Ольга Мелихова, Финансовый директор, директор по экономике и финансам.

Вопросы для интервью:

1.На какую позицию Вы претендуете? Финансовый директор, директор по экономике и финансам. Важна не форма, а содержание: позиция главного финансово-экономического идеолога, организатора и контролера.

2. Идеальная работа - что это для вас сейчас? Это работа в компании, в которой найдут применение мои профессиональные знания и навыки, с одной стороны. Новые проекты и задачи потребуют их совершенствования, с другой стороны.

А.Компания - (отрасль, размер, акционеры, персонал, корпоративная культура)? Интересна компания, которая:
а) заняла рыночную нишу, но продолжает развиваться в ответ на вызовы внешней среды; б) начинает рыночную экспансию, но уже зарекомендовала себя с позиции надежного партнера в бизнесе и успешного хозяйствующего субъекта.

По размерам это средняя или крупная компания, предлагающая стандартизированный продукт или услугу, малая или средняя компания с узкоспециализированным (уникальным) продуктом или услугой. Это компания востребована на рынке, полезна с точки зрения общественной ценности, собственники компании имеют долгосрочный интерес к развитию социально-ответственного бизнеса, что предполагает релевантную корпоративную культуру, концептуально схожею с моделями западных компаний.

Б. Должность, задачи, проекты, ресурсы, контроль, компенсации, перспективы?

Основное предназначение финансиста видится в выстраивании финансовой системы, способствующей превращению компании в устойчивую экономическую систему в условиях неустойчивой экономической среды. Достижение этой мега-цели предполагает, с одной стороны, традиционные для финансового директора условия работы: сопровождение операционной и инвестиционной деятельности (бухгалтерский, налоговый и управленческий учет, казначейство, аудит, бюджетирование, финансовое моделирование), подкрепленное соответствующими временными, человеческими и материальными ресурсами, делегированными правами и ответственностью. С другой стороны, превращает финансового директора в партнера по бизнесу, в одного из источников движущей силы компании, соучастника стратегического планирования, готового идти на риск и, в то же время, создающего «запасные аэродромы» и обеспечивающего компанию «страховочными инструментами». Для финансового директора важны такие качества как умение быстро адаптироваться в условиях динамичной внутренней и внешней среды, переориентироваться на реализацию новых задач и проектов, будь то рост капитализации бизнеса или выход на IPO, и профессионально и личностно расти вместе с компанией, оставаться системным в условиях неопределенности, фрагментарности.

3. Обычно работодатели оценивают топов не столько по «звездности» компании, а по реальным достижениям… Расскажите о Ваших самых интересных проектах.

И все-таки, «встречают по одежке…». Принадлежность к «звездной» компании, что тождественно - «успешной» компании, - это косвенный признак успеха самого топа. Ведь успех компании – это результат труда команды единомышленников, где каждый внес свой вклад, в соответствии с функционалом, в достижение общего результата. Это первооснова для того, чтобы у потенциального работодателя возник интерес к сотрудничеству с данным топом. А провожают, действительно, по уму, но достижениям не прошлым, – они лишь свидетельство Вашего потенциала, – а достижениям будущим. Что касается личных профессиональных достижений и проектов с ними связанных, то хотелось бы выделить постановку управленческого учета «с нуля» и разработку, внедрение и автоматизацию бюджетного процесса в крупной компании холдингового типа, как базиса финансового управления в любой компании. Все последующие проекты, - безусловно, важные и интересные, - уже относились к надстройке системы финансового управления и ее производным.

4. Какие бизнес - задачи Вам было бы интересно решать на новой позиции?

Работа финансиста сама по себе интересна, особенно в условиях современных экономических реалий, которые сродни древнему философскому представлению о бесконечно совершающихся в природе процессах смены состояний «…все течет, все изменяется…». Поэтому новизна в работе, обусловленная практически перманентным совершенствованием финансового процесса в связи с изменениями в законодательстве, конкурентной среды, у партнеров по бизнесу и т. п., гарантирована по умолчанию. Вместе с тем приобретение опыта руководства проектом внедрения МСФО, подготовки и прохождения аудита по данным стандартам, внедрения систем класса ERP, участие в проектах реорганизации бизнеса, в сделках M&A представляются отличным мотивационным инструментом.

5. Каких принципов управления, сотрудничества с коллегами Вы придерживаетесь в бизнесе?

Основной - принцип партнерства. А вообще искусство управления предполагает следование целому ряду принципов (делегирования полномочий, единоначалия и т. д.), их ранжирование по степени приоритетности в рамках ситуационного подхода.

5. Переговоры с партнерами и клиентами: каков ваш основной метод и принципы?

Являюсь сторонником ситуационного подхода. Главное – это умение слушать и слышать своих партнеров и клиентов в процессе переговоров с целью установления взаимовыгодного сотрудничества, а также следование принципу отбора потенциальных партнеров с точки зрения интересов компании.

6. Чего бы еще Вы хотели достичь в профессиональном плане на новом месте работы? Приобрести новые профессиональные знания и навыки, расширить границы их применения.

7. Есть ли у Вас кумиры в бизнесе? Кто и почему? Придерживаюсь позиции: не сотвори себе кумира. Но на моем профессиональном пути встречались личности, чей профессионализм и достижения в бизнесе восхищали. Сотрудничество с такими персонами всегда было благо, т. к. позволяло перенимать их опыт, совершенствовать свои навыки и постигать премудрости системы управления.

8. Как Вы проводите свободное время? Предпочитаю путешествия по Европе – средоточию национальных колоритов и самобытности, сохранившимися памятниками старины, увлекаюсь чтением, совершенствую английский язык, общаюсь с близкими, друзьями и просто интересными людьми.

9. Как Вы распределяете время на срочные и важные дела? Расставляю приоритеты, использую в работе принципы планирования, что позволяет трансформировать срочные дела, как требующие оперативного исполнения, в дела, имеющие свой срок исполнения и запланированные в деловом календаре. Как правило, важные дела – приоритетные дела. Иногда важное дело является срочным, для его исполнения приходится вносить корректировки в предварительно утвержденные планы.

10. О чем важно договориться с работодателем еще «на берегу»? Об условиях работы (функции, права и ответственность, система вознаграждения и т. д.). Но, прежде чем вступать в игру, важно определиться с тем, насколько правила игры (а работа – это все-таки чужой монастырь со своим уставом) соответствуют ожиданиям и деловой культуре соискателя-топа, понять, каковы гарантии (помимо законодательных) для соблюдения этих условий в конкретной корпоративной среде.

11. Как, к кому и почему приходит успех в карьере? При упоминании об успехе вспоминаются крылатые выражения «Дорог много, а путь один», «Дорогу осилит идущий». Успешные в карьере люди – это, как правило, те, кто смог определить свой путь, наметив себе цель, и. следовать ей, не сходя с пути. Это люди не созерцающие, а действующие, меняющие дороги, если того требуют обстоятельства, но не сворачивающие с пути. Что характеризует успешных людей – присущие им личностные качества, такие как, целеустремленность, оптимизм, коммуникабельность, - ибо «один в поле не воин», - и трудолюбие, которые и обуславливают поступательное движение вверх по карьерной лестнице.

12. Что для Вас означает понятие «компания мечты»? Это компания, в которой хотелось бы работать, поскольку предложение по условиям работы соответствует ожиданиям, о чем уже упоминалось в раскрытии вопроса №2.

13. Какие меры работодатель должен применять при недостижении руководителем поставленных перед ним целей и задач?
Как правило, эти меры уже заложены в применяемых системах мотивации, которые предусматривают неполучение руководителем определенной части переменной составляющей оплаты труда. Но это формальный подход. Важно найти ответ на вопрос: почему? Поскольку руководитель – особая категория персонала, от результата работы которого зависит результат работы управляемого им коллектива и, в конечном итоге, совокупный результат деятельности компании. При систематическом невыполнении целевых показателей при объективно благоприятных условиях их достижения, как внутренних, так и внешних, доминирующим фактором, определяющим результат, выступает субъект. Как правило, в таком случае происходит процесс смены руководства.

14. При каких условиях работодатель просто обязан гарантировать руководителю «золотой парашют»? Это не обязанность, а скорее договоренность «на берегу», если обе стороны предполагают определенные риски и, включив «золотой парашют» в соглашение, страхуют себя в ситуации наступления страхового случая. Конкретные условия разнообразны, по сути это творческий процесс, отражающий деловую культуру того или иного собственника и топа.

15. Опишите свое видение идеального сотрудника? «Идеальный сотрудник» - сотрудник, который находится на своем месте, что означает соответствие профессиональных знаний и навыков, личностных качеств сотрудника требованиям, предъявляемым к той или иной должности.

16. Вы встречали таких в своей практике?
Да, как среди линейного персонала, так и среди управленцев высшего и среднего звена, так как работала в успешных компаниях. Такие сотрудники в компании – это всегда движущая сила к успеху в любом бизнесе.

17. По каким признакам на собеседовании можно заметить, что кандидат будет неэффективным сотрудником? Каждый руководитель формирует для той или иной штатной единицы критерии оценки кандидатов на соответствие вакантной должности, которые ранжирует по степени важности, исходя из условия необходимости и достаточности. Если в процессе собеседования превалируют характеристики, оцениваемые как необходимые, но недостаточные, такому кандидату отказывают в приеме на работу.

18. Рональд Рейган спросил ученого Паркинсона: «Почему Оклендский мост ежегодно ранее вручную 1 месяц красило 14 маляров, а с появлением пульверизатора — 72 и также 1месяц?» А Ваш ответ?

Выполнение любой работы требует постановки задач с точки зрения целей, сроков и ресурсов (человеческих и материальных). Представляется, что снижение производительности труда могло произойти по следующим причинам:

- в качестве цели было определено достижение более высокого качества покрытия поверхности моста посредством изменения технологии нанесения краски (более равномерное распределение), а не сокращение временных ресурсов и оптимизация затрат; - произошло нарушение сроков исполнения работ в силу сбоя в системе управления контролирующих ход работ подразделений.

19. Ваша самая "звездная" компания? Сфера деятельности, численность штата, достижения? Ваши достижения в этой компании? Это была региональная компания в сфере ритейла (www.radezh.ru), которая, благодаря грамотно разработанной и реализованной командой профессионалов стратегии, заняла устойчивые позиции на продуктовом рынке. Торговая сеть, на этапе зарождения включавшая всего несколько магазинов самообслуживания, на сегодняшний день являет собой крупную компанию холдингового типа (в структуре – более 100 магазинов, овощеводческое хозяйство, сеть химчисток), которая продолжает успешно развиваться. О достижениях уже упоминалось в ответе на вопрос №3.

20. Какие темы Вы рекомендовали бы чаще освещать в журнале «Управление персоналом»? На основании опроса руководителей выявлять актуальные для большинства компаний «проблемные места» в сфере управления персоналом и освещать опыт успешного решения данных проблем.

21. С кем бы вы хотели прочитать интервью в журнале «Управление персоналом»? И какие вопросы вы бы задали этому спикеру? Вспоминая слова Л. Н. Толстого о том, что «все счастливые семьи похожи друг на друга…», осознаешь насколько важно знание общих закономерностей, которое раскрывает слагаемые формулы успеха. Поэтому интересно было бы прочитать интервью со спикером - представителем успешной компании, путь развития которой можно было бы охарактеризовать, как «через тернии к звездам» И, хотелось бы, чтобы акцент в постановке вопросов был сделан не на общих чертах (присущих всем успешным компаниям), а на особенных.