Этика продаж: взгляд профессионала

Автор: Ксения Нефедова

Этика продаж: взгляд профессионала

Материал подготовила: Ксения Нефедова

Этичное поведение должно основываться на симпатии к людям, образованности и социальных связях…

Альберт Эйнштейн

Современный мир нарастающей конкуренции диктует свои правила, зачастую заставляя людей ставить свои материальные интересы превыше всего остального. Но как ни парадоксально, в таких условиях общечеловеческие принципы и моральные устои становятся более востребованными. Вопросы этики продаж мы обсуждаем с Кириллом Звягиным, экспертом в области продаж с 20-летним стажем, менеджером корпоративного отдела представительства «Пежо» в России.

Кирилл, совместимы ли вообще этика и продажи? Все ведь знают: не обманешь – не продашь…

— «Не обманешь – не продашь» – это не аксиома. Можно обмануть и продать. Можно не обмануть – и все равно продать. Но если ты обманул, то покупатель к тебе уже не вернется. А если продал без обмана, то люди придут к тебе снова, они оценят твое благородство, правдивость, искренность, честность, желание предупредить возможные неприятности.

То есть у этики вполне рациональные причины, это не просто некоторые слепые убеждения или правила?

— Этика продаж в компании не расходится с моральным кодексом самого человека, с его моральными устоями. Прежде всего, это внутренний настрой на само
общение с другим человеком. Как продавец воспринимает своего клиента? Если видит в покупателе источник наживы, источник денег, источник заработка, то здесь говорить об этике бесполезно. А если, как для меня, покупатель является, прежде всего, человеком, обратившимся ко мне за какой-то услугой или товаром, речь идет о помощи. Мы решаем задачу покупателя, а не просто приносим прибыль компании. Нужно быть консультантом, помощником. Словом, быть профессионалом – вот с чего начинается этика продаж. Слово «впаривать» для меня ругательное. Это уже работа торгаша, а не продавца. А профессиональные продавцы – это честные люди. К ним возвращаются, их рекомендуют, к ним приводят своих друзей или знакомых. Если ты честен, если помогаешь решить задачу, то тебе доверяют и недостатка в покупателях не возникает.

Значит, компании рискуют, если не уделяют внимание этике?

— Смотря какие цели ставит перед собой компания. Те компании, которые работают в режиме супермаркета, обезличены. Они проводят агрессивную рекламу в прессе, но исключены из общения «человек – человек». Почему в крупных супермаркетах большая текучесть кадров (судя по информации из прессы, телепередач, которые я видел)? Сотрудников заставляют перебивать срок годности продукции, делать пересортицу, им иногда не доплачивают (подталкивая к воровству), вот здесь и речи быть не может ни о какой этике, в данном случае речь идет о выживаемости.

Другое дело, если мы говорим о персонализации. Ко мне, как к консультанту, обращаются за помощью, и я завишу от компании, которая производит товар, которая этот товар позиционирует. Если я торгую автомобилями, то ощущаю себя человеком, за которым стоит некий бренд.

Ты чувствуешь, что бренд неотделим от тебя?

— Да, потому что, если, например, мне поручено продавать все автомобили, которые представлены на рынке, они теряют для меня имиджевую ценность. Задача продать. Этика связана с персонализацией. Человек ощущает, что за ним стоит компания, бренд, история бренда, культура компании; вера в эту компанию не позволит человеку вести себя неэтично.

Пример. Были случаи, когда приходили люди с хорошими коммуникативными навыками и поначалу казалось, что они хорошие продажники, но в дальнейшем у них не складывались дела именно в продажах: объемы продаж не увеличивались. Потом, когда начали анализировать ситуацию, выяснилось, что причина в отсутствии веры в сам бренд, с которым работаешь. Если в словах нет искренности, то сколько бы ты ни рассказывал о бренде, это будут лишь бездушные казенные фразы и азарт продавца не передастся покупателю.

Если человек хочет самореализовываться, то он должен стремиться, прежде всего, к тому, чтобы его услышали. В основе этики – желание услышать. Продавец, правильно воспринимающий устои и нормы продажи и реализующий их, но не видящий самореализации в компании, может просто заскучать, он не будет нарушать этику, но компания может потерять такого сотрудника. Даже если у него нет шансов на быстрый карьерный рост в компании с устоявшейся структурой, но человек чувствует, что компания дает возможность реализовать его идеи, доверяет ему, он, в свою очередь, тоже начинает доверять компании. И общаясь с клиентами, всегда будет помнить о том, что он представитель компании и не может ее подводить, не хочет и не будет.

В основе этики действительно лежит желание услышать?

— Да, конечно! С одной стороны, каждый понимает, что продавец должен услышать покупателя. Но с другой стороны, сама компания должна уметь слышать продавца, иначе его желание работать по высоким стандартам быстро угасает.

Получается, если мы видим неэтичного продавца, можно поставить компании диагноз: проблемы с коммуникациями?

— Скорее всего, да. Правда, это более справедливо для компаний, имеющих какую-то историю, хотя бы более 3 лет.

Тогда, если продавец отклоняется от общечеловеческих норм, это обратная реакция на что-то. И, по-видимому, это что-то сотворила сама компания. А в более молодых, еще неоформившихся компаниях, это может быть вызвано и другими причинами.

Задумавшись сейчас более глубоко над этой темой, я кое-что сформулировал. Для меня этика заключается, наверное, прежде всего в простом утверждении: «Язык дан людям для того, чтобы договариваться». Не диктовать, не унижать, не кричать, а договариваться. Именно общий язык исторически позволял людям объединиться, стать обществом, народом. И сегодня переговоры создают огромные возможности.

То есть этика и гибкость всегда идут рука об руку?

— Абсолютно верно! То есть этично не просто услышать, а суметь изменить свое мнение, приняв аргументы собеседника, нужно при необходимости подстроиться под ситуацию, а иногда и промолчать.

В ряде случаев это, на мой взгляд, не нарушает никаких этических норм, особенно с учетом особенностей менталитета. Например, у нас врачи не станут сообщать пациенту о его страшном диагнозе, скажут только родственникам, хотя на Западе говорят прямо.

А где грань между недосказанностью и ложью?

— Ложь произносится. А вот на недосказанность продавец зачастую имеет право, особенно если вопрос не зависит лично от продавца: изменение цен, сроков поставки и т. п. Он идет на это, чтобы не подвести компанию. Хотя знает, что потом примет удар первым: «Вы же мне этого не сказали!» Но всегда можно ответить: «Вы же не спрашивали!» (Смеется.)

Один мой родственник, дипломат, говорил, что самое сложное в его работе – как раз о чем-то не сказать. А что, на Ваш взгляд, самое сложное в этике продавца?

— Самое сложное – не забыть о покупателе после того, как он заплатил деньги в кассу, не поставить на нем крест. Ведь покупатель все равно остается для тебя дорогим и уважаемым клиентом, хотя ты уже и выполнил свой долг. А времени на этого человека почти не остается – приходят другие!

И конечно, очень сложно каждый день быть готовым к работе с клиентами. Потому что без эмоционального ресурса невозможна уверенность, убеждение. Получается, что если ты психологически устал, то можешь работать только вполсилы. А это нечестно по отношению к клиентам, особенно давним, уважаемым. Ведь у них есть потребность в твоей убежденности.

А для чего покупателю убежденность продавца?

— На какой-то короткий период в жизни покупателя продавец становится для него очень необходимым человеком, словно проводник в горах. Одно неверное движение – и может пропасть много денег, времени, нервов. Поэтому людям важно знать, что продавец не подведет. А для этого требуется много условий, не буду их все перечислять. Ключевой момент: доверие связано с расслаблением. Это важный индикатор. Гибкость, чуткость продавца, о которых мы уже говорили, проверяется просто: стал ли клиент более расслабленным? Если да, он начинает доверять своему «проводнику».

Есть примеры, когда Вы сталкивались с этикой продаж, будучи «по другую сторону баррикад», т. е. будучи потребителем?

— Есть, конечно! Мой дачный домик, например, вызывает вопросы у знакомых и соседей относительно подрядчика. Я отвечаю: «Строила фирма, но рекомендовать я ее не буду». Помимо некоторых недоработок, которые удалось устранить с помощью строителей, договорившись с ними частным образом, произошел и еще один случай. При подписании акта приема-сдачи работ мы вместе с директором фирмы были на объекте. Вокруг готовой «коробки» дома валялись разбросанные оставшиеся строительные материалы, причем в разных частях двора, некоторые – за забором. Мы с женой своими силами убирали и укладывали эти строительные материалы в штабеля, потратив целый день. Через неделю директор перезвонил и спросил, можно ли приехать на участок. Не спрашивая, для чего, я сказал, что можно. А когда я сам через два дня приехал, то обнаружил, что стройматериалы исчезли!

Звонок директору:

— На каком основании Вы их забрали?

— Это были мои материалы, я завез их на тот случай, если вдруг не хватит. Но хватило – я их и забрал.

— Но почему Вы об этом не сказали при сдаче работ?! Специально для того чтобы мы собрали материалы в удобный для Вас штабель?!

Вопросы остались без ответа. Теперь этот человек для меня «закрыт»: ни упоминания, ни слова, ничего. Причем в момент знакомства и жена, и я сразу определили, что этот человек не продавец. Не тот уровень общения, восприятия. Не та чуткость, гибкость. Но не придали этому значения и поплатились.

Есть и более удачный пример. В доме мы решили сделать камин, обратились в одну компанию с довольно высокими ценами. Представитель, приехав ко мне, начал разговор с вопроса: «Может, быть, Вам не нужен камин?» Потому что он потребует вот этого, этого и далее по списку. Рассказал подробно о необходимом перечне условий для классического камина и определил, что при их несоблюдении впоследствии может возникнуть множество неудобств. То есть представитель компании говорил о тех трудностях, с которыми, скорее всего, столкнусь я, а не он. Для него не было проблемой выполнить мой заказ и закрыть вопрос: опыт колоссальный, материалы качественные. Но, подробно обрисовав ситуацию, человек дал мне право полноценного выбора. Тогда я попросил посоветовать, что можно сделать, чтобы в моей ситуации ничего не перестраивать, но получить «эффект камина». Подумав, специалист предложил вариант каминной топки, что и оказалось приемлемым для нас обоих. Возможно, сделать «классический» камин для компании было проще, быстрее и выгоднее. Известен же принцип:
«Вы получили, что хотели, а дальше – Ваши проблемы». Но тогда у компании не появились бы новые заказы от моих соседей, которым я рекомендовал ее.

Из всего сказанного напрашиваются два вывода. Во-первых, этика связана с самосовершенствованием продавца, его управлением собой. И во-вторых, компания, работающая на долгосрочную перспективу, должна выделить каждому продавцу пространство для саморазвития. Так?

— Я согласен с этими выводами, но добавил бы, что этику нельзя обособить и вырвать из чего-то. И нельзя говорить о ней ограниченным количеством аксиом. Это сложная, интересная тема.

Компании, которая задумалась об этике продаж, я бы посоветовал провести для начала тренинг или собрание, посвященное одному-единственному вопросу: «Что для вас этика?» Если руководство сможет ответить на определения, которые дали сами сотрудники, открываются интересные перспективы. И не только в продажах.

Официальное название ООО «Пежо Ситроен Рус», отдел В2В.