Олег Тиньков. Принципы ведения бизнеса.

13/01/2021


Олег Тиньков – один из самых успешных предпринимателей России. В недавнем интервью телеканалу «Дождь» бизнесмен рассказал о несостоявшейся сделке с «Яндексом», лечении рака, отношении к власти и многом другом. Одна из главных тем разговора – борьба с лейкемией. Предприниматель до сих пор не верит, что ему удалось победить рак. По словам Тинькова, теперь его жизнь разделилась на до и после. Именно этот переломный момент и сподвигнул бизнесмена основать фонд по борьбе с лейкемией, который начнет работать уже в этом году.

«В конце концов я прожил первую часть жизни, зарабатывая деньги, делая что-то для себя и своей семьи, вторую часть жизни буду пытаться делать что-то для других».

Однако сейчас речь пойдет о том периоде жизни, в котором предприниматель сумел достичь невероятных результатов в бизнесе. О том, как именно Олег Тиньков добился успеха, его методах в управлении персоналом и стратегиях ведения бизнеса рассказываем в этой статье.

С чего все начиналось:

Олег Тиньков в своей книге «Я такой как все» рассказывает о детстве в Кемеровской области. Барак на две семьи с огородом – вполне нормальные условия для глубинки. Водопровод и канализация отсутствуют. Все удобства – на улице. Зимой и осенью приходилось топить печь, а также ежедневно таскать воду. В таких условиях проходила самая ранняя часть жизни будущего предпринимателя. Уже тогда Тиньков понял, что деньги – это хорошо. Он копил сдачу с молока, которую ему позволяли оставить себе, и не чурался любого труда. После шестого класса Олег работал помощником на фабрике, собирал и сдавал бутылки. На заработанные деньги мальчик покупал грецкие орехи, арахис, фрукты. В общем, все то, что обычно не покупала мама, считая эти продукты деликатесом.

«Хоть я и родился в маленьком городишке, по сути в деревне, к красивой жизни тянуло серьезно. Не знаю, откуда это во мне».

Усердие и трудолюбие юноше также привил велоспорт, которым мальчик занимался с подросткового возраста. Однажды тренер сказал о нем перед другими ребятами: «Тиньков – человек, за год не пропустивший ни одной тренировки. Вот на кого надо равняться». Сам предприниматель пишет, что «тяга к победе сформировала его и как спортсмена, и как бизнесмена: нужно выигрывать, побеждать». «Велоспорт учит терпеть нагрузку и в бизнесе – физическую и моральную».

Юноше удалось выиграть ряд соревнований, которые дали ему шанс поучаствовать в турнирах областного масштаба. Тиньков пишет, что именно тогда в нем открылась любовь к путешествиям.

Первые шаги на пути к большому бизнесу:

Учась в Ленинградском горном институте, Олег Тиньков покупал импортные вещи у иностранных студентов и успешно их перепродавал. Такой «Челночный бизнес» в какой-то момент развился до внушительных масштабов. Тиньков уже в то время окружил себя умными и предприимчивыми сокурсниками, которые в будущем тоже станут успешными бизнесменами. В 1992 они году основали компанию «Петросиб». Именно тогда Олег Тиньков сколотил свое первое состояние.

Далее предприниматель открыл магазин сеть магазинов «Техношок» по продаже электронной техники, основал компанию «Дарья» по изготовлению пельменей и занялся ресторанным бизнесом. Впоследствии Тиньков продал эти проекты из-за долгов или нерентабельности. Сам Олег считает, что продавать бизнес – это круто. К счастью, я осознал это на лет десять раньше многих», – пишет Тиньков в своей книге. Продав свой пивной бизнес, предприниматель смог воплотить свою давнею мечту – открытие «Тинькофф банка».

К этому проекту Тиньков подошел очень серьезно. Он заказал исследование «Feasibility study, которое показывает, насколько реально воплотить бизнес идею в жизнь. Помимо этого, предприниматель не стал увольнять людей, которые работали с ним в компании по производству пива. «По сути, я просто платил людям зарплаты, чтобы держать команду, и делал это полгода, чтобы не растерять ценные 

кадры».

Олег Тиньков признается, что многие бизнес-идеи он подсмотрел в Америке. По его мнению, именно в этой стране люди постигают аза бизнеса. Так в 1999 году предприниматель прошёл полугодовую программу по маркетингу в Калифорнийском университете в Беркли. О российском же бизнес-образовании предприниматель не может сказать ничего хорошего. В интервью Юрию Дудю Тиньков утверждает, что его попросту нет, поэтому своих детей он учит заграницей.

Об управлении персоналом:

В своей книге «Как стать бизнесменом» Олег Тиньков рассказывает о некоторых принципах, которых он старается придерживаться при управлении персоналом. Во-первых, его «успех всегда строился на жёсткой экономии, на жёстком контроле издержек». Предприниматель утверждает, что «наём каждого следующего человека — большая издержка, серьёзное решение. Нанимать нужно в случае крайней необходимости!».

«Нанимать нужно по минимуму! Когда падаем от усталости, тогда и нанимаем».

Во-вторых, во время собеседований бизнесмен любит провоцировать людей. Так, по мнению предпринимателя, «когда ты провоцируешь человека, ты выводишь его на другую траекторию, другие ощущения. Он будет раскрываться иначе».

«Провоцируя людей, можно вытаскивать из них инсайты или какие-то внутренние ощущения. Ведь на интервью, к сожалению, в 80 процентов случаев люди врут. Они стараются понравиться. Причёсываются так, как в обычной жизни не причёсываются. Одеваются так, как никогда не одеваются, и т. д. Почему-то принято считать, что на интервью ты должен выглядеть именно так, и никак иначе. Соискатели играют с тобой в игру. Твоя задача — вывести их из равновесия, заставить играть по своим правилам. В итоге нужно понять: сможет ли эта кукла в галстуке работать в твоей организации и приносить тебе прибыль. Способна она или он 

адаптироваться, принять твою корпоративную культуру».

В-третьих, бизнесмен обращает внимание на репутацию соискателя. Если она у него плохая, то скорее всего этот человек не будет принят в штат.

«Какого человека я никогда не возьму на работу? Очевидно: человека с «подмоченной» репутацией. Это для меня совершенное табу. Особенно если он воровал на предыдущем месте работы. В России, к сожалению, откаты и воровство — распространённая практика».

И наконец, последнее правило – не брать родственников на работу.

«Лучше помочь близким деньгами, но совместный бизнес — не для меня. Я стараюсь не рассматривать и варианты «по блату». Мой стандартный ответ: звоните в нашу кадровую службу, пишите резюме, мы рассмотрим. Исключения — только для студентов».

С подчиненными предприниматель старается выстраивать дружественные отношения, основанные на равенстве и свободе слова. При этом Тиньков пишет, что не приемлет как панибратства, так и намеренного подчеркивания своего более высокого социального статуса. В компании должны быть здоровые отношения, во главе которых стоит уважение друг к другу. Своих сотрудников бизнесмен просит называть его на «ты» без отчества. По мнению предпринимателя, такое неформально общение с начальником мотивирует многих сотрудников работать на результат.

Помимо этого, бизнесмен считает, что начальник обязан общаться не только с непосредственными подчинёнными, топ-менеджментом 

компании, но и с линейными работниками.

«Я это часто делаю, хожу в колл-центр. Людям это нравится. И вас призываю делать то же самое. Вы будете получать неотфильтрованную информацию из первых уст, «с фронта». Мой адрес электронной почты всегда открыт. Считаю, это правильно».

Последнее, о чем говорит автор про управление персоналом – это уметь легко расставаться с людьми, которые по каким-либо причинам не справляются с поставленными задачами или не разделяют ценностей компании.

«Бизнес — это не гимназия. Перевоспитывать здесь нет ни времени, ни 

желания».

О личном развитии:

Олег Тиньков считает, что каждый уважающий себя предприниматель должен начинать свой день с прочтения бизнес-новостей. Это нужно для того, чтобы быть в курсе всех событий – от того, что происходит в бизнес-среде, зависит успех твоего собственного дела. Помимо этого, у любого предпринимателя должен быть широкий кругозор. Тиньков пишет, что старается читать не только книги о бизнесе, но и художественную литературу, смотреть фильмы именитых режиссеров, посещать театры и бывать на концертах классической музыки.

Кроме того, нужно поддерживать себя в хорошей форме. Делать физические упражнения, но не увлекаться экстремальными видами спорта, так как это, наоборот, может навредить здоровью. Также для личностного развития важно путешествовать, 

обмениваться идеями, а не замыкаться в пространстве собственного 

офиса.

«Сейчас благодаря онлайн-возможностям, развитию печатной индустрии очень много инструментов. Не пропускайте ничего, анализируйте всё, что вы видите. Совмещайте приятное с полезным. Даже поехав куда-то с семьёй, я всегда смотрю, как делается бизнес — в ресторанах, отелях, аэропортах, магазинах по всему миру. И думаю, как это можно применить. Нужно отдыхать, но не расслабляться!».

Основные принципы ведения 

бизнеса:

Предприниматель считает, что любой бизнесмен должен быть очень требователен к самому себе. Нельзя идти на компромисс. Иногда, чтобы достигнуть успеха, нужно работать по 15 часов в день. Кроме того, бизнес должен приносить деньги, желательно очень большие. Бизнес должен нравиться, он должен быть максимально честным, насколько это возможно в России. Бизнес должен быть лояльным и максимально полезным для работников, приносить что-то новое, дать потребителю добавленную стоимость, если это бизнес ради бизнеса.

Цена успеха:

В одном из своих постов на Fecebook Олег Тиньков написал, что «успеху предшествовали «20 лет непрерывной и тяжелой работы мозга и тела» в молодости. «Не спишь, не лежишь на диване, работаешь по 16 часов, летаешь 2 раза в неделю в Сингапур из Петербурга».

Предприниматель в последнем интервью телеканалу «Дождь» признается, что в течении всех этих лет уделял очень мало времени семье, что сейчас собирается исправить. Теперь, пережив тяжёлую болезнь, Тиньков переосмысляет свою жизнь. На данный момент бизнесмен хочет переориентировать свою деятельность с зарабатывания денег на благотворительность и помощь другим людям, посвятить время семье и близким людям.

Однако, несмотря на это, Олег Тиньков – остается успешным предпринимателем, опыт которого в ведении бизнеса и в управлении персоналом нельзя переоценить.

*Автор Ирина Усталова