Микробизнес заявил о неготовности переходить на новый налоговый режим

24/08/2022

Подавляющее большинство российских фирм из сферы микробизнеса (97%) сообщили, что не будут переходить на новый специальный налоговый режим — автоматизированную упрощенную систему налогообложения (АУСН), которая заработает в России с 1 января 2023 года. Это следует из опроса, который провел сервис «Актион Бухгалтерия» среди более чем 400 российских компаний, работающих во всех регионах страны (его результаты есть у РБК). В выборку попали фирмы, чьи бизнес-показатели близки к тем, для которых предназначен новый режим.

Значительная часть респондентов (39%) объяснили, что переход на новый режим им невыгоден из-за высоких ставок налога. Тех, кто не проходит по формальным критериям режима (например, доходам или численности сотрудников), оказалось больше — 47%. Примерно каждый десятый предприниматель (13%) указал собственную причину, по которой не планирует переход на АУСН. О готовности использовать АУСН заявило только 3% микрокомпаний. Фактический переход осуществил 1% компаний.

Налоговый режим заработал с 1 июля в четырех регионах России — в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. В первые полгода действия АУСН воспользоваться ею могут только новые предприятия (они должны сделать это в течение 30 дней после регистрации), а уже действующим организациям режим станет доступен с 1 января 2023 года.

Отказаться от штатной бухгалтерии при переходе на АУСН, который предполагает освобождение от налоговой отчетности (налог будет автоматически рассчитываться ФНС) считают целесообразным 7% бизнесменов. Половина (50%) однозначно заявили, что этого делать не стоит, а 43% колеблются.

Параллельно предпринимателям из более широкой выборки (в нее вошли не только микрокомпании, но и малый, средний, а также крупный бизнес — в общей сложности около 1 тыс. респондентов) задали вопрос, планируют ли они дробить бизнес, чтобы вписаться в критерии АУСН. Только около 2% бизнесменов ответили положительно, в то время как каждый пятый заявил, что и так владеет несколькими компаниями и ИП. Около 70% отметили, что в дроблении нет смысла, потому что АУСН им не нужна.


У системы АУСН есть существенные недостатки, к их числу можно отнести необходимость ежемесячной уплаты налога, невозможность совмещения с другими спецрежимами, слишком малую допустимую численность работников, ограниченное число банков-участников. Кроме того, запрет на выплату доходов физическим лицам в наличной форме, возможные затруднения при оспаривании ошибок в начислении налогов и запрет на привлечение работников-нерезидентов по трудовым договорам.

Но, несмотря на очевидные недостатки, АУСН имеет и преимущества — например, отсутствие выездных налоговых проверок, снижение количества отчетности, освобождение от страховых взносов с доходов сотрудников.

Повышенная ставка налога [по сравнению с обычной УСН] компенсируется для налогоплательщиков отсутствием страховых взносов, подчеркивают в ФНС. При этом обеспечение социальных и пенсионных прав сотрудников налогоплательщиков АУСН будет производиться в полном объеме за счет федерального бюджета.

Источник: zen.yandex.ru


Прокомментировали новость спикеры: 


Швецов Андрей, Управляющий партнер юридической компании Юниконсул, Uconsul.ru


Самитов Марат, компания Самитов Консалтинг, www.samitov.ru


Для получения текста комментария эксперта пришлите заявку с вашей почты или вацап на 7447273@bk.ru