У команды есть общие цели, которые зачастую они вырабатывают сами внутри своей команды

Автор: Андрей Гирняк

 Как Вы поняли, что именно команда — это ваш ключевой ресурс?

Мы занимаемся разработкой сайтов, продвижением в интернете, не будет команды — не будет нас. Все очень просто. Именно по этой причине мы вкладываемся в людей. То есть морально, материально и т. д.

У нас есть собственная база знаний, где хранятся все наши знания в широком смысле (регламенты, формы договоров, инструкции и много другое). Она создана на тот случай, когда если что-то не знаешь, то обращаешься к ней. Ведь все мы знаем, как обычно происходит в компаниях — «что-то не знаешь — спроси у соседа». Также там находятся наша история компании, история нашего холдинга и многое другое, по состоянию на текущий момент там 270 различных статей. Все это там хранится, и на основании этого мы формируем программы адаптации для новых членов команды, что позволяет ускорить этот процесс.

Собственно, за написание статьи в базу знаний мы награждаем в этом маркетплейсе внутренней валютой, которую можно обменять на материальные и нематериальные блага. Причем, упор сделан на нематериальное. Мы переосмыслили и начали это делать.

Во-первых, это важно, а во-вторых, мы позволяем в этом маркетплейсе покупать, так скажем, различные опции, начиная с самого банального «развернутая письменная благодарность от руководителя». Также можно заказать написание статьи о себе в базе знаний. Можно, чтобы неделю тебя называли так, как ты хочешь. Это было внедрено в декабре 2021 года, часть людей оказалась вовлечена. Потому что им стало интересно в этом поучаствовать, стать лидером рейтинга по набранной валюте.

 А чем команда, если ее сравнивать с коллективом, отличается от него?

― ​Я считаю, что у команды есть общие цели, которые зачастую они вырабатывают сами внутри своей команды. А коллектив — это группа людей, которые работают под одной крышей и выполняют поставленные задачи, которые обычно приходят сверху. ​Команда — это тот же самый коллектив, но который более вовлечен в работу, ​ умеющий генерировать задачи на самих себя на внутренней самомотивации, источником которой могут служить разные факторы, могут генерировать внутренние идеи и задачи и​ их вместе достигать.

 Дисциплина и команда?

― У нас не принято задерживаться на работе. Вход в офис осуществляется по чипу и в 19:30 у 90% сотрудников доступ отключается, то есть в офис невозможно попасть после этого времени, можно только выйти. И также у нас нет доступа в офис в выходные дни. Конечно, это не панацея и задержки бывают, но редки и по делу. 

Такие ситуации, скорее, исключение, потому что, если долго системно работать с 9:00 до 18:00, при этом постоянно задерживаясь, рано или поздно мы сталкиваемся с выгоранием и мне это не интересно и не выгодно, потому что моя команда должна быть в ресурсе в свое рабочее время​ с 9:00 до 18:00. На собеседованиях мы об этом говорим в контексте того, что необходима максимальная эффективность с 9:00 до 18:00, а дальше начинается личная жизнь. Если сотрудник не успевает справляться со всеми задачами в рабочие часы, то это требует отдельного внимания и разбора ситуации.​​

 Ранее Вы говорили, что люди в Вашей команде сами себе ставят цели на каком-то этапе. Но главную цель, наверное, формулируете Вы, что значит сами себе ставят цели? На каком этапе это происходит?

― Вот пример. У нас в офисе есть баннер с нашими глобальными целями, которые выработаны при участии команды. Для этого был организован сбор, на котором команда отвечала на вопросы, затем руководство агрегировало данные, добавило свое, привело в порядок и отдало команде на согласование. Так у нас появились 3 глобальные цели

Первая цель​ — это оказывать услуги безупречного качества. Что это такое — толком никто в мире не знает, но мы к этому стремимся.

Вторая цель — быть экспертами в своей области​ и делиться знаниями. То есть выступать на мероприятиях и организовывать их.

Третья наша цель — это работа с масштабными проектами, в том числе и за рубежом.

Как достичь этих трех целей? Да, мы стали экспортерами, ввиду некоторых событий процесс затормозился, но мы вышли на СНГ. Вроде вышли и достигли, но у нас еще 190 с лишним стран в мире. На счет цели быть экспертом и делиться знаниями — да, мы проводим​ выступления по какому-то продукту для потенциальных клиентов, а еще мы работаем с детьми и подростками, проводим для них лекции по профориентированию, к нам в офис ходят на экскурсию.

Я считаю, что нашу страну нужно развивать и кто, кроме нас, это сделает? ​Именно поэтому мы работаем с детьми.

Это все цели глобальные, а есть еще клиентские задачи, которые генерирует как заказчик, так и команда. Например, мы ведем проект по продвижению в социальных сетях, и наша задача привлечь 100 целевых обращений из рекламы, которую мы достигаем. А команда может для себя поставить внутренний KPI на 120 обращений и искать методы его достижения, и в этом их никто не ограничивает.

Скажу больше, я не помню, каким образом это внедрилось и кто был инициатором, но это был кто-то из линейного персонала. Но, тем не менее, это все переросло в системность. Сейчас по большинству проектов есть квартальные сборы внутри, где они формируют новые задачи, о которых иногда даже не говорят заказчику, просто достигают большего и все. То есть они ставят себе проектные цели вообще без моего участия.

 Команда состоит из людей, а кто они друг другу? Именно в отношениях, ведь их не так много.

―  Как и везде, у нас существуют рабочие отношения и личные. Совместные походы на перекур, на обед и совместное времяпрепровождение после работы. Это само по себе органично, и я на это никак не влияю и не собираюсь. Безусловно, существуют и дружеские отношения, появившиеся на работе, и, даже если мы с человеком расстаемся, зачастую эти связи остаются.

 А как отражаются их личные отношения на бизнес-процессах? И отражаются ли вообще?

―  Нам 7 лет, и за это время у нас образовалось две семьи.

Моя же задача как директора компании использовать ресурс команды для достижения поставленных задач, не озираясь на личные отношения. Сначала работа, а потом все остальное. Из этого следует, что, если кто-то мне лично не нравится, это не является поводом для увольнения до тех пор, пока его soft-skills не несет вреда компании. Главное, чтобы они здесь в свое рабочее время были эффективны. В истории нашей компании происходило много ошибок. Но никогда за ними не стояли личные отношения внутри команды. Если где-то что-то сбоит, мы разбираемся. Почему сбоит и в чем причина. Вроде того, что проектный менеджер дружит с SMM-специалистом и не может сказать ему напрямую, что он плохо делает свою работу. Вот такого я не встречал.

 В процессе создания команды у Вас была какая-то концепция того, кто должен в нее входить? Или это было спонтанно? Как вообще происходило создание команды, и как Вы к этому относитесь.

― Как создавать команду? Изначально нужно опираться на свои цели, именно компании. Понимать, что это извлечение прибыли, и чем больше, тем лучше. Я всегда отталкиваюсь от целей бизнеса. Сначала ты смотришь, даст ли он пользу, рост, а потом уже, что это за человек. Потому что токсичных людей все равно не распознаешь на интервью, это все выясняется позже. Но на входе, когда у тебя уже есть определенный костяк команды, нужно думать, вольется ли человек в нее сразу или придется уделить на это очень много времени. ​

Команда, с которой я работаю напрямую, — это руководители подразделений, у которых есть подчиненные линейные сотрудники. Я ставлю задачи напрямую им, а они уже делегируют задачи сотрудникам. И я стараюсь не переходить эту ступеньку и не нарушать субординацию.

Все нынешние руководители выросли из линейных сотрудников. И когда я подбирал кандидатов на должности руководителей, моим помощником был тест на тип личности от Адизеса. И получается так, что наша команда управленцев очень разная. Предприниматель, интегратор, администратор и еще один не определился, он интегратор и администратор. Люди очень разные, и от этого мы и прекрасны. Потому что если бы все были «достигаторами» как я, то наша команда не была бы такой, какая она сейчас. Мы бы рушили все, не успевая выработать системность. ​Поскольку есть «якорь» для меня в виде людей, которые более системны, нежели я, то они создают процессы под мои амбиции. Они делают так, чтобы эти процессы были в рамках нашей системы. У нас все что можно оцифровано поэтому в нашей базе знаний есть любые регламенты. Все это формирует команда, которая находится под моим руководством. Мы прекрасно дополняем друг друга: я тащу их вперед, а они помогают сделать это системно.

 Как Вы считаете, в чем ограничения той команды, которой Вы руководите? Есть ли они?

―  Хороший вопрос. Вы знаете, мы периодически сталкиваемся с ограничениями, которые где-то мешают нам расти. Обычно про ограничения мы говорим в нехватке емкости команды, когда мы взяли несколько проектов и я понимаю, что у нас на данный момент есть угроза того, что нынешняя команда может с этим объемом не справиться. Соответственно, вот такое ограничение количественное, нам нужен новый специалист и, к сожалению, не всегда найм можно спрогнозировать заранее — видимо до этого мы еще не доросли.

Оглядываясь назад, я могу сказать, что я умудрился воспитать ту команду, которая меня мотивирует на достижения. Ну и мы всегда выходим победителями, за редким исключением. Поэтому я могу уверенно заявить, что команда — ключ к успеху, но если руководитель организации сам не участвует в процессах и рассчитывает, что все образуется само по себе без его участия, то его может ждать разочарование.​ Если ты сам лично не будешь участвовать в процессах, не будешь своим примером показывать «сказал — сделал», если ты говоришь «сделаю», а сам не сделал, то команда это примет как правило, к сожалению. Соответственно, хочешь хорошую команду — будь сам ее лучшей частью.

 Если брать не весь бизнес и не формальную вашу должность, а именно команду, то кем Вы себя видите в этой команде, и как Вы думаете, кем вас видят ваши сотрудники?

― 

Надеюсь, что и команда видит меня точно так же.

*Андрей Гирняк, 

директор digital-агентства Starta



С экспертом беседовал гл.редактор  

А. Гончаров

Эксклюзивно для