мы расширяем наш ассортимент в России, используя образующиеся ниши. 

*Анна Трофименкова, 

Президент Российского региона Tiens Group





С экспертом беседовал гл.редактор  

А. Гончаров