Какие изменения в НК РФ нужно учесть в работе

Автор: Ритер Марина

Марина Ритер, юрист, консультант в области права, налогообложения и управления бизнесом

Какие изменения в НК РФ нужно учесть в работе (1 часть)

Надо сказать, что 2010 год и особенно последние три месяца были богаты на изменения, внесенные в НК РФ.

ФЗ № 229-ФЗ от 27 июля 2010 г.

С 02 сентября 2010 г. в соответствии с ФЗ № 229-ФЗ от 27 июля 2010 г. в силу вступили изменения в НК РФ. В чем конкретно состоят «новшества» вы можете прочитать в этой статье, где они разобраны постатейно. Обратите внимание, что из-за того что формат журнала предусматривает некоторые ограничения объема статей, в текст не включены технические изменения.

Общие положения

Статья 11 НК РФ. В эту статью внесено два изменения:

− изменен абз. 15 п. 2. Дано новое определение понятию «свидетельство о постановке на учет в налоговом органе». В соответствии с этим изменением теперь это документ, подтверждающий постановку на учет российской организации, иностранной организации, физического лица в налоговом органе соответственно по месту нахождения российской организации, месту нахождения международной организации, по месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории РФ через свое обособленное подразделение, по месту жительства физического лица;

− изменен абз. 16 п. 2. Дано новое определение понятию «уведомление о постановке на учет в налоговом органе». В соответствии с этим изменением теперь это документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, по основаниям, установленным НК РФ, за исключением оснований, по которым НК РФ предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

− дано новое определение понятию «место нахождения обособленного подразделения российской организации» (абз. 19 п. 2 ст. 11 НК РФ). В соответствии с этим изменением теперь это место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Статья 12. В эту статью внесено два изменения:

− изменены абз. 3 п. 3 и абз. 5 п. 4. Это изменение носит уточняющий характер. Законодатель добавил, что сроки уплаты региональных и местных налогов устанавливаются соответственно законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и представительными органами муниципальных образований в случае, если такие сроки не установлены НК РФ. Вероятно, может показаться, что это уточнение очень важное, а совсем не уточняющее, но здесь необходимо помнить о существовании п. 5 ст. 3 НК РФ: «Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом». Региональные и местные налоги установлены ст. 14 и 15 НК РФ соответственно, и по всем по ним сроки уплаты установлены. Поэтому я и считаю данную норму уточняющей.

Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты

Статья 21. В эту статью внесено одно изменение:

− в п. 1 этой статьи добавлен подп. 5.1. В соответствии с этим нововведением налогоплательщики теперь имеют право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. До этого вопрос права налогоплательщика на сверку был сформулирован значительно более расплывчато.

Статья 23. В эту статью внесено пять изменений:

− изменен абз. 1 п. 2. Сведения, перечисленные в п. 2 ст. 23 НК РФ, теперь не обязательно излагать письменно. Слово «письменно» исключено. Это одно из изменений, связанных с необходимостью развития электронного документооборота;

− изменен подп. 3 п. 2. В соответствии с этим изменением налогоплательщики- организации и ИП обязаны сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации.

Раньше необходимо было сообщать только о созданных обособленных подразделениях;

− п. 2 дополнен подп. 3.1. В соответствии с данным изменением, налогоплательщики-организации и ИП обязаны сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории РФ, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).

Ранее подобного правила в НК РФ не было;

− внесено изменение в п. 3. В соответствии с этим изменением нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, теперь не обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в письменном виде. Исключено слово «письменно». Надо полагать, что данная норма изменена в рамках развития электронного документооборота;

− изменен п. 7. В соответствии с данными изменениями сообщения, предусмотренные п. 2 и 3 ст. 23 НК РФ, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если указанные сообщения переданы в электронном виде, такие сообщения должны быть заверены электронной цифровой подписью лица, представившего их, или электронной цифровой подписью его представителя.

Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронном виде, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок представления сообщений, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 23 НК РФ, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Данное изменение, в частности, способствует развитию электронного документооборота.

Статья 24. В эту статью внесено всего одно изменение:

− добавлен п. 3.1. В соответствии с этим изменением налоговые агенты теперь несут и другие обязанности, предусмотренные НК РФ. Ранее список обязанностей налоговых агентов был конечен.

Налоговые органы

Статья 31. В эту статью внесено два изменения:

− изменен подп. 1 п. 1. Изменения связаны с развитием законодательства об электронном документообороте. После слов «документы по формам» добавлены слова «и (или) форматам в электронном виде». То есть теперь налоговые органы могут требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов не только в бумажном варианте, но и в электронном. В связи с тем, что в формулировке присутствует не только союз «или» и «и», есть подозрение, что чиновники будут требовать документы и в том и в другом виде;

− изменен п. 4. Поправка, носящая уточняющий характер. После слова «Формы» добавлены слова «и форматы», слова «их заполнения» заменены словами «заполнения форм указанных документов и порядок представления таких документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи». Данная поправка также направлена на развитие электронного документооборота. Она увеличивает количество форм и форматов, которые должны утверждать органы федеральной исполнительной власти, уполномоченные в области налогов и сборов.

Статья 32. В эту статью внесено два изменения:

− изменен подп. 11 п. 1. Это изменение развивает положения о сверке между налогоплательщиками и налоговыми органами, о котором говорилось выше.

В соответствии с ним налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта.

Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

− изменен п. 3. К перечню лиц, являющихся субъектом данной нормы закона, добавлены налоговые агенты.

Статья 34.2. В эту статью внесено одно изменение:

− изменен п. 1. Урезан перечень обязанностей Минфина России. Слова «утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения» исключены.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

Статья 44. В эту статью внесено одно изменение:

− изменен подп. 3 п. 3. В соответствии с данным изменением обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается со смертью физического лица − налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ. Задолженность по налогам, указанным в п. 3 ст. 14 и 15 НК РФ, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя.

Изменение состоит в том, что ранее НК РФ говорил о том, что признать физическое лицо умершим можно в порядке, установленном гражданским законодательством, а не гражданским процессуальным, а задолженность по налогам касалась имущественных налогов и никак не конкретизировалась.

Статья 45. В данную статью внесено одно изменение:

− в п. 7 добавлен абз. 6. В соответствии с данным изменением о принятом решении об уточнении платежа налоговый орган уведомляет налогоплательщика в течение пяти дней после принятия данного решения.

Ранее такого правила в НК РФ не было.

Статья 46. В эту статью внесено три изменения:

− изменен п. 2. Поправка связана с развитием электронного документооборота. После слов «путем направления» добавлены слова «на бумажном носителе или в электронном виде».

Таким образом, решение о взыскании налога может теперь быть направлено налоговым органом в банк и в электронном виде, что должно существенно упростить и ускорить эту процедуру;

− добавлен абз. 2 п. 2. В соответствии с данным изменением порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) − организации или ИП в электронном виде устанавливается ЦБ РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

− изменен п. 4. Исключен срок, в течение которого поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк. Слова «в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании» исключены.

Статья 47. В эту статью внесено одно изменение:

− добавлено предложение в абз. 3 п. 1. В соответствии с данным изменением решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) − организации или ИП, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) − организации или ИП причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Статья 52. Эта статья изложена в новой редакции. Изменены правила, регламентирующие порядок исчисления налога. А именно: в налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Наличие этого правила в НК РФ способствует уменьшению количества бумаг.

Статья 59. Эта статья изложена в новой редакции. Изменены правила, регламентирующие порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание. А именно: определены случаи, когда недоимка, задолженность по пеням и штрафам признается безнадежной (в случае ликвидации организации, признания предпринимателя банкротом, смерти физического лица, принятия судом акта в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания), а также определены органы, в компетенцию которых входит принятие решения о признании их безнадежными. Необходимо отметить, что правила признания налоговых долгов безнадежными стали более четкими.

Статья 60. В данную статью внесено одно изменение:

− изменен п. 4.2. В соответствии с этим изменением требование о перечислении налога в бюджетную систему РФ должно быть направлено в банк в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной банком в бюджетную систему РФ суммы налога.

Требованием о перечислении налога признается уведомление банка о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

Форматы требования о перечислении налога, а также порядок направления этого требования в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени

Глава 9. Изменено название. Добавлены слова «и штрафы». Теперь звучит так: «Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафы». Так, все правила, изложенные в этой главе, теперь относятся и к штрафам.

Статья 61. В эту статью внесено пять изменений:

− изменено наименование. Теперь оно звучит так: «Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа». Таким образом, все правила, изложенные в этой статье, относятся и к штрафам;

− изменен абз. 2 п. 2. В соответствии с этим изменением, срок уплаты налога и (или) сбора может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога и (или) сбора либо ее части с начислением процентов на сумму задолженности, если иное не предусмотрено гл. 9. Теперь правила, предусмотренные этой нормой закона, относятся не только к налогам, но и к сборам;

− добавлен п. 3.1. Лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога и (или) сбора, вправе одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

При рассмотрении заявления заинтересованного лица о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора и заявления о предоставлении инвестиционного налогового кредита орган, уполномоченный принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов вправе предложить указанному лицу предусмотренные настоящей главой иные условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора и инвестиционного налогового кредита, которые принимаются по согласованию с заинтересованным лицом;

− в п. 6 добавлен абз. 2. В соответствии с этим изменением положения гл. 9 применяются при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате пени и штрафа;

− изменен п. 8. В соответствии с этим «новшеством» изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Таким образом, правила этой нормы закона теперь распространяются не только на налоги и сборы, но и на пени и штрафы;

− добавлен п. 9. В соответствии с этим изменением действие главы 9 не распространяется на налоговых агентов.

Статья 62. В эту статью внесено четыре изменения:

− изменено название. Теперь оно звучит так: «Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога и сбора». Таким образом, правила этой статьи относятся не только к налогам, но и к сборам;

− изменен абз. 1 п. 1. В соответствии с этими изменениями, срок уплаты налога и (или) сбора не может быть изменен, если отсутствуют обстоятельства, перечисленные в

п. 1 ст. 62. Ранее это правило относилось только к налогам;

− добавлен подп. 4 п. 1. Добавлено обстоятельство, в соответствии с котором может быть изменен срок уплаты налога и (или) сбора;

− изменен абз. 1 п. 2. В соответствии с этим изменением достаточно просто наличия обстоятельств, названных в п. 1 ст. 62, а не их наличия на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога.

Статья 63. В эту статью внесено два изменения:

− добавлен подп. 6 п. 1. В соответствии с этим изменением органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются, в частности, по налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, − налоговые органы по месту жительства этих лиц. Решения об изменении сроков уплаты налога с указанных доходов принимаются в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований;

− добавлен подп. 7 п. 1. В соответствии с этим изменением органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются, в частности, по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита − органы, уполномоченные на это законодательством субъектов РФ.

Статья 64. В эту статью внесено двенадцать изменений:

− изменен п. 2. В соответствии с этим изменением, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в п. 2 ст. 64 НК РФ;

− добавлен п. 2.1. В соответствии с данным изменением, при наличии оснований, указанных в подп. 1, 3−6 п. 2 ст. 64, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу − на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание;

− изменен п. 5. В соответствии с этим изменением заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются документы, перечисленные в п. 5 ст. 64 НК РФ;

− изменен п. 5.1. В этой норме закона перечислены документы, необходимые для получения отсрочки или рассрочки по уплате налога;

− изменен п. 5.2. В соответствии с этим изменением в заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с гл. 9 НК РФ;

− изменен п. 5.3. В соответствии с данными изменениями по требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство;

− изменен абз. 1 п. 6. Теперь согласования с финансовыми органами для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога не требуется;

− добавлен абз. 3 п. 6. В соответствии с данным изменением решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается уполномоченным органом в срок, установленный абз. 1 п. 6 ст. 64 НК РФ, по согласованию с финансовыми органами в соответствии со ст. 63 НК РФ;

− утратил силу п. 7. В соответствии с этим пунктом при отсутствии обстоятельств, установленных п. 1 ст. 62 НК РФ, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в подп. 1 или 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

− утратил силу п. 8. В соответствии с этим пунктом решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ. В случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве либо в случае прекращения процедуры финансового оздоровления, решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, принятое в соответствии с настоящей статьей, при наличии соответствующего основания, предусмотренного подп. 3 п. 2 настоящей статьи, утрачивает силу со дня расторжения мирового соглашения либо со дня прекращения процедуры финансового оздоровления;

− утратил силу п. 9. В соответствии с этим пунктом решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

− изменен п. 12. В соответствии с этим изменением законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.

Статья 67. В эту статью внесено пять изменений:

− изменен подп. 1 п. 2. Теперь инвестиционные налоговые кредиты предоставляются, в частности, по основаниям 1, 5 п. 1 ст. 67 – на сумму кредита, составляющего 100 % стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования;

− изменен абз. 1 п. 4. В соответствии с этим изменением в заявлении о предоставлении инвестиционного налогового кредита организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с гл. 9 НК РФ;

− изменен абз. 3 п. 4. Организация вправе подать в соответствующий уполномоченный орган заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита либо заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;

− абз. 1 п. 6. Если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ;

− добавлен п. 10. В соответствии с этим изменением проценты, предусмотренные настоящей главой и подлежащие уплате заинтересованным лицом, в случае нарушения срока их уплаты взыскиваются в порядке, аналогичном порядку взыскания процентов, предусмотренному ст. 176 НК РФ.

Требование об уплате налогов и сборов

Статья 69. В эту статью внесено три изменения:

− изменен п. 1. В соответствии с этим изменением требование об уплате налога не обязательно должно иметь письменный вид. Это изменение способствует развитию электронного документооборота;

− изменен абз. 4 п. 4. Теперь требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней;

− изменен п. 6. Это изменение направлено на развитие электронного документооборота. В соответствии с ним требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

Статья 75. В эту статью внесено два изменения:

− изменен абз. 2 п. 3. В соответствии с этим изменением не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика;

− изменен абз. 2 п. 8. Уточнено, что письменные разъяснения, полученные налогоплательщиком, должно быть дано на основании полной и достоверной информацией, представленной им же.

Статья 76. В эту статью внесено шесть изменений:

− изменен п. 5. В соответствии с этим изменением банк обязан сообщить в налоговый орган в электронном виде сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке, а также порядок направления банком указанного сообщения в электронном виде утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

− изменен абз. 3 п. 7. В соответствии с этим изменением, в случае, если после принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке изменились наименование налогоплательщика-организации и (или) реквизиты счета налогоплательщика-организации в банке, операции по которому приостановлены по этому решению налогового органа, указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика-организации, изменившей свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты;

− изменен абз. 3 п. 9. В соответствии с этим изменением, сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика в банке направляется банком в электронном виде в установленном формате не позднее следующего дня после дня получения запроса налогового органа. Данное изменение направлено на развитие электронного документооборота;

− изменен п. 9.1. В соответствии с этим изменением приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, указанных в п. 3, 7−9 ст. 76 НК РФ и в п. 10 ст. 101 НК РФ, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами. В случае если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется;

− в п. 9.2 добавлен абз. 2. В соответствии с этим изменением, в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации;

− изменен п. 12. В соответствии с этим изменением, при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, а также по счетам лиц, указанных в п. 11 ст. 76 НК РФ, банк не вправе открывать этой организации и этим лицам счета.

Статья 77. В эту статью внесено одно изменение:

− в п. 13 добавлен абз. 3. В соответствии с данным изменением налоговый (таможенный) орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения.

Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм

Статья 78. В эту статью внесено два изменения:

− второе предложение абз. 2 п. 3 утратило силу. В предложении речь шла об оформлении результатов сверки расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам;

− абз. 3 п. 3 утратил силу. Абзац касался формы актов сверки расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам.