Налоговая переплата – не потеря денег

Налоговая переплата – не потеря денег

Обзор материала журнала «Главбух» 9

«Налоговая переплата может возникнуть по разным причинам. Распорядиться ею – задача главного бухгалтера. При этом есть два основных варианта . Переплату можно либо зачесть, либо вернуть. Но все гладко только на бумаге».

Ведущий эксперт журнала «Главбух» Сергей Шилкин и старший консультант компании «КПМГ» Иван Глушков предлагают рассмотреть не только два основных варианта: возмещение и зачет переплаты, но и такой вариант, как использование налоговой переплаты в качестве «налоговой подушки безопасности».

Согласно п. 3 ст. 78 Налогового кодекса РФ инспекция обязана сообщить о факте переплаты налогоплательщику в течение десяти рабочих дней, с даты, когда был выявлен излишек. На практике получается, что бухгалтеры сами отслеживают возможные отклонения при перечислении налогов. Если бухгалтер выберет вариант, при котором компания захочет зачесть переплату в бюджет, то ему придется провести сверку по налогам и подписать с налоговой инспекцией акт. Этот документ подтверждает наличие переплаты у налогоплательщика и доказывает, что переплата действительно имеется, а не направлена на погашение недоимки по другим налогам. Отсутствие этого документа может служить поводом для отказа в зачете. Согласно п. 5 ст. 78 Налогового Кодекса РФ ИФНС имеет право самостоятельно провести зачет, если у организации есть задолженность.

В настоящих условиях, когда у многих компаний имеется доступ через Интернет к своему лицевому счету, бухгалтер может в режиме реального времени отследить поступление платежей в бюджет и на основании этого принять решение. При зачете переплаты важно проверить, не истек ли трехлетний срок, в течение которого компания вправе распорядиться переплатой, согласно п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Но есть и еще один вариант использования переплаты по налогам. Переплата остается на лицевом счете и используется компанией как «подушка безопасности». В случае обнаружения налоговой инспекцией занижения налога в других периодах, сумма переплаты покрывает недоимку, и компании не придется платить пени и штрафы, даже если недоимка больше переплаты, штрафы и пени начисляются только на разницу (письмо Минфина России от 3 июня 2005 г. № 03-02-07/1-133).

По нашему мнению, этот вариант достаточно спорный, да, он работает, как своеобразная страховка при налоговых проверках, но возникает вопрос, как объяснить руководителю компании, что его организация дала беспроцентную ссуду бюджету в несколько десятков тысяч рублей в качестве страхового взноса.

Возможно, данный вариант подходит для крупных налогоплательщиков, тех, кого проверяют регулярно, но, маловероятно, что руководители малых предприятий захотят так хранить денежные средства своих предприятий.

Если же компания переплатила налог на значительную сумму, то в данном случае возможно вернуть денежные средства на расчетный счет, но чиновники не любят возвращать деньги из бюджета. Эксперты журнала «Главбух» – руководитель практики налогового и правового консультирования Группы компаний «ЭНЕРДЖИ КОНСАЛТ» Виктор Сарибекян и эксперт журнала «Главбух» Сергей Сапрыкин дают свои комментарии в материале «Крупную налоговую переплату можно вернуть с процентами». Если налоговая инспекция пытается нарушить сроки, отведенные на возврат, или находит причину для отказа, то у налогоплательщика остается только один выход – обращаться в суд.

В ситуации, когда налогоплательщик подал в налоговую инспекцию заявление на возврат переплаты, но ответа не получил, он может отнести в суд заявление с просьбой пресечь бездействие чиновников. В другом случае налоговики вынесли решение о возврате переплаты, но деньги на счет организации не поступили, либо инспекторы не отправили в Управление Федерального казначейства поручение на возврат налогов, либо казначейство отказало из-за неправильного оформления документов на перечисление. Решать такие проблемы также придется в суде.

Авторы материала предлагают налогоплательщикам не только решить через суд проблему невозврата налогов, но и потребовать от чиновников компенсацию за несвоевременный возврат денег. Вовремя не вернув излишне уплаченный налог, инспекторы обязаны уплатить проценты (их начисляют за каждый день опоздания по ставке рефинансирования ЦБ РФ (п. 10 ст. 78 Налогового кодекса РФ)). Но если задержка произошла из-за камеральной проверки, инспекция платить не должна (письмо Минфина России от 15.05. 08 № 03-03-06/1/317, п.11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12 2005. № 98). Так же компания в судебном порядке может потребовать возмещения судебных издержек (ст. 178 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Одним из важнейших изменений в законодательстве, ухудшающих положение налогоплательщиков- «упрощенцев», опубликованных в № 9 «Главбух», является Письмо Минфина России от 13.04. 2009 № 07-05-08/156.

В нем говорится, что общества с ограниченной ответственностью не могут отказаться от ведения бухгалтерского учета, несмотря на Федеральный закон от 21.11. 1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Минфин обнаружил, что норма, позволяющая «упрощенцам» не вести бухгалтерский учет, противоречит Гражданскому кодексу РФ и Федеральному закону от 8.02. 1998 № 14-ФЗ « Об обществах с ограниченной ответственностью». Минфин обосновал свои выводы следующим образом. ООО не смогут без бухгалтерского учета выполнить некоторые требования Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» : сопоставлять чистые активы с величиной капитала организации, распределять прибыль, определять стоимость отчуждаемого имущества в результате крупной сделки и долю участника при выходе их общества, формировать раздельный или ликвидационный балансы при реорганизации или ликвидации.

В письме Минфин России отметил, что Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» являются специальными для ООО. Это означает, что ими нужно руководствоваться, даже если они противоречат законодательству о бухучете. То есть ООО, применяющие специальные налоговые режимы, не вправе отказаться от ведения бухгалтерского учета. Но этим выводом Минфин России не ограничился. Чиновники указали в письме, что «упрощенцы» обязаны не только вести бухучет, но и сдавать в ИФНС бухгалтерскую отчетность, как того требует ст. 15 Федерального закона 129-ФЗ.

Из этого письма можно предположить, что, ссылаясь на это документ, налоговые инспекции начнут требовать от «упрощенцев» бухгалтерские отчеты. Большинству компаний, применяющих УСН, придется восстанавливать бухгалтерский учет за несколько лет. Если в организациях, работающих на «доходы – расходы», хотя бы какой-то учет ведется, то для организаций, работающих на «доходах» это обернется ощутимыми затратами, поскольку многие из них давно отказались от услуг бухгалтеров.