Лидерство: управление смыслом.

В предыдущих номерах мы представили учебные материалы курса дистанционного обучения "Менеджер-профессионал" BZR 630. Этот годовой курс базового обучения менеджеров разработан Открытым университетом Великобритании и используется в сети учебных центров Международного института менеджмента ЛИНК.
В этом номере мы представляем выдержки из нового курса Открытого университета "Управление деятельностью и изменением" - BZR 700, предназначенного для повышения компетентности менеджеров среднего и высшего звена.
Данная статья представляет второй блок курса "Совершенствование деятельности организации". В ней приведена примерно 1/400 часть учебных материалов курса с сокращением учебных заданий.

Лидерство как управление смыслом


Ранние подходы к пониманию лидерства заключались в попытках определить те индивидуальные черты, которыми отличались эффективные лидеры. В основном подобные исследования оказались бесплодными, приведя к немногочисленным последовательным результатам, помимо общих замечаний, что лидеры чем-то выделяются.
В более поздних исследованиях отмечены попытки определить характеристики и типы поведения лидеров, которые могут быть эффективными в определенных ситуациях (например, Fieldler, 1976). Такие ситуационные теории лидерства оказались более продуктивными, но и они не могли объяснить многих вещей. В последних исследованиях делаются попытки объяснить лидерство как социальный процесс, а не как особенность отдельного человека или его взаимодействия с ситуацией. Такой взгляд позволяет рассматривать основную функцию лидерства как "управление смыслом". Что означает этот термин? Следующий пример поможет понять это.

Пример 1. Карта


История, рассказанная Карлом Вейком (Weick, 1995).
Молодой лейтенант небольшого венгерского отряда в Альпах послал разведывательную группу в область ледника. Внезапно началась снежная буря, которая продолжалась два дня. Группа не вернулась из разведки. Лейтенант очень переживал, думая, что послал своих людей на верную гибель. Однако на третий день солдаты все-таки вернулись. Где же они были все это время? Как они нашли дорогу назад? Да, рассказали они, сначала мы решили, что заблудились, и уже ожидали конца. Затем один из нас нашел в кармане карту. Это нас успокоило. Мы разбили лагерь, подождали, пока буря не закончится, и потом с помощью карты определили свое местонахождение. И вот мы снова здесь. Лейтенант взял в руки карту и взглянул на нее. К своему удивлению он обнаружил, что это была карта не Альп, а Пиреней.
Подумайте, почему же карта оказалась полезной солдатам?
Вейк полагал, что солдаты добились хорошего результата с помощью плохой карты, потому что были активны и имели представление о том, где они находились и куда направлялись. В пути им удалось найти определенные знаки и скорректировать свое представление о том, где они находятся. Карта придавала смысл окружающей обстановке и помогала понять цель и направление.
Урок этой истории заключается в следующем: часто последователи чувствуют себя потерянными, и даже лидер сомневается, в каком направлении нужно идти. В такой ситуации лидер должен сформировать у последователей чувство осмысленности действий в конкретном направлении и стремление приспосабливаться к развивающейся ситуации.
Предназначение плана не в том, чтобы быть правильным, а в том, чтобы стимулировать действие и заставлять людей двигаться в общем направлении. По действию и результатам этого действия в дальнейшем сформируются ориентиры, которые помогут скорректировать цели и планы. Лидер должен быть постоянно начеку, чтобы вовремя изменить план в свете новых результатов действий.
Басс и его коллеги в работе по лидерству выявили важное различие между трансакционным и трансформационным типами лидерства (Bass, Waldman, Avolio and Bebb, 1987). Трансформационный лидер управляет смыслом. Трансакционный менеджер управляет процессом обмена или трансакциями (экономическими сделками).


Продолжение читайте в печатной версии журнала