Правовые механизмы борьбы с оффшоризацией экономики

Автор: Ольга Олейникова

О.А. Олейникова

Правовые механизмы борьбы с оффшоризацией экономики

Сегодня огромную популярность в российской экономике имеют оффшорные компании. По данным Администрации Президента Российской Федерации, до 85 % инвестиций в российскую экономику составляют вернувшиеся из оффшор денежные средства. В этой связи на практике возникает множество вопросов, связанных с деятельностью таких юридических лиц.

Под оффшорными компаниями сегодня понимаются те юридические лица, которые созданы на территориях благоприятного налогового режима, то есть в оффшорных зонах. Оффшорные зоны вопреки расхожему мнению о том, что это территории, на которых отмываются «грязные» деньги, являются всего лишь суверенными государствами или же их частью, предоставляющими льготный налоговой режим для ведения бизнеса, а также ряд иных преференций, например, не требуют от юридических лиц раскрытия информации о проводимых финансовых операциях.

Создание подобных зон удобно как для самого государства-оффшора, так и для лиц, решивших попасть под их юрисдикцию. Для первых — это возможность развивать экономику не за счет производственных мощностей, а посредством привлечения иностранного капитала, для вторых — выгодные условия для ведения бизнеса. Главное бизнес-преимущество помимо налоговых льгот и прочих преференций заключается в том, что для тех компаний, которые зарегистрированы в государствах-оффшорах, действует специальный правовой режим таких стран. А поскольку им разрешается не осуществлять деятельность в странах, под юрисдикцией которых они находятся, получается, что такие компании вправе извлекать прибыль от своей деятельности в любых иных странах, не обременяя себя ограничениями их законодательства. В результате издержки таких компаний сводятся к минимуму, тогда как прибыли за счет экономики иных стран растут.

На сегодняшний день все оффшорные зоны условно можно подразделить на три группы:

- островные оффшоры;

- европейские страны с благоприятным налоговым климатом;

- отдельные территории стран, в которых действует льготный режим налогообложения.

Если говорить о правовом регулировании деятельности оффшорных компаний в Российской Федерации, то согласно части 1 статьи 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. Поэтому с правовой точки зрения российская экономика полностью открыта для деятельности оффшорных компаний.

Вместе с тем действующим законодательством установлены все же некоторые ограничения в сфере осуществления оффшорными компаниями деятельности на территории Российской Федерации. В первую очередь, это регламентация оффшорных зон Банком России. Так, согласно статье 28 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитные организации устанавливают корреспондентские отношения с иностранными банками, зарегистрированными на территориях оффшорных зон иностранных государств, в порядке, определяемом Банком России. Указанием Банка России от 07.08.2003 № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)» все оффшорные зоны поделены на три группы в зависимости от надежности банков, созданных на их территориях. Так, наиболее респектабельными, по мнению Банка России, являются Швейцарская Конфедерация, Республика Мальта, Республика Сингапур, менее — Мальдивская Республика, Княжество Монако, Виргинские острова — относятся ко второй группе, и Княжество Андорра, Маршалловы острова — третья группа. При этом стоит отметить, что не все оффшорные территории включены Центральным Банком Российской Федерации в перечень: туда не вошли, например, такие популярные оффшоры, как Кипр и Панама.

Указанный перечень был составлен исключительно с целью регулирования банковского взаимодействия. Однако такой подход отчасти ограничивает деятельность и оффшорных компаний, ведь поскольку все их расчеты осуществляются в безналичном порядке, то при несоответствии банков-нерезидентов, зарегистрированных на оффшорных территориях, установленным Банком России требованиям это ведет к невозможности осуществления расчетов, а значит, и парализации деятельности самих оффшорных компаний указанных юрисдикцией, не говоря уже о том, что с теми зонами, которые не вошли в данный перечень, установить банковское взаимодействие будет вовсе невозможно.

Несколько иной перечень оффшорных зон содержится в Приказе Минфина России от 13.11.2007 № 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)». Утвержденный Минфином России перечень применяется в налоговой сфере для установления ряда ограничений по операциям, совершаемым с юридическими лицами включенных в указанный перечень юрисдикций.

В первую очередь, это уплата организациями налога на прибыль с сумм получаемых ими дивидендов. Так, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации доходы, получаемые в виде дивидендов, облагаются ставкой в 0 % для российских организаций при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов. При этом если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, государство постоянного местонахождения которой включено в утвержденный Минфином России перечень, то нулевая процентная ставка к получаемым от такой организации доходам-дивидендам уже не применяется.

Кроме того, в силу статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень Минфина России, признаются сделками между взаимозависимыми лицами. Это означает, что в отношении таких сделок осуществляется контроль со стороны налоговых органов.

Другим важным законодательным актом в области налоговых правоотношений является Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которым устанавливается специальное правило, согласно которому прибыль контролируемой иностранной компании приравнивается к прибыли контролирующего лица данной контролируемой иностранной компании и учитывается при определении налоговой базы контролирующего лица. Дело в том, что ранее широко была распространена схема, при которой головная организация передавала всю или часть своей прибыли дочерней (подконтрольной) структуре, а та в свою очередь являлась иностранной компанией и была зарегистрирована на территории оффшорной зоны. В результате переданная прибыль никак не учитывалась при налогообложении головной организации, что влекло причинение серьезных убытков бюджету.

Также в качестве мер, направленных на борьбу с оффшоризацией российской экономики, нельзя не отметить поправки, внесенные в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и касающиеся введения такого понятия, как бенефициарный владелец, под которым понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Данное изменение обусловлено необходимостью понимать истинных владельцев юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, получающих выгоду от осуществляемой ими деятельности.

По данному вопросу уже сложилась интересная судебная практика. Так, рассматривая спор с участием оффшорной компании, суд указал, что поскольку данная компания зарегистрирована в государстве, предоставляющем льготный режим налогообложения и не предусматривающем раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций, участники процесса лишены возможности доказать наличие отношений аффилированности между ответчиком по делу и указанной компанией. В связи с этим в ситуации, когда вопрос о применении положений российского законодательства, защищающих третьих лиц, ставится в отношении оффшорной компании, бремя доказывания наличия либо отсутствия обстоятельств, защищающих оффшорную компанию как самостоятельного субъекта в ее взаимоотношениях с третьими лицами, должно возлагаться на оффшорную компанию. Такое доказывание осуществляется прежде всего путем раскрытия информации о том, кто в действительности стоит за компанией, то есть раскрытия информации о ее конечном бенефициаре.

Применительно к рассматриваемому спору суд посчитал, что представленные оффшорной компанией доказательства могут быть приняты судом по настоящему делу лишь в том случае, если будет раскрыта информация о бенефициарах компании, то есть будет доказана ее добросовестность. Если будет установлено, что бенефициар оффшорной компании и ответчик аффилированы между собой, то представление новых доказательств будет являться злоупотреблением процессуальными правами со стороны компании, и такие доказательства не смогут быть приняты судом1.

Приведенный пример как нельзя лучше иллюстрирует потребность всех ветвей власти в раскрытии информации об истинных владельцах и выгодоприобретателях оффшорных компаний и о собственно деятельности таких компаний.

Одним из последних законов, направленных на деоффшоризацию российской экономики, стал принятый 8 июня 2015 г. Федеральный закон № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так называемый закон об амнистии капиталов. Согласно данному документу каждому физическому лицу, чье имущество и денежные средства находятся (размещены) за пределами Российской Федерации, предоставляется однократное право задекларировать такое имущество. Со своей стороны государство предоставляет налоговые гарантии, а также гарантию не возбуждать в отношении указанных лиц уголовного преследования. Данный порядок будет действовать с 1 июля по 31 декабря 2015 года и в отношении деяний, совершенных до 1 января 2015 года. Целью данного закона является обеспечить возможность для запуска обратного оттоку капитала процессу.

Однако, как показала практика применения, действие данного закона не снискало себе той популярности, на которую рассчитывали его разработчики. В частности, для крупного бизнеса данный закон оказался не столь интересным, поэтому массового притока капитала не произошло.

Если не вдаваться в экономические причины оффшоризации российской экономики, а рассматривать данный вопрос исключительно с правовой точки зрения борьбы с данным явлением, то, по нашему мнению, до тех пор, пока в России будет действовать фрагментарное законодательное регулирование деятельности оффшорных компаний, которое то с одной стороны, то с другой стремится ограничить их деятельность, говорить о корректном развитии экономики будет сложно. В этой связи положительным видится опыт Европейского союза по принятию директивы, в соответствии с которой все его страны-участницы должны в срок до 31 декабря 2015 года внести изменения в свои налоговые законодательства в части исключения возможности для компаний, не ведущих реальной деятельности на территории Европейского союза, получать налоговые льготы. Продолжая данную мысль, можно прийти к решению действовать куда более радикально, например, ввести ограничения на операции с банками-резидентами низконалоговых юрисдикций. Но в любом случае, прежде чем вводить тот или иной запрет на деятельность оффшорных компаний в России следует тщательным образом просчитать экономический эффект таких нововведений.

1 Определение ВАС РФ от 09.01.2013 N ВАС-14828/12 по делу N А40-82045/11-64-444