Игры для взрослых дядей и тетей

Автор: Анастасия Балашова

Игры для взрослых дядей и тетей

Деловые игры — один из важнейших инструментов в современном бизнесе, служащий многим целям одновременно. Игры могут обучать, развивать лояльность к компании, усиливать корпоративную культуру и улучшать взаимосвязь между коллегами. В зависимости от развития бизнеса и его потребностей меняются и игры.

Бизнес-войны без кровопролития

С самого начала к таковым можно было отнести шахматы, которые являлись важным подспорьем в планировании стратегий для военачальников. Уже к концу ХVIII века военные деловые игры были излюбленным развлечением и способом образования для определенного круга людей. Чуть позднее, со становлением бизнеса в качестве самого важного аспекта человеческой деятельности, стали появляться и разнообразные деловые игры. Наиболее эффективными из них по сей день являются игры формата «бизнес-симуляция».

Многие эксперты сходятся в том, что симуляция появилась в 1978 году благодаря шведской компании CELEMI. Ее руководство первым отметило такую закономерность: даже самые продвинутые и образованные сотрудники зачастую не могли точно спрогнозировать последствия своих тактических шагов в перспективе. Выход был найден, а бизнес-симуляции стремительно стали чуть ли не самым важным способом обучения персонала менеджерского уровня.

Что касается России, развитие абсолютно всех сфер деятельности в нашей стране, как известно, часто носит догоняющий характер. В том числе и сфера бизнеса. Появление компаний, чью деятельность, обороты, прибыли и профессионализм сотрудников возможно сравнить с западными, произошло совсем недавно.

Именно поэтому история бизнес-симуляций гораздо менее долгосрочна. Однако уж коль на локальном рынке труда появляются специалисты высокой квалификации, получившие и получающие хорошее образование, требования к их навыкам повышаются, и в ход идут проверенные временем западные обучающие бизнес-инструменты.

В России симуляции появились несколько лет назад вместе с западными менеджерами, и сегодня повышение квалификации управленческого персонала при их помощи – признак эффективного бизнеса.

Что же такое бизнес-симуляция?

Среди обывателей распространено ошибочное мнение о том, что даже любой обычный тренинг можно назвать бизнес-симуляцией. Но это неверно, ведь тренинг, в отличие от симуляций, направлен на развитие определенного навыка, узкого сегмента деятельности, на решение краткосрочных задач.

А бизнес-симуляция, по сути, некая математическая модель, представляющая собой набор закономерностей и процессов, характерных для той или иной категории бизнеса. Поэтому в рамках симуляции возможно применить все полученные ранее знания в комплексе, не зацикливаясь на определенном участке работы. А тот факт, что ситуация, представленная в рамках модели, и реакция игрового рынка на действия участников симуляции максимально приближены к условиям реальности, привносит в процесс обучения элементы стратегии, позволяя решать долгосрочные задачи компании.

Поскольку подобные игры, доказав свою эффективность, становятся все более популярными, то разработчики постоянно придумывают что-то новенькое, позволяющее обучаться представителям самых разных компаний. Но условно все бизнес-симуляции можно разделить на две большие категории: стандартные (те, что в основе имеют модель типового бизнес-процесса) и адаптированные (разработанные под конкретного заказчика, соответствующие его задачам, проблемам, имеющие в основе цифры и закономерности конкретного бизнеса).

Понятно, что стандартные симуляции более доступны в плане стоимости, однако адаптированные хоть и требуют больших материальных и временных затрат, значительно отличаются глубиной и конкретностью знаний. Также выделяют академические и практические виды бизнес-симуляций. Первые – образовывают, целью вторых является отработка навыков для удовлетворения конкретных нужд компании.

Помимо этого симуляции могут быть:

компьютерными, когда участники управляют процессами в компании с помощью компьютерной программы, сидя за монитором компьютера;

настольными, когда компания и все ее внутренние процессы представлены на игровой карте, а действия совершаются с помощью фишек;

представляющими предприятия в миниатюре, с имитацией основных процессов в компании;

отрабатывающие конкретное направление, например финансовое или менеджерское;

моделирующие определенные ситуации в компании, например очень популярные в последнее время кризисные ситуации, для тренировки принятия решений в ситуации повышенного риска и т. п.

Среди симуляций, получивших общемировую известность, можно назвать Global Management Challenge (GMC), игры компании CELEMI, программы DOOR Training & Consulting, но хотелось бы отдельно и более подробно рассказать об этих играх на примере Storewars, на сегодняшний день наиболее популярной в мире.

Создана она была более 10 лет назад на основе практических данных, собранных из опыта работы лидирующих FMCG-компаний, включая, например, таких монстров, как Unilever и Procter & Gamble.

Изначально владельцем бренда Storewars была компания Cubiculum Limited, принадлежавшая супружеской паре – создателям этой бизнес-симуляции – Джудит и Марселю Корстьенс (который в свое время являлся профессором одной из лучших бизнес-школ в мире INSEAD).

В июле 2006 года все права на Storewars были выкуплены российской маркетинговой компанией IMS Group, созданной известным бизнесменом Грегом Тейном.

Этот человек создал немало успешных компаний. В том числе одно из первых в России BTL-агентств (год основания 1996), впоследствии трансформировавшееся в маркетинговую группу IMSG (International Marketing & Sales Group). Проведя IPO, она стала первым российским маркетинговым агентством, разместившим акции на бирже. Обладая богатым опытом работы на руководящих позициях в маркетинговом, инвестиционном и риелторском бизнесах, Грег первым почувствовал потенциал Storewars и запустил эту симуляцию в России.

Полная версия статьи в печатной версии журнала "Мастер продаж" или через 3 месяца на сайте.