Ресурсы в GR направляются прежде всего на оплату труда gr - менеджеров

Автор: Денис Гудым

 Какие ключевые задачи обычно ставят GR-директору в большой компании?

Часто требуется устранить административные барьеры, которые мешают бизнесу вести операционную деятельность. Это нужно для того, чтобы увеличить возврат на инвестиции. Например, требуется обнулить ввозные импортные пошлины на компоненты.

Иногда требуется заложить законодательную основу для будущих «прорывных» технологий. Например, разработать концепцию развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники и получить ее одобрение властями.

 Ресурсы, команда, поддержка акционеров -- что важно в работе функции «government relation»? 

― В функции «связи с правительственными организациями» требуется с помощью аргументов убедить представителей органов власти в том, что изменения, предлагаемые компанией экономически и политически целесообразны.

Для этого нужно сначала сформулировать суть задачи, затем понять, как предлагаемые изменения будут резонировать с интересами политических элит в нашей стране и выработать ключевые сообщения, которые будут доноситься до представителей органов власти чтобы повлиять на их позицию.

Ресурсы в GR-функции направляются в первую очередь на оплату труда GR-менеджеров. У работников данной сферы есть определенная экспертиза, она нарабатывается годами и за нее нужно платить. Во-вторых, ресурсы нужны для проведения встреч с представителями власти. Это могут быть как прямые встречи, так и встречи на сессиях различных форумов федерального или регионального уровня. Иногда требуется продемонстрировать чиновникам, как работает определенная прорывная технология (showcase), это тоже может потребовать затрат.

Команда в GR зависит от количества задач, она может состоять из нескольких человек, и в нее обязательно матрично входит представитель юридической службы. Юрист валидирует действия, которые предлагает GR-менеджер и внимательно читает тексты исходящих писем компании, которые будут направлены в органы государственной власти для того, чтобы избежать self-incriminative statements.

Еще одна существенная статья бюджета функции GR – это членские взносы в деловые и отраслевые ассоциации. Ассоциации являются одним из важных каналов коммуникации бизнеса и власти.

Акционеры в американской компании находятся далеко, и они влияют на задачи функции «связи с правительственными организациями» редко. В российской компании акционеры могут принимать в управлении компанией самое активное участие. В этом случае они могут определять и цели для функции GR.

Я бы сказал, что в GR очень важно качество команды, как ее экспертиза, так и сыгранность. Ресурсов должно быть достаточно для проведения внутренних и внешних встреч, но их количество не является основным критерием успеха. А акционеры должны быть адекватны. Особенно это касается целеполагания. В корпорации Intel, в которой я проработал 19 лет, для формулирования целей используется аббревиатура SMART. S – Specific, M – Measurable, A – Achievable, R - relevant, T – time-bound. Цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными, то есть должны иметь смысл и соответствовать культуре и структуре общества, а также видению проекта и иметь конкретные сроки выполнения. Если основной акционер в российской компании захочет, чтобы GR-служба в очень короткий срок выполнила недостижимую цель, достала за одну ночь с неба звезду, то это кончится увольнением GR-менеджеров этой службы.

 ​Какие ошибки в работе GRD недопустимы?  

― Самая грубая ошибка — что-то пообещать и не сделать.

В бизнесе очень важно доверие, поэтому, если GR-менеджер что-то пообещал и не сделал, то он разрушает доверие представителей органов власти и иных контрагентов к себе и к компании, которую он представляет.

Я считаю, что лучше всего обещать меньше, а делать больше, чем обещал.

 ​Какие знания, навыки качества характера важны для успеха в профессии?

― При работе над определенной проблемой или темой мы выполняем следующие шаги:

Во-первых, мы просим внутреннего заказчика сформулировать суть задачи.

Во-вторых, мы устраиваем брэйнсторминг и пытаемся понять, как предлагаемые изменения будут резонировать с интересами политических элит в нашей стране.

В-третьих, мы готовим ключевые сообщения, которые будут доноситься до представителей органов власти, чтобы повлиять на их позицию.

В-четвертых, мы определяем каналы коммуникации, по которым эти сообщения доносятся до представителей органов власти. Эти каналы могут быть как прямые, например, письма и встречи с чиновниками, так и непрямые, 

с помощью отраслевых и деловых ассоциаций и так называемых think 

tanks.

В-пятых, осуществляется выполнение намеченного в четвертом пункте. Если решили, что нужно написать письмо в регулятор, то нужно его написать, отправить, потом выяснить в экспедиции, кому письмо расписано, встретиться с этим чиновником и донести его позицию, услышать позицию Министерства и если есть возражения, то подумать, как можно снять их посредством предоставления аргументов. Если решили, что нужно участвовать в форуме, например, ПМЭФ, то нужно начать работу над включением руководства компании в сессии, на которых будут выступать профильные вице-премьеры или Министры, подготовить тезисы выступлений и провести брифинг первого лица.

Описанное выше предполагает, что для успеха в профессии нужны знания того, как строится коммуникация, креативность, основы управления проектами, обязательность и внутренняя дисциплина менеджера, умение активно слушать, искать точки соприкосновения, писать тексты и выступать публично. Конечно же, нужны знания о том, как функционируют институты власти, НКО и знание основ законодательства.

Для успеха в профессии GR важно также такое качество характера, как resilience. Это устойчивость человека – его способность быстро восстанавливаться после кризиса. В последнее десятилетие жизнестойкость стала актуальной темой в сфере здорового образа жизни. Проблемы со здоровьем, работой и отношениями неизбежны; сейчас общепризнано, что обучение навыкам восстановления после невзгод — один из самых важных путей личностного развития. Но устойчивость — это не просто способность быстро восстанавливаться. В бизнесе устойчивость означает умение справляться с трудностями и потрясениями и постоянно адаптироваться для роста.

А адаптация для роста предполагает непрерывное обучение (lifelong learning) — постоянный, добровольный и самомотивированный поиск знаний по личным или профессиональным причинам, ключевой фактор конкурентоспособности личности.

 ​Какую пользу могут принести GRD связи в органах власти, в СМИ, и что делать если их нет? 

― Если их нет, то их нужно нарабатывать. Во-первых, участвовать во встречах с представителями органов власти, которые проводят отраслевые и деловые ассоциации.

Во-вторых, связи можно нарабатывать по ходу конкретного проекта. Суть проблемы, которая есть у компании, описывается в письме и направляется в государственный регулятор, который отвечает за решение этой проблемы. Через две-три недели после того, как письмо направлено, можно уточнить в экспедиции Министерства или ведомства, кому оно расписано и попросить о встрече с представителем данного органа власти. Данный чиновник является ответственным исполнителем, который готовил ответ компании. Ему поручили заниматься вашей проблемой, и он обязательно встретится с вами.

Связи в СМИ полезны, потому что статья в СМИ может осветить проблему и привлечь к ней внимание общественности и представителей органов власти.

Разумеется, взаимодействовать с чиновниками через СМИ — не самый эффективный способ, гораздо эффективнее влиять на них напрямую, через личные встречи, письма и демонстрацию технологий.

 ​Как компания может оценить эффективность GRD? (критерии, достижения, вехи роста)? 

― Эффективность функции GR в организации можно оценить по количеству проблем, которые были разрешены, и по количеству тем, которые эта функция ведет на постоянной основе.

Важно также, что GR-менеджеры делали для разрешения проблемы и как это было сделано, потому что менеджеры могут работать над задачей методологически правильно, а результат по ряду причин не будет достигнут. Например, позиция регулятора по данной теме осталась неизменной. Или произошло какое-то серьезное внешнее событие, которое повлияло на результат работы GR-менеджера. Политика – это искусство возможного, и хороший GR-менеджер делает только то, что возможно.

 ​Соцсети.  Как они изменили работу функции government relations?  

― Социальные сети сейчас являются средством массовой информации, в которых можно публиковать такие важные факты, как достижения компании в сфере корпоративной социальной ответственности, работа с профильными университетами, вовлечение в трудовую деятельность в компании инвалидов, а также позиция компании по стратегическим вопросам. Компания сама контролирует аккаунт в социальной сети, это означает, что она может оптимизировать контент и доносить до общественности и, в частности, до представителей органов власти нужные ключевые сообщения.

 ​Искусственный интеллект. Как его уже можно применять в работе на благо профессии?  

― Я использую искусственный интеллект, в частности, программу https://www.deepl.com для того, чтобы осуществлять переводы текстов в предельно сжатый срок. Также на рынке появляются очень хорошие программы для мониторинга СМИ по сложному контексту.

 ​Какой опыт, образование, возраст делает кандидатов на позицию GRD более интересными для акционеров?

― Я думаю, что этот вопрос правильнее всего задать акционерам 

компаний.

*Денис Гудым

Беседовала: Лейла БАЙРАМОВА



Редактор Л. Веселова  ∙  Корректор О. Сагун  ∙  Дизайн Н. Риль



Справка:

Денис Гудым руководил работой по связям с государственными органами корпорации Intel в России и странах СНГ с 2006 по 2022 год. 

С 2022 по 2025 год Денис работал в качестве GR-менеджера Intel в Германии и входил в состав команды Intel, отвечающей за связи с органами власти в Европейском Союзе.

C 2001 по 2005 год, Денис работал руководителем службы по связям с общественностью и корпоративным отношениям в Verysell Group, российском ИКТ-холдинге.

Денис получил степень бакалавра по специальности «инженер-конструктор, технолог по производству радиоэлектронной аппаратуры» в 1993 году в Государственном техническом университете Молдовы и степень MBA с отличием  Американском институте бизнеса и экономики в Москве в 2003 году.

Денис владеет английским и немецким языками на уровне C2 и изучает румынский язык.

Является лауреатом рейтинга директоров по связям с государственными органами, опубликованного Ассоциацией менеджеров России и газетой «КоммерсантЪ».