Удаленная работа - работа будущего

23/09/2020

Нынешний год принес в нашу жизнь, в том числе и в трудовую, много нового: за чрезвычайно короткий срок удаленная работа стала нашей новой реальностью. Но что нам ожидать после окончания коронакризиса? Вернется ли все на свои места? Или пандемия уйдет, а удаленка останется?

Еще до кризиса мы заметили рост интереса со стороны соискателей и работодателей к дистанционному характеру работы: работодатели все чаще предоставляли своим работникам возможность периодически работать из дома, а соискатели все чаще уточняли, насколько такая практика распространена в обсуждаемой с ними компании.

Конечно, не все организации физически могут перейти на удаленную работу, например, без остановки производства, а также не все бизнес-процессы возможно перевести на такой формат работы. Однако изначально лишь временная и вынужденная мера имеет все шансы стать для части компаний или их отдельных подразделений долгосрочным решением. Выгода для компаний очевидна: во-первых, с переходом на удаленную работу больше нет ограничений в географии поиска персонала, можно без лишних затрат на релокацию нанимать лучших сотрудников из любой точки земного шара; во-вторых, удаленка позволяет избегать расходов, связанных с арендой и ремонтом офисных помещений, затратами на эксплуатацию и т.д.; также многие сотрудники удаленно работают эффективнее, чем в офисе, что, несомненно, может положительно отразиться в т.ч. и на финансовых результатах компании. Вместе с тем, не смотря на данные преимущества, после начала смягчения карантинных мер уменьшилось количество работодателей, готовых полностью перейти на удаленный формат работы: по результатам июльского опроса службы исследований HeadHunter такие работодатели составляют лишь 3% от общего числа опрошенных, еще 9% ответили, что возврат отложен на неопределенный срок. По результатам опроса, который проходил в апреле, перейти на удаленку на постоянной основе планировали 8%, и еще 11% думали, что будут прибегать к подобной практике иногда.

Что же касается работников, то, как стали замечать консультанты Adecco и как показывают данные того же опроса HeadHunter, большинство из них адаптировалось к новой ситуации и хотело бы продолжать работать в таком формате (скорее не хотят возвращаться в офис 28% и точно не хотят 24%, еще 7% затруднялись ответить). Самая распространенная причина нежелания возвращаться в офис - дома комфортнее. Протестировав формат другой жизни, многие не готовы расставаться с выработанным режимом дня, с увеличением количества времени, которое можно посвятить себе, своей семье, друзьям и любимому хобби.

Стоит заметить, что, не смотря на ряд неоспоримых преимуществ удаленной работы и полученному нами масштабному опыту работать в новом для себя формате, пока рано говорить о том, что он станет нашим ближайшим будущим, хотя очевидно, что тренд будет усиливаться. По мере технологического прогресса, скорее всего, доля компаний, переводящих своих работников на удаленную работу, все-таки будет увеличиваться и в остальных отраслях экономики, для которых это пока остается трудновыполнимым (по данным опроса HeadHunter, на удаленную работу в связи с эпидемией меньше всего перешло представителей производственных специальностей (40%), работников компаний из медицинской и фармакологической отраслей (56%) и отрасли продуктов питания (53%)).

Сегодня, благодаря современным ИТ-решениям, мы видим, насколько реальным стал обмен огромными объемами информации в цифровом виде, поддерживать связь можно не только в рамках офисов, но и в пределах всей страны и даже мира; у нас есть возможность иметь

быстрый и удобный доступ к внутренним корпоративным системам. Мы полагаем, что развитие технологий будет способствовать дальнейшему увеличению количества "удаленных" рабочих мест. А пока ближайшая наша перспектива такова, что часть работодателей придут к введению гибкой системы работы их сотрудников, которая бы предусматривала частичную работу из дома. Наиболее вероятно, что в первую очередь на гибкий график работы будут переведены сотрудники в тех сегментах, которые и после смягчения карантинных мер продолжают трудиться удаленно. По данным опроса, проведенного порталом SuperJob, наибольшее количество таких респондентов работают в области информационных технологий (22%), бухгалтерии/финансов (19%) и управления персоналом (17%).

Определенно можно заключить, что удаленная работа стала одним из современных трендов на рынке труда.


*Вероника Грибанова, консультант Adecco Russia