Интервью с Владимиром Затолокиным, тема

12/11/2021


"Завтра не даст нам возможности расслабиться"
 
Как работают сегодня лидеры своих рынков?
Как им удалось стать лидером и не сдать позиций в бурном потоке развития?
Почему семейный тип управления не сменился жесткой иерархией?
Почему не следят за конкурентами, как требовал Стив Джобс (пристально)?
Об этом с основателем компании поговорил УП
с экспертом беседовал А. Гончаров (главред)




Владимир Затолокин, генеральный директор ООО «Мегагрупп.ру»



- Как Вы визионируете будущее Вашего бизнеса?  


- Я предпочитаю обсуждать работу и светлое будущее во время прогулок с коллегами, если погода позволяет. Многие из решений принимались в результате жарких споров среди руководства. Живая дискуссия рождает больше мыслей. 

- А думали ли Вы о диверсификации и когда задумались? "Сбер" вроде её начал...

- "Сбер" – огромная компания, легко может себе позволить расти дальше, одновременно и вверх, и вширь, и поэтому они диверсифицируется. Сегодня это легче всего сейчас достигается в IT-сфере.  Вот Яндекс недавно купил банк «Акрополь», переименовали его в Яндекс Банк и двигаются со своими технологиями в финансовые сервисы, а "Сбер", соответственно, идет в информационные. Диверсификация "Сбера" – это построение экосистемы, когда в одном месте можно решить большинство задач.
Аналогично можно сделать и в Мегагрупп.ру, хотя у нас более узкая целевая аудитория. Мы все же работаем на малый бизнес. И помимо основного направления – разработки сайтов для малого бизнеса, конечно, тоже пробовали осваивать новые рынки. Впервые об этом мы стали задумываться через несколько лет после начала работы, когда прошли этап становления, в компании стабилизировались финансовые потоки.
В общей сложности мы запустили не менее десяти проектов: несколько успешных, несколько не очень и пара провальных. 
Кстати, из общения с другими предпринимателями хочу поделиться наблюдением, что многие, начав зарабатывать в одном бизнесе, легко идут в другой. У основателя появляется  уверенность, что если получилось добиться успеха в одном деле, то, конечно, получится и в другом.
И тут надо быть осторожным, поскольку легко может оказаться, что имеющихся ресурсов на все не хватит: не только денежных и трудовых (профессионалов из команды приходится делить между старым и новым), но и ваших личных – энергии, драйва, которые очень нужны в новом проекте. Эта проблема и лекарства хорошо описаны в замечательной книге «Дилемма инноватора» Клейтона Кристенсена. 

- А что за проекты? Можете хотя бы чуть-чуть сказать, о чем они были? 

-  Поскольку мы IT-компания и занимаемся разработкой интернет-решений, то и проекты наши в основном из IT-сферы. Все строилось вокруг идеи – дать больше возможностей клиентам для легкого старта в интернет. Вначале мы разрабатывали только простые сайты, потом расширили систему до несложных интернет-магазинов, потом до очень серьезных.
В качестве отдельного проекта разработали сервис онлайн-консультанта и в какой-то момент входили с ним в ТОП-3 по установкам в России. Затем добавили сервис почтовых рассылок, сервис контекстной рекламы в Яндекс и Google. Одно время разрабатывали сервис отправки коммерческих предложений с контролем воронки продаж. Но потом этот проект был закрыт (не поняли тогда, что сделали удобную CRM, только подавали ее не под тем соусом). 
Сейчас мы работаем над возможностью для наших клиентов, у которых есть  интернет-магазины на платформе Мегагрупп.ру, легко публиковаться на маркетплейсах (Озон, Яндекс, Wildberries и т.д.). Для этого собрана отдельная команда продуктологов с большим опытом работы в этой сфере.
Эти сервисы вкупе с услугами, нацеленными на развитие бизнеса клиентов, и создают экосистему, благодаря которой мы не просто даем предпринимателю сайт, а последовательно работаем с ним от разработки самого сайта до привлечения трафика, лидогенерации, повторных продаж и учета всех действий, которые предприниматель совершает с клиентом.
Также есть два успешных проекта из совсем сторонних отраслей: один в сфере компьютерных игр, другой – в области сельского хозяйства. С моей точки зрения, залогом успеха новых проектов является максимальная изоляция ресурсов и команды (от основного бизнеса) и наличие квалифицированного драйвера.

- Давайте перейдем к следующей теме. Вы – лидеры в вашей нише сегодня, но что будет завтра? Вас не пугает завтра?

- Я бы сказал, у меня есть уверенность, что завтра не даст нам возможности расслабиться. 
Вход в нашу нишу становится легче для конкурентов, поэтому мы продолжаем повышать стандарты качества. Сейчас все меняется очень быстро, и приходится бежать, чтобы оставаться на том же месте.
Когда вам кажется, что в бизнесе все хорошо и вокруг штиль, хочется посоветовать – не расслабляйтесь. Постарайтесь использовать это время для дальнейшего роста. Как упоминал один умный человек: «Оставайтесь голодными!»
Не останавливайтесь на достигнутом, развивайтесь и обязательно учитесь – не только на уровне подчиненных, но и на уровне топ-менеджмента.  

- Адизес и Джобс говорят о том, что за конкурентами надо не просто следить, а надо следить 24 часа в сутки и смотреть на них в упор. Вопрос к Вам – как вы следите за конкурентами? Вы лидеры. За счет чего вы стали лидерами? Это уже следующий вопрос. 

- Наша идея заключалась в том, чтобы сделать возможным массовое обслуживание компаний, которым нужно представительство в интернете. Это плюс: удачный технологический фундамент и великолепный коллектив и определили наш успех изначально.
Мы помогаем нашим клиентам тратить меньше денег и быстрее получать необходимый результат, в том числе проверять коммерческие гипотезы и принимать дальнейшее решение о своем развитии.
Эта бизнес-модель активно масштабировалась до тех пор, пока мы не стали упираться в возможности управления персоналом. Потому что такая форма работы подразумевает вовлечение огромного количества специалистов, у которых должны быть достаточные экспертные знания.
Долгое время мы не ощущали наличия конкурентов в своей нише. В качестве альтернатив со временем появились конструкторы сайтов, где можно было получить результат при некотором приложении усилий.
При этом достойные продукты развились на рынках относительно недавно. Сейчас мы столкнулись с появлением большого количества опциональных каналов, где клиенты могут размещать свою информацию и искать себе покупателей. Так появились соцсети, Инстаграм, конструкторы... 
Сегодня эти рынки нельзя недооценивать. Знаете, здесь прекрасно работает равновесие Нэша. В общих чертах для меня это выглядит так: конкуренты не так страшны, а потери не так значительны, если уметь с ними договариваться. Например, маркетплейсы — это сильное конкурентное направление для веб-студий. Сегодня мы выходим на этот рынок, дав нашим клиентам возможность работать на этих площадках, используя наш опыт ведения бизнеса онлайн.
Что нам позволяет удерживаться на плаву среди огромного количества конкурентов? Мы являемся студией, которая помогает клиенту делать то, что ему нужно, не требуя от него специальных знаний. Именно тот факт, что наша компания исторически отработала данную механику, позволяет Мегагрупп.ру продолжать развиваться и удерживать свою долю рынка.

- Но все-таки, каким способом, назовите поэтапно, вы изучаете конкурентов?  Как вы о них узнаете?


- Понимаете в чем дело: прямых конкурентов именно в нашей бизнес-модели у нас очень мало. Это дизайн-студии, которые работают с примерно тем же ассортиментом услуг и на том же уровне цен. Мы сталкиваемся с ними при мониторинге рекламных каналов. Соответственно, смотрим, какую рекламу они размещают, как упаковывают свои услуги, что включают в пакет работ, делаем пробные заказы, чтобы оценить работу менеджеров продаж и менеджеров проектов.

- У нас есть, а у вас есть сотрудник, изучающий только конкурентов? 

- Если говорить о выделенном на постоянной основе сотрудника (не считая руководителя отдела маркетинга), то такой практики у нас не было. По ощущениям, мы достаточно долго опережали конкурентов и просто не оглядывались и не осматривались вокруг. Если быть откровенным, за 20 лет работы нашей компании у нас были доступны «временные окна» несколько лет назад, используя которые мы бы развились гораздо сильнее. Жалею, что мы этого не сделали. 
При этом сейчас организационная структура внутри Мегагрупп.ру построена таким образом, что руководители отделов продаж сами заинтересованы в развитии продуктов своих отделов и изучении конкурентов. Ведь качество продукта и уровень клиентского сервиса определяет то, насколько продукт будет хорошо продаваться.
Это к слову о вовлеченности сотрудников и линейных руководителей в процессы компании и развитие продуктов. Практически каждый сотрудник может высказать свое мнение и повлиять на бизнес-процессы. 

- Есть ли у вас программа вовлеченности сотрудников? 

- У нас нет подобной программы, но у нас довольно уникальная система управления персоналом. Это отмечают почти все сотрудники. К руководителю любого ранга может обратиться любой специалист, что в других крупных компаниях невозможно априори. У нас почти семейные взаимоотношения. Может с точки зрения управления это местами и плохо, но вот с точки зрения участия персонала в решении вопросов – очень даже хорошо.
Я горжусь своими коллегами и очень рад, что мне повезло работать с этими людьми - с людьми, с которыми мы строили и строим нашу компанию. Очень многое держится на их энергетике и собственной вовлеченности в работу.   

- Есть ли у вас план на случай форс-мажора? Как вы планируете свою деятельность? 

- До момента пандемии мы не поднимали такой вопрос. Но, когда начался кризис, мы проработали план действий на случай, если рынок начнет резко падать. К счастью, такого падения у нас не произошло, и к этому вопросу больше не возвращались: актуальность плана не терялась, поскольку структура компании в глобальном смысле не изменилась. 
Что касается в целом управления компанией, то в 2019 году мы пришли к решению о перестроении механики управления внутри организации: внедрили  организационную схему, четко распределили полномочия между всеми отделами, организовали новую финансовую службу, в кризисе это помогло более гладко обойти острые углы.
У нас в компании есть цели на год и отдельно по каждому кварталу, качественные и финансовые, к достижению которых мы планомерно двигаемся.   



ГК Мегагрупп с 1997 года занимается разработкой решений для легкого старта малого бизнеса в интернете в формате единой экосистемы. ООО «Мегагрупп.ру» входит в топ-5 веб-студий России и предоставляет полный спектр услуг по следующим направлениям:


  • создание сайтов и интернет-магазинов различной сложности и тематики

  • проведение рекламных кампаний

  • оптимизация и продвижение сайтов

  • вывод на маркетплейсы

  • аудит, модернизация и поддержка функционирующих сайтов



За 24 года работы создано более 200 тысяч сайтов, клиентами являются юридические и физические лица на территории РФ, в странах СНГ и за рубежом.


Сайт: https://megagroup.ru

Телефон: +7 (812) 600-77-33