Опрос: электронный документооборот

Автор: Оксана Паничкина

Опрос: электронный документооборот

Михаэль Кухарски, региональный директор по продажам в странах СНГ компании OpenText:

— В России системы электронного документооборота (СЭД) все еще часто рассматриваются как автономные решения, направленные на выполнение определенных узких задач предприятия: управление организационно-распорядительными документами (ОРД), управление финансовой «первичкой» и отчетными документами, управление счетами, управление Web-контентом, управление персональными данными сотрудников, управление договорами, согласование документов и т. д.

В то же время предприятия с мировой практикой рассматривают СЭД, или DMS (Document Management Systems), преимущественно как первый этап на пути к построению глобальных ECM-систем (ЕСМ – Enterprise Content Management), или систем управления корпоративным контентом. Принимая решение по внедрению системы по управлению контентом, компании рассматривают такие системы как часть единого корпоративного информационного пространства предприятия и в качестве долгосрочной платформы для хранения и работы с корпоративной информацией.

В сфере ИТ крупные компании все чаще переходят от «островных» решений к так называемым интегрированным пакетам под названием Business Suite, включающим в себя различные совместимые между собой модули, тесно связанные друг с другом и дающие возможность поэтапного, но долгосрочного построения бизнеса. Примером таких пакетов является, например, SAP Business Suite. Раньше компании в основном внедряли один из его модулей, а именно решение для управления ресурсами предприятия SAP ERP. Сегодня можно в любое время дополнить это решение, добавив модули по управлению взаимоотношениями с поставщиками, управлению взаимоотношениями с клиентами, управлению жизненным циклом продукта и т. д., постепенно выстроив систему до SAP Business Suite, зная, что компоненты всегда будут сочетаться друг с другом. В области ECM подобным примером может послужить набор решений по управлению корпоративным контентом OpenText ECM Suite.

Наряду со своими флагманскими продуктами для крупных промышленных предприятий, компании также предлагают решения для СМБ, которые более просты в эксплуатации и более подходят с точки зрения ценообразования к малым и средним предприятиям. Так, SAP имеет платформу SAP Business One для СМБ. OpenText, в свою очередь, предоставляет пакет решений по управлению корпоративным контентом OpenText eDOCs. Благодаря внедрению OpenText eDOCS, а также ряду сопутствующих модулей eDOCs, организации могут управлять всеми видами документов, независимо от их типа, в одном корпоративном хранилище. Примером может послужить внедрение проекта в Европейском суде по правам человека в Страсбурге. На территории России крупнейшим внедрением можно считать проект организации Корпоративной системы электронного документооборота – КСЭДО – в компании «Мегафон».

КСЭДО помогла «Мегафону» повысить эффективность работы c документами: время на поиск необходимых бумаг сократилось, исключилась возможность потери информации, а также возросла исполнительская дисциплина. Согласование организационно-распорядительной документации стало проходить быстрее, за счет чего высвободилось время сотрудников.

Особую роль при внедрении ECM-систем играет возможность глубокой или бесшовной интеграции ECM-систем с другими приложениями предприятия. Так, например, предприятия, заведомо выстраивающие свою стратегию на тесной интеграции систем ECM и ERP, имеют важные экономические преимущества: эффективность таких систем постоянно возрастает за счет прозрачности процессов, отчетности и лучшей эксплуатации гомогенных сетей, одновременно снижаются прямые и косвенные затраты на внедрение и эксплуатацию информационных технологий (TCO). Пользователи работают в привычной для них среде, что сокращает затраты на обучение персонала.
Следующим и перспективным этапом развития ECM-систем будут так называемые системы Enterprise Content Management 2.0, основанные на облачных технологиях и позволяющие осуществлять работу с корпоративным контентом из любой точки мира в любое время. Не только крупный бизнес, но и СМБ заинтересован в таких решениях, основанных на облачных технологиях и мобильной работе с документами. Системы, предусмотренные для этой работы, должны быть виртуализируемы и масштабируемы и иметь возможность удаленного и мобильного доступа к ним.

Подводя итог, можно сказать, что рассмотренные в статье системы предусмотрены преимущественно для решения конкретных и специализированных бизнес-задач. Но нужно иметь в виду, что каждая новая задача зачастую влечет за собой закупку новой системы, что, в свою очередь, приводит к разрозненности систем внутри предприятий, которыми в итоге становится сложно и дорого управлять.

Преимуществом крупных интегрированных систем (таких, например, как решения OpenText) является то, что они выступают единой платформой для управления корпоративным контентом, на основе и в рамках которой могут быть решены различные бизнес-задачи и реализованы различные бизнес-процессы. Такие решения разработаны для организации единого корпоративного пространства, где можно начать с малого и постепенно расширять предлагаемый функционал в рамках единой системы.

Геннадий Самойленко, директор по персоналу компании «Балчуг»:

— Наша компания сознательно отказалась от электронного документооборота. Этот отказ сформировался у меня благодаря двум человекам. Один из них работал в крупной компании с электронным документооборотом в службе HR (электронный рекрутинг), занимался подбором персонала, и 80 % работы этого человека заключалось в копировании резюме, раскладывании папок, рассылке приглашений на собеседование, отправлении копий руководителям и т. д. Работа, не приносящая результата. 20 % оставалось на то, чтобы закрывать вакансии. Компанию, в которой работает этот человек, на рынке HR называют «компанией незакрытых вакансий», так как открытых вакансий у них порядка 100. Конечно, при таком положении дел результат работы очень низкий.

Второй человек, сформировавший у меня такое мнение, – директор по персоналу другой крупной мобильной компании. Данная компания тоже работала в системе электронного документооборота, и директор по персоналу подтвердил мне, что 80 % рабочего времени уходит на работу, не приносящую результата: на ответы на запросы, составление и отправку отчетов и т. д. Чтобы был какой-то результат, а ведь надо еще нанимать, обучать, стимулировать и увольнять сотрудников, – приходилось задерживаться на работе до 21–22 часов. Рабочие субботы при таком подходе стали нормой, потому что большую часть дня приходится обмениваться письмами с центральным офисом и другими сотрудниками.

В такой ситуации человек «выгорает»: работа становится ему неинтересна, из нее полностью уходит творчество, процесс созидания, который является самым привлекательным для любого человека в его деятельности.

Электронный документооборот также негативно сказывается на качестве коммуникаций в компании, разрушает их живость. Иногда ситуация доходит до абсурда. Мой знакомый рассказал об одном случае. Руководитель подразделения зашел в отдел кадров: в это время менеджер по подбору персонала задал руководителю уточняющий вопрос по вакансии. И менеджеру тут же сделали замечание, сказав, что все вопросы, даже уточняющего характера, следует оформлять в электронном виде.

В таком подходе, конечно, есть определенная логика, так как все уточнения должны фиксироваться. Но, с другой стороны, это убивает живость общения и само понятие «коммуникация». Устная речь, как известно, дает нам только 30 % информации. Остальные 70 % – это невербальная коммуникация: мимика, жесты, взгляд, поведение человека при общении. Соответственно, при электронном документообороте теряется смысл и эффективность этих коммуникаций. Нам проще понять друг друга, когда мы общаемся вживую. Один вид общения – электронная переписка, другой – общение по телефону, а третий – общение вживую. Живое общение бывает более эффективным и иногда определяющим.

Я сейчас учусь в израильской школе. Школа русскоязычная, но мой учитель говорит на иврите. И когда мы переписываемся, мне приходится иногда по одному и тому же вопросу переспрашивать учителя несколько раз. При этом если мы общаемся посредством Скайпа, то есть слышим и видим друг друга, то понимаем все с первого раза. Поэтому я считаю, что электронный документооборот нужен в большей степени для собственников, для прозрачности бизнеса, но не нужен для самого бизнеса. СЭД – такое неизбежное зло, на которое приходится идти, когда компания разрастается. Но если этого можно избежать, например, когда компания небольшая, лучше обойтись без него. Хотя есть крупные федеральные компании, которые не используют электронный документооборот. И делают они это не потому, что у них не хватает денег или они принципиально выступают против новых технологий. Компании не используют его, потому что считают такой подход к ведению документов нецелесообразным, неэффективным.

В компании «Балчуг» в свое время было порядка 60 видов разных отчетностей. Но в какой-то момент мы поняли, что половина этих отчетов не читается. Тогда было принято решение оставить только те отчетности, которые жизненно необходимы для работы, к которым постоянно обращаются. Удивительное дело, но в итоге из 60 осталось только 7 отчетов! Все остальное оказалось фиксацией бизнеса, которую никто не использует.

Валерия Балашова, директор по персоналу компании «ТТК»:

— Электронный документооборот упорядочивает многие процессы, позволяет сэкономить массу ресурсов. В первую очередь – временной ресурс. И приучает к определенному качеству, стандарту работы. Ни у кого нет шанса выбросить документ, сказать: «Я не буду этого делать». Потому что есть определенное правило: ты являешься рецензентом, ты должен дать свою рецензию и отвечать за нее. Это добавляет работе порядка, проработанности, продуманности.

Конечно, в электронном документообороте есть и свои минусы. Но я за введение в компании электронного документооборота, потому что он позволяет сохранить, вовремя найти, понять историю ситуации.

Когда есть доступ к документообороту за несколько лет, работа значительно облегчается. Риск ухода человека, который владеет информацией, становится минимальным, потому что доступ к этой информации свободен. На прошлой работе была внедрена система «БОСС-Референт». Я не ощутила ее минусов, поскольку была хорошая IT-поддержка – все вопросы оперативно и грамотно решала собственная сервисная служба. Ее наличие и качественная, оперативная работа очень важны для компаний, внедривших электронный документооборот.