Агенты и партнёры – как мы их находим, мотивируем и решаем проблемы

Автор: Владислав Мымрин, ООО «ВБА»

Наша компания называется Всероссийское банковское агентство. Мы позиционируем себя как универсального помощника для бизнеса в плане подбора финансовых инструментов. Наша задача — помочь предпринимателю закрыть практически любой вопрос, связанный с поиском финансирования: лизинг, банковская гарантия, открытие расчётного счёта в банке, который ему подходит по тем или иным параметрам, а также регистрация бизнеса.

Как все начиналось

Все мы выходцы из банковской и околобанковской сферы, и в своё время каждый, так или иначе, соприкасаясь с деятельностью финансовых учреждений, понял, что в полной мере не может закрывать потребность клиента, ведь везде есть свои плюсы и минусы.

Первыми банками, с которыми мы заключили агентский договор, были Тинькофф, Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ и Промсвязьбанк. Чуть позже этот список начал расширяться. Агентская схема — это относительно новый вид продаж, потому что банки в определённый период времени просто поняли, что это проще, дешевле и выгоднее, чем содержание полноценного отдела продаж. Схема взаимодействия проста: агент привлекает клиента в кредитную организацию и получает за это вознаграждение. Заключение агентских договоров происходило по мере введения этой схемы сотрудничества в банках. Изначально она была не везде. Как только мы узнавали, что в каком-то финансовом учреждении есть партнерское соглашение, то незамедлительно обращались туда и предлагали сотрудничество.

Каждому свое

Основатель компании — мой родной брат Александр Мымрин. Он начинал свою карьеру в Сбербанке, где познакомился с Игорем Безруких, который сейчас занимает пост исполнительного директора ВБА. Чуть позже, работая в Тинькофф-банке, он познакомился с Вячеславом Андреевым. Сегодня он наш руководитель по развитию регионов. Изначально они вели бизнес вдвоем. Все выглядело довольно примитивно — сами привлекали клиентов и открывали счета в паре банков-партнеров.

Дальше присоединился я — бывший журналист и руководитель медиаотделов, обладавший познаниями в области продвижения компаний и опытом в коммуникации с госорганами, а также крупными предпринимателями.

Последним в команду пришел Игорь Безруких. Он отличный управленец, который за 10 лет работы в банках дважды возглавлял отдел по работе с малым и средним бизнесом. Поэтому у него есть опыт работы в руководстве, а еще он как никто другой хорошо знаком со сложными финансовыми продуктами — банковскими гарантиями и факторингом.

Итак, сегодня каждый из четверых соучредителей компании курирует определённое направление её деятельности. Так, я отвечаю за лизинг и продвижение компании. Исполнительный директор Игорь Безруких занимается оформлением банковских гарантий, гендиректор Александр Мымрин — оформлением договоров с банками по привлечению клиентов для открытия расчетных счетов. Вячеслав Андреев, руководитель по развитию регионов, открывает представительства в других регионах и руководит их деятельностью в последующем. Наш головной офис находится в Удмуртской Республике, филиалы находятся в Москве, Екатеринбурге и Казани. Мы продолжаем расширяться и в настоящий момент.

По большому счету, мы могли бы массово открывать офисы в других регионах, но делать это бессмысленно. У нас есть возможность оказывать свои услуги дистанционно, и только если мы понимаем, что в определённом городе есть некий поток клиентов, который нуждается в комплексном оказании услуг, то создаем там филиал.

Дальше — больше

Изначально мы специализировались исключительно на расчётных счетах. Затем в компанию обратился человек, который собирался вести бизнес, но не знал, что ему лучше открыть: ИП или ООО. Мы начали с ним беседовать и в ходе беседы поняли, что можем заняться регистрацией, потому что есть такая техническая возможность. Так у нас появилась регистрация. Чуть позже, также в ходе беседы с клиентом, мы поняли, что некоторым людям нужен лизинг. Постепенно мы провели поверхностный мониторинг рынка, определили потребности со стороны клиентов, и так у нас появились другие направления деятельности. Это лизинг, банковская гарантия и регистрация бизнеса. Постепенно мы начали выдавать ЭЦП, но сделали это скорее не с целью заработка, а с точки зрения клиентоориентированности. То есть нам интересно, чтобы клиенты получали все услуги в режиме единого окна.

Сейчас мы рассматриваем варианты внебанковского финансирования — получение грантовых средств, соцконтрактов и т. д. Есть люди, которые планируют открыть свой бизнес, у них есть хорошие идеи, но, хотя им и денег-то нужно немного, они только запускаются, поэтому кредиты им не одобрят. Брать что-то в лизинг может быть выгодно не всем. Это должна быть определенная категория предпринимателей, да и не всё имущество могут профинансировать. А вот если нужны какие-то небольшие средства для ведения бизнеса на начальных этапах, на запуск стартапа, соцконтракт — отличный инструмент для этого. То есть это государственные средства, которые выделяет Министерство социальной политики для определённой категории граждан. Это отличное подспорье в запуске бизнеса.

Как такового недоверия предпринимателей к банкам нет. Да, если появляются какие-то новые финансовые организации, то далеко не все охотно и с доверием туда заходят. Особенно если учитывать негативный опыт некоторых банков, которые банкротятся и у которых отзывают лицензию. Но те, кто привык сотрудничать с определёнными финансовыми учреждениями, обычно довольно охотно соглашаются на открытие расчётных счетов, особенно если это наши клиенты, которые к нам уже обращались. В первую очередь они доверяют нашему опыту, так как понимают, что мы оцениваем банки непредвзято и руководствуемся своими познаниями и выгодой для клиента. Это происходит не потому, что мы такие хорошие, просто мы понимаем, что, если сейчас выстроим с клиентом доверительные отношения, в перспективе он обратиться к нам повторно.

Бизнес, как брак

Чтобы руководить бизнесом, мало быть хорошим специалистом в определённой сфере. Помимо этого, необходимо обладать другими качествами и в числе прочего уметь признавать заслуги других людей. У каждого, наверное, возникает определённое желание что-то создать и побыть главным, но нужно вовремя отдавать себе отчёт о своих возможностях.

Как в любом коллективе, у нас возникают какие-то разногласия, это нормально. Конфликтами их назвать сложно, скорее это какие-то рабочие вопросы, которые очень бурно обсуждаются. Это как в браке — необходимо уметь находить компромиссы и слышать своего партнера. Вопрос тут опять-таки в разделении обязанностей. Решающее слово по определенному вопросу, если это касается каких-то направлений деятельности, остаётся за тем, кто в этом направлении более компетентен. То есть тот, у кого больше опыта.

Мы прислушиваемся также и к мнению своих сотрудников. Для нас это не те, кто работает строго по 8 часов. Каждый из них полностью вовлечен в процесс, и они этим довольны. Мы придерживаемся стратегии мотивации персонала. То есть мы готовы платить высокую зарплату, но взамен необходимо, чтобы это был трудоспособный и стрессоустойчивый работник. Поскольку компания расширяется, увеличивается и штат. Мы регулярно нанимаем новых людей. По каким-то конкретным признакам мы их не отбираем. Главное, чтобы это был человек с определённым набором компетенций в зависимости от занимаемой должности.

Приходилось и увольнять. Правда, расставались мы с ними в хороших отношениях. Люди адекватно воспринимают, что их просят уйти, так как обычно это связано с профнепригодностью, и человек просто понимает, что не справляется со своими обязанностями. Это случалось нечасто, и пусть не по обоюдному согласию, но все всё понимали. Без драматизма.

Что дальше?

Миссия компании — освободить бизнес от рутины и помочь ему заниматься тем, чем он занимается на самом деле. Общение с банками — это довольно нудное занятие, и мы хотим избавить предпринимателей от лишних трудозатрат и взять это на себя. Тем более что денег мы за это не берём, все услуги у нас бесплатны. Это наша принципиальная позиция, и мы планируем продолжить ее придерживаться. Мы укрепляем наши отношения с партнерами и подключаем новые продукты.

 

*Владислав Мымрин, 

директор по продвижению 

ООО «ВБА»