Комментарии юристов к новости: «Единая Россия» внесла законопроект «О внешней администрации по управлению организацией»

21/04/2022

«Единая Россия» внесла законопроект «О внешней администрации по управлению организацией»


Ольга Дученко, старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры» 

Внешнее управление для уходящих из России компаний

                14 апреля в Госдуму внесен масштабный законопроект о внешней администрации по управлению организацией, направленный на защиту национальных интересов, обеспечение безопасности государства, а также прав организаций, кредиторов и работников, Если он будет принят, то затронет многие компании, покинувшие российский рынок из-за антироссийских настроений в мире. Рассмотрим ключевые предложения законодателя.

Что такое внешняя администрация?

Внешняя администрация – это уполномоченная государством организация, которая управляет организацией в определенных целях на территории РФ. Она может быть назначена по решению суда.

В отношении каких организаций может быть введена внешняя администрация?

                Организации, рискующие попасть под действие нововведений, должны одновременно отвечать двум критериям:

1)                  контролироваться иностранным лицом (одним или несколькими), владеющем в совокупности не менее чем 25 % голосующих акций или долей в уставном капитале, а также связанным с недружественной страной;

2)                  иметь существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов граждан в РФ или субъекте РФ.

Под второй критерий организация подойдет, если:

§     осуществляет определенную деятельность (например, производство или реализацию социально значимых продовольственных товаров, товаров в условиях естественных монополий и т.д.);

§     является единственным производителем некоторых видов продукции (в частности, лекарств) или единственным поставщиком товаров, не имеющих российских аналогов;

§     численность работников составляет не менее 25 % численности работающих в населенном пункте;

§     в ряде иных случаев.

Внешняя администрация может быть назначена также в отношении филиала подобной организации.

В каких случаях назначат внешнюю администрацию?

                Для введения внешней администрации в отношении организации достаточно одного из условий:

1)                  управление деятельностью организации ее руководителем, иными органами управлениями фактически прекращено (например, если руководство покинуло после 24.02.2022 территории России, уклонившись от осуществления своих полномочий);

2)                  действия руководства могут привести к необоснованному прекращению деятельности, ликвидации или банкротству организации, причинению ей ущерба (в частности, если после 24.02.2022 публично заявили о прекращении деятельности компании в отсутствие для этого экономических оснований, расторгли договоры, имеющие существенное значение для деятельности, или уведомили более чем 1/3 работников о сокращении численности штата);

3)                  прекращение деятельности, ее приостановка полностью или частично, существенное уменьшение объема производства и продажи продукции, товаров, сокращение выручки от реализации;

4)                  иных.

Следует отметить, что формулировки законопроекта настолько широки, что внешняя администрация может быть введена в отношении довольно большого количества компаний. 

Кто может быть назначен в качестве внешней администрации?

                Внешней администрацией назначается государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» или иная компания, определённая решением межведомственной комиссии.

Каковы полномочия внешней администрации? 

Возможные виды полномочий администрации сводятся к передаче:

§     в доверительное управление всех или части акций (долей в уставном капитале) компании;

§     полномочий руководителя организации.

Во втором случае внешняя администрация осуществляет функции через назначенного из числа своих работников представителя, действующего на основании доверенности.

                К внешней администрации переходят права и обязанности руководителя работодателя в отношении работников организации.

                В рамках осуществления своих полномочий администрация предпринимает меры по обеспечению сохранности рабочих мест, направленные на недопущение возникновения задолженности по заработной плате либо ее погашение, если такая задолженность возникла до назначения внешней администрации.

Как назначается внешняя администрация? 

Заявление о назначении администрации подается в Арбитражный суд города Москвы федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на представление в деле о банкротстве требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам в соответствии с решением межведомственной комиссии.

Сведения о подаче подобного заявления вносятся в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юр. лиц, ИП и иных субъектов экономической деятельности, а также направляются организации по адресу ее регистрации и компании, назначаемой в качестве внешней администрации.

По ходатайству уполномоченного органа о применении обеспечительных мер суд, в частности, запрещает:

§     совершать сделки по приобретению, отчуждению имущества,

§     увольнять сотрудников по инициативе работодателя,

§     расторгать договоры, имеющие существенное значение для деятельности организации.

Заявление о назначении внешней администрации рассматривается судом не ранее чем через пять рабочих дней и не позднее чем через семь рабочих дней со дня его принятия без проведения предварительного судебного заседания.

До даты судебного заседания по рассмотрению заявления о назначении внешней администрации руководителем или участником (акционером) организации, владеющими более чем 50 % голосующих акций (долей в уставном капитале) может быть подано в суд ходатайство об отказе в назначении внешней администрации в связи с принятием ими обязательств по возобновлению или продолжению деятельности организации в России, в т.ч. в связи с планируемым отчуждением акций (долей) или передачей их в доверительное управление иному лицу, не являющемуся «недружественным».

К ходатайству нужно приложить доказательства реальности намерений устранить обстоятельства, послужившие основанием для подачи заявления о назначении внешней администрации.

                Решение суда о назначении внешней администрации может быть обжаловано в апелляционном порядке акционером (участником) организации или ее бывшим руководителем. 

Каков срок назначения внешней администрации?

Срок назначения внешней администрации – не более 18-ти месяцев с возможностью автоматической пролонгации еще на 18-ть месяцев.

Полномочия администрации могут быть прекращены досрочно. 

Возможность замещения активов организации

Проводится путем реорганизации в форме выделения с учетом некоторых особенностей. На базе имущества организации создается оно хозяйственное общество, единственным участником или акционером которого становится организация. Такому обществу передается все имущество организации, а также все ее обязательства, кроме обязательств перед заинтересованными аффилированными лицами. 

Руководителем нового общества является внешняя администрация или иное назначаемое ей на должность лицо. Интересно, что он обязан перезаключить трудовые договоры с работниками ликвидируемой организации, в т.ч. с членами коллегиального исполнительного органа управления, главным бухгалтером, заместителем единоличного исполнительного органа.

                Законопроект не лишен недостатков. По сути большая часть нововведений не столько соответствует декларируемым в нем целям, сколько направлена на вывод активов организации, в отношении которой введено внешнее управление. Процессуальные сроки настолько «сжаты», что воспрепятствовать назначению внешней администрации заинтересованным лицам будет крайне затруднительно.



Исмаил Джафаров

Юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры»

С начала марта по официальным каналам средств массовой информации от государственных деятелей самых разных уровней, начиная с президента и заканчивая руководителями некоммерческих организаций, исходит одна и та же мысль – необходимо найти способ побудить иностранные компании остаться на российском рынке. Складывается впечатление, что никто не ожидал такого поведения от иностранных предпринимателей, которые по тем или иным причинам были готовы отказаться от крупного рынка сбыта и существующих производственных мощностей.

До появления первой версии законопроекта в качестве самой жесткой мерой декларировалась национализация активов иностранных компаний. Однако этот подход чреват тем, что в ответ «недружественные» государства могут начать национализацию имущества РФ, граждан и хозяйственных обществ нашей страны. После появления рассматриваемого законопроекта, можно предположить, что этот подход был вариантом, которым хотели надавить на еще не ушедшие компании. Хотя сам по себе риск зеркального ответа от иностранных правительств остаётся реальным.

Первая версия законопроекта появилась спустя две недели после первых “уходов”. Внесенный в Государственную Думу документ не имеет существенных отличий в детализации и в содержательном плане. То есть речь идет практически о черновом варианте очень важного в сложившейся ситуации Закона и принятие его в таком виде повлечет за собой очень много проблем в правоприменительной и судебной практике.

Целью законопроекта, как уже отмечалось в различных источниках, является передача иностранных “бесхозных” компаний в руки российского менеджмента с сохранением производства и рабочих мест. В пояснительной записке к законопроекту появилась еще одна цель - защита национальных интересов Российской Федерации, в том числе обеспечение безопасности государства и финансовой стабильности, а также защита прав и законных интересов организаций, кредиторов, работников и общества.

После ознакомления с текстом проекта можно невооруженным взглядом понять, что вторая цель является более абстрактной, нежели первая. Очевидно, что приоритетным становится защита интересов Российской Федерации и ее финансовая стабильность. Остальные субъекты гражданского права получают правовые механизмы защиты субсидиарно. Это очень четко прослеживается из статьи 2, в соответствии с которой заявлять в суд о введении внешней администрации помимо государственных органов исполнительной ветви власти может только прокуратура и член совета директоров. 

Из текста закона никаким образом не следует какая-то дополнительная защита работников или общества (потребителей продукции иностранной компании) по сравнению со смежным законом о банкротстве. Например, в соответствии с частью 19 статьи 9 проекта в случае принудительной продажи долей и замещении активов иностранной компании, покупатель акции (доли) созданного хозяйственного общества должен обеспечить сохранение 2/3 рабочих мест и продолжение деятельности реорганизованного общества в течение года. При невыполнении данного условия договор купли-продажи акций (долей) подлежит расторжению в судебном порядке. Как следствие, можно говорить лишь об отсрочке расторжения трудовых и гражданско-правовых договоров с поставщиками и потребителями, а не об обеспечении сохранения рабочих мест и деятельности организации. Остается лишь надеяться, что такой подход хотя бы позволит конкурентам увеличить объемы производства и оказываемых услуг, нанять этих работников и привлечь тех же самых контрагентов. Это позволит уменьшить негативные последствия в случае “непрофессионального” менеджмента новых российских владельцев иностранного бизнеса.

Считаю нужным подчеркнуть, что отсутствие такой же ответственности у внешней администрации как ответственность руководителей организации (ликвидаторов) и арбитражных управляющих в делах о банкротстве (часть 6 статьи 4) повлечет за собой менее эффективное исполнение своих обязанностей.

Что касается самой процедуры, то ускоренный порядок введения процедуры (до 10 дней) и кратчайшие сроки ее проведения, к сожалению, вполне могут увеличить вероятность того, что огромные и работающие компании свалятся в кризисное состояние.

Таким образом, можно говорить о том, что придание данному законопроекту статуса федерального закона может привести к следующим социально-правовым последствиям:

1.      Принудительная передача с компенсацией государством иностранного “бесхозного” бизнеса российскому менеджменту. В отсутствии воли продавца назвать это продажей сложно.

2.      Уход оставшегося иностранного бизнеса из российского рынка или формальная передача его российским “дочкам”, так как непредсказуемость, быстрота и обратная сила законов может еще сильнее напугать бизнесменов.

3.      Создание легальных и нелегальных схем выбытия иностранного бизнеса с территории РФ, что может быть выгодно российским конкурентам, неспособным обеспечить такой же уровень критерия «цена/качество»

4.      Сохранение части рабочих мест и договоров с контрагентами сегодня, но без какой-либо ответственности за нарушение данных условий в будущем.

5.      Приостановка производства, изменение выпускаемого товара, услуги, продукции под известными нам брендами. Это может привести к проблемам с обеспечением долгосрочной гарантии качества потребителям.