Игры для взрослых дядей и тетей
Деловые игры — один из важнейших инструментов в современном бизнесе, служащий многим целям одновременно. Игры могут обучать, развивать лояльность к компании, усиливать корпоративную культуру и улучшать взаимосвязь между коллегами. В зависимости от развития бизнеса и его потребностей меняются и игры.
Бизнес-войны без кровопролития
С самого начала к таковым можно было отнести шахматы, которые являлись важным подспорьем в планировании стратегий для военачальников. Уже к концу ХVIII века военные деловые игры были излюбленным развлечением и способом образования для определенного круга людей. Чуть позднее, со становлением бизнеса в качестве самого важного аспекта человеческой деятельности, стали появляться и разнообразные деловые игры. Наиболее эффективными из них по сей день являются игры формата «бизнес-симуляция».
Многие эксперты сходятся в том, что симуляция появилась в 1978 году благодаря шведской компании CELEMI. Ее руководство первым отметило такую закономерность: даже самые продвинутые и образованные сотрудники зачастую не могли точно спрогнозировать последствия своих тактических шагов в перспективе. Выход был найден, а бизнес-симуляции стремительно стали чуть ли не самым важным способом обучения персонала менеджерского уровня.
Что касается России, развитие абсолютно всех сфер деятельности в нашей стране, как известно, часто носит догоняющий характер. В том числе и сфера бизнеса. Появление компаний, чью деятельность, обороты, прибыли и профессионализм сотрудников возможно сравнить с западными, произошло совсем недавно.
Именно поэтому история бизнес-симуляций гораздо менее долгосрочна. Однако уж коль на локальном рынке труда появляются специалисты высокой квалификации, получившие и получающие хорошее образование, требования к их навыкам повышаются, и в ход идут проверенные временем западные обучающие бизнес-инструменты.
В России симуляции появились несколько лет назад вместе с западными менеджерами, и сегодня повышение квалификации управленческого персонала при их помощи – признак эффективного бизнеса.
Что же такое бизнес-симуляция?
Среди обывателей распространено ошибочное мнение о том, что даже любой обычный тренинг можно назвать бизнес-симуляцией. Но это неверно, ведь тренинг, в отличие от симуляций, направлен на развитие определенного навыка, узкого сегмента деятельности, на решение краткосрочных задач.
А бизнес-симуляция, по сути, некая математическая модель, представляющая собой набор закономерностей и процессов, характерных для той или иной категории бизнеса. Поэтому в рамках симуляции возможно применить все полученные ранее знания в комплексе, не зацикливаясь на определенном участке работы. А тот факт, что ситуация, представленная в рамках модели, и реакция игрового рынка на действия участников симуляции максимально приближены к условиям реальности, привносит в процесс обучения элементы стратегии, позволяя решать долгосрочные задачи компании.
Поскольку подобные игры, доказав свою эффективность, становятся все более популярными, то разработчики постоянно придумывают что-то новенькое, позволяющее обучаться представителям самых разных компаний. Но условно все бизнес-симуляции можно разделить на две большие категории: стандартные (те, что в основе имеют модель типового бизнес-процесса) и адаптированные (разработанные под конкретного заказчика, соответствующие его задачам, проблемам, имеющие в основе цифры и закономерности конкретного бизнеса).
Понятно, что стандартные симуляции более доступны в плане стоимости, однако адаптированные хоть и требуют больших материальных и временных затрат, значительно отличаются глубиной и конкретностью знаний. Также выделяют академические и практические виды бизнес-симуляций. Первые – образовывают, целью вторых является отработка навыков для удовлетворения конкретных нужд компании.
Помимо этого симуляции могут быть:
компьютерными, когда участники управляют процессами в компании с помощью компьютерной программы, сидя за монитором компьютера;
настольными, когда компания и все ее внутренние процессы представлены на игровой карте, а действия совершаются с помощью фишек;
представляющими предприятия в миниатюре, с имитацией основных процессов в компании;
отрабатывающие конкретное направление, например финансовое или менеджерское;
моделирующие определенные ситуации в компании, например очень популярные в последнее время кризисные ситуации, для тренировки принятия решений в ситуации повышенного риска и т. п.
Среди симуляций, получивших общемировую известность, можно назвать Global Management Challenge (GMC), игры компании CELEMI, программы DOOR Training & Consulting, но хотелось бы отдельно и более подробно рассказать об этих играх на примере Storewars, на сегодняшний день наиболее популярной в мире.
Создана она была более 10 лет назад на основе практических данных, собранных из опыта работы лидирующих FMCG-компаний, включая, например, таких монстров, как Unilever и Procter & Gamble.
Изначально владельцем бренда Storewars была компания Cubiculum Limited, принадлежавшая супружеской паре – создателям этой бизнес-симуляции – Джудит и Марселю Корстьенс (который в свое время являлся профессором одной из лучших бизнес-школ в мире INSEAD).
В июле 2006 года все права на Storewars были выкуплены российской маркетинговой компанией IMS Group, созданной известным бизнесменом Грегом Тейном.
Этот человек создал немало успешных компаний. В том числе одно из первых в России BTL-агентств (год основания 1996), впоследствии трансформировавшееся в маркетинговую группу IMSG (International Marketing & Sales Group). Проведя IPO, она стала первым российским маркетинговым агентством, разместившим акции на бирже. Обладая богатым опытом работы на руководящих позициях в маркетинговом, инвестиционном и риелторском бизнесах, Грег первым почувствовал потенциал Storewars и запустил эту симуляцию в России.
Полная версия статьи в печатной версии журнала "Мастер продаж" или через 3 месяца на сайте.