С.Б. Пашутин, д. б. н., независимый эксперт
Обеспечение устойчивости организации на рынке является весьма непростой управленческой задачей, предусматривающей использование нетривиальных приемов, позволяющих добиться максимальной производительности организации при минимуме затраченных на это усилий. Однако создание отлаженной и упорядоченной системы - это лишь одна сторона проблемы повышения жизнеспособности бизнеса, которая самым естественным образом переплетается с другими, не менее значимыми проблемами, решение которых ощутимо сужает рамки обстоятельств, когда происходит что-то ненужное или, наоборот, не происходит нужное.
Чтобы избежать возникновения такого рода процессов, то есть для нейтрализации нежелательных эффектов, вызывающих сбои работоспособной системы, кроме общепринятых способов прогнозирования, пока ничего лучшего не придумано. Но особенности традиционных технологий не позволяют учесть возможное появление непредусмотренных заранее "случайных" факторов, способных спровоцировать лавинообразный и глобальный дисбаланс всей системы.
Тем не менее существуют специальные приемы, позволяющие предугадать и предсказать динамику событий. К ним можно отнести так называемые ТРИЗ-технологии (теория решения изобретательских задач), которые если и не гарантируют, то хотя бы повышают вероятность получения нужного решения. Во всяком случае, результативность ТРИЗ гораздо выше, чем у метода перебора вариантов по принципу "что, если...", а ее эффективность значительно выше, чем при других, даже усовершенствованных, но от этого не менее трудоемких и затратных способах поиска сильных ходов, вроде "метода проб и ошибок".
Например, для облегчения решения управленческой задачи по обеспечению стабильного и устойчивого развития предприятия можно воспользоваться любым подходящим методическим инструментом ТРИЗ, в частности, ее исторически первой формой - "совершение действия обратного ожидаемому". То есть мы не ждем, а специально моделируем возникновение нежелательных явлений, чтобы затем, найдя способы их нейтрализации, упредить их реальное возможное появление. Иными словами, сущность подобного "диверсионного подхода" заключается в том, что вместо вопроса: "Какие нежелательные явления возможны в фирме?" - задается вопрос: "Как обеспечить получение нежелательных явлений?" По сути, речь идет о придумывании диверсий, отсюда и название подхода. Рассмотрим эту ситуацию более подробно на гипотетическом примере торговой деятельности оптового отдела фармацевтической компании или ее регионального филиала. Остановимся на небольшом, но значимом участке функционального пространства при взаимодействии клиента и фирмы. Порядок действий:
1. выявим функции, выполняемые клиентом;
2. поставим диверсионные задачи: как затруднить или сделать невозможным выполнение этой функции;
3. выдвинем предложения по предотвращению "диверсии".
Например, функция - установление контактов нового клиента с фирмой. Так, чтобы затруднить или вообще сделать невозможной связь клиента с фирмой, который узнал о ее существовании из рекламы, надо в первую очередь эту рекламу сделать формальной и затем ее поместить в непрофильном или нечитаемом издании. Это достигается, если поручить заниматься рекламой непрофессионалам или посторонним сотрудникам, которым будет, например, некогда выяснять, какие издания читают клиенты. Кроме того, в рекламе не должно быть объяснений, как добраться до фирмы, а на улице не должно быть размещено никаких указателей. Чтобы клиент не мог дозвониться и навести справки, необходимо обеспечить занятость мини-АТС или отсутствие секретаря на рабочем месте. Для этого необходимо установить маломощную АТС, надолго занимать ее главный телефон и отвлекать секретаря различными поручениями. Способы устранения этих очевидных помех также достаточно очевидны, а их встраивание в технологию деятельности фирмы будет значимым препятствием на пути возникновения нежелательных для нее эффектов.
Функции 1. Узнать о существовании фирмы (из рекламы, из разговора с коллегами и т.п.).
2. Позвонить, навести справки.
3. Приехать, найти фирму.
4. Попасть в отдел продаж.
5. Получить прайс-лист.
6. Изучить прайс-лист, сформировать заказ.
7. Попасть к менеджеру по продажам.
8. Получить консультацию.
9. Сделать заказ.
10. Получить счет.
11. Оплатить счет в кассе.
12. Предъявить банковское платежное поручение.
13. Получить заказанный товар.
14. Получить минимальное количество серий медикаментов.
15. Пересчитать полученный заказ.
16. Получить аналитические паспорта.
17. Проверить паспорта.
18. Загрузить товар в машину клиента (самовывоз).
19. Увезти товар на транспорте фирмы.