Дария Леонова "Совершенствование асинхронных кросс-культурных коммуникаций в распределённых командах"

20/04/2023

Автор: Леонова Дария Кирилловна

Студентка ИБДА РАНХиГС

 

Статья по теме «Совершенствование асинхронных кросс-культурных коммуникаций в распределённых командах»

          Вопросу внутренних коммуникаций в компании стали уделять более пристальное внимание только в последние пару десятилетий, осознав их важность для эффективности работы и вовлеченности сотрудников и успешности бизнеса. Безусловно, внутренние коммуникации существовали и раньше, но изначально развивались сверху вниз, затем появились каналы для восходящих коммуникаций. И лишь с недавнего времени, особенно во времена распределенных команд, многие компании стали сталкиваться именно с проблемой коммуникаций между сотрудниками одного уровня и начали уделять больше внимания развитию горизонтальных коммуникаций между коллегами.[1] Изучение кросс-культурных (или межкультурных коммуникаций) заинтересовало исследователей еще в середине XX века, но в основном оно рассматривалось как общение представителей разных компаний из разных стран и в меньшей степени как общение представителей разных культур внутри одной компании.[2] И лишь совсем недавно, в последние несколько лет, стала актуальной проблема коммуникаций в распределенных командах, во многом обострившаяся в связи с карантинными мерами в период COVID-19. 

Тем не менее, в большинстве компаний, вышедших на удаленную работу, сотрудники продолжали работать из одного часового пояса (в особенности, если ранее они ходили в один офис, а сейчас просто стали работать из дома), но со временем этот формат довольно быстро трансформировался в работу из разных локаций, иногда в совершенно разных часовых поясах, став асинхронным. Причем частично это произошло за счет миграций уже текущих сотрудников, а частично — уже за счет найма новых работников из других стран или расширения компаний и их выхода на новые географические рынки. 

Довольно быстро такой формат работы стал нормой действительности, но из-за подобного, именно вынужденного развития, продиктованного внешними обстоятельствами, у компаний не было возможности как следует подготовиться и тщательно продумать то, как будут работать все процессы, ранее во многом существовавшие в офлайн-формате. Одним из таких процессов оказался блок внутренних коммуникаций в организациях.

Многие компании уже стали постепенно или довольно резко возвращать своих сотрудников в офисы, как только карантинные ограничения начали спадать (Amazon, Disney, Twitter, VK)[3], оказавшись не готовыми к подобному вызову и безрадостно «перетерпев» период удаленной работы, во время которого им было намного сложнее контролировать деятельность сотрудников. Но есть и такие компании (в основном, высокотехнологичные компании, близкие к IT-cфере), которые оценили преимущества такого формата работы и научились (или активно учатся) выстраивать эффективные процессы в новой действительности. 

Некоторые высокотехнологичные компании даже пошли дальше и решили, что период вынужденной удаленной работы — прекрасная возможность для масштабирования и выхода на новые рынки[4]. В том числе это касается и российских компаний — например, очень активно на международный рынок стали выходить различные EdTech-компании, такие как Яндекс Практикум, Refocus, Novakid и другие.[5]

Учитывая выходы не только на ближайшее зарубежье, но и на страны Америки (как Северной, так и Южной), Европы, Азии и Африки, разница часовых поясов и культурных отличий оказалась очень высокой — соответственно, последовало и возникновение вопросов о том, как с подобной разницей уживаться таким образом, чтобы сотрудникам из разных стран было комфортно в совместной работе и никто не чувствовал себя оторванным от всех остальных, несмотря на то, что он только просыпается и начинает работать, когда у других коллег уже заканчивается рабочий день, или не знает важных особенностей общения с коллегами других культур. 

Здесь и возникает довольно узкая, но, тем не менее, важная и актуальная проблема внутренних асинхронных кросс-культурных коммуникаций в распределённых командах. Пришло время разобраться с основными понятиями и их отличиями друг от друга. 

Внутренние коммуникации — это разновидность коммуникаций, отвечающих за эффективный обмен информацией между участниками внутри организации.[6] Под кросс-культурным менеджментом понимается создание и использование различных механизмов управления культурным разнообразием в условиях глобализации, способствующих предотвращению межкультурных конфликтов и достижению плодотворного взаимовыгодного сотрудничества.[7]

Существует несколько определений понятия «распределенная команда» (зачастую также называемого «виртуальная команда» или «удаленная команда»). Практически все эти определения говорят об использовании группой людей, ведущей совместную деятельность для достижения одной цели, в качестве основного способа связи средств виртуальной коммуникации.[8] Однако пространственное распределение в этих определениях раскрывается по-разному — где-то это описывается просто как «географическая» или «пространственная» удаленность друг от друга, а в некоторых определениях напрямую прописывается нахождение в разных городах и странах. Именно поэтому, в целях более четкого очерчивания вопроса, в проблематику темы было добавлено понятие «асинхронных» коммуникаций, подразумевающее передачу данных без синхронизации по времени, то есть обмен данными с временными перерывами, а не в качестве постоянного потока (с точки зрения бизнеса, асинхронная коммуникация — это любая коммуникация, которая осуществляется не в режиме реального времени)[9] — именно преимущественно такие коммуникации характерны для команд, состоящих из людей, живущих в разных странах и имеющих значительную разницу в часовых поясах.

Из представленных выше определений можно извлечь две основные проблемы (и соответствующие им первопричины):

проблема своевременности коммуникаций и доступности информации (в связи с разными часовыми поясами и режимами работы);

– недопонимания, возникающие среди сотрудников разных культур (в связи с культурными и ментальными различиями).

Нужно понимать, что организациям необходим комплексный подход к решению данных проблем. Причем важно учитывать, что успех в достижении поставленной цели, то есть налаживание процесса внутренних коммуникаций возможен только при согласованности действий топ-менеджмента (основных политик или гайдлайнов компании) с вовлеченностью самих сотрудников. Наилучший вариант, когда сотрудники обсуждают внутрикорпоративные коммуникационные проблемы, с которыми сталкиваются в рабочем процессе, и формируют вместе с командой внутренних коммуникаций правила желаемого поведения, помогающие эти проблемы решать, а в дальнейшем участвуют в калибровке результатов и возможной модификации правил для совершенствования сложившихся процессов.

Тем не менее, существуют основные шаги, предпринятые многими образцовыми компаниями мира, успешно выстроившими процесс межкультурных внутренних коммуникаций в контексте удаленной работы,[10] которые могут поспособствовать решению вышеизложенных проблем:

– создание и использование корпоративного кодекса этики и свода правил коммуникации в компании, в которых, в том числе, должны быть прописаны и закреплены: язык коммуникаций (например, где-то английский язык может быть единственным допустимым для всех внутренних коммуникаций, а где-то может быть разрешено использование родного или просто более удобного для общения языка, при условии, что всем коллегам малой команды или проектной группы комфортна коммуникация на данном языке), официальные каналы коммуникаций и база знаний сотрудников, культура организации встреч, обязательные правила коммуникации и правила хорошего тона;

– выделение основных инструментов коммуникации и определение правил пользования подобными инструментами (например, использование электронной почты для закрепления важных внутренних договоренностей и корпоративного мессенджера для более быстрой работы над совместным проектом; определение допустимых сроков ответа на полученное письмо или сообщение с учетом разницы часовых поясов и несовпадения выходных или праздничных дней коллег, живущих в разных странах);

– внедрение в компании обязательных адаптационных и обучающих процедур для всех сотрудников (общий вводный курс для новых сотрудников, позволяющий лучше погрузиться в корпоративную культуру компании; регулярные кросс-культурные курсы и тренинги для всех сотрудников; продуманный трек адаптации и погружения сотрудников в новую культуру, в том числе, планово напоминающий новичкам об основных моментах, необходимых для более эффективной коммуникации в компании, например, заполнение информации в своем профиле корпоративного мессенджера для удобства коллег или прохождение вводного курса о правилах межкультурного общения);

– тесная работа с руководителями, которые во многом являются образцом поведения для сотрудников своей команды и, соответственно, должны транслировать им одобряемые в организации нормы поведения и культуры.

Кроме того, базовым способом более органично и быстро внедрить все закрепленные правила будет являться первичная фильтрация кандидатов по соответствию корпоративным ценностям, так как ещё ранее была подчеркнута важность общей мотивации всех сотрудников компании участвовать в преодолении существующих коммуникационных преград, что весьма затруднительно без соответствия сотрудника культурному коду компании.

Безусловно, процесс формулирования и, особенно, внедрения и повсеместного использования вышеперечисленных принципов в компании — это не быстрый процесс. Он требует серьёзных вложений ресурсов — не столько финансовых, сколько человеческих и временных. В долгосрочной перспективе эти затраты окупаются: снижается процент ошибок, завязанных на недопонимании и недостаточной прозрачности коммуникации, а также повышается скорость получения ответа от коллеги или нахождения необходимой информации. В конечном счете, благодаря повышению эффективности коммуникаций сотрудников, повышается их вовлеченность в развитие компании и, как следствие, эффективность труда.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

1.    Качаева София Станиславовна Внутренние коммуникации в период пандемии// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (94). Номер статьи: 9412. Дата публикации: 2021-04-29 . Режим доступа: https://sovman.ru/article/9412/

2.    Каштанова Е. В., Ионцева М. Н., Воронин В. Н., Носова Д. А. Кросс-культурный менеджмент в сложившейся культуре коммуникаций // Вестник славянских культур. 2022. Т. 64. С. 121–133. https://doi.org/10.37816/2073- 9567-2022-64-121-133

3.     Конец эпохи удалёнки: почему корпорации возвращают сотрудников в офис?. — Текст : электронный // vc.ru : [сайт]. — URL: https://vc.ru/hr/638594-konec-epohi-udalenki-pochemu-korporacii-vozvrashchayut-sotrudnikov-v-ofis (дата обращения: 12.04.2023).

4.     Пандемия со знаком «плюс»: какой бизнес в России выиграл от эпидемии . — Текст : электронный // Рамблер Финансы : [сайт]. — URL: https://finance.rambler.ru/other/44029266-pandemiya-so-znakom-plyus-kakoy-biznes-v-rossii-vyigral-ot-epidemii/ (дата обращения: 05.04.2023).

5.     Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учебное пособие. — 2002. — М.: Логос, 2007.

6.    Плоды карантина. — Текст : электронный // РБК Тренды : [сайт]. — URL: https://edtechs.ru/blog/post/plody-karantina (дата обращения: 10.03.2023).


  УПРАВЛЕНИЕ ВИРТУАЛЬНЫМИ ПРОЕКТНЫМИ КОМАНДАМИ . — Текст : электронный // Общее управление проектами : [сайт]. — URL: https://project.dovidnyk.info/index.php/obschie-upravlenie-proektami/237-upravlenie_virtual_nymi_proektnymi_komandami (дата обращения: 15.03.2023).

8.     Чегурова М.М. Руководители в условиях цифровой экономики: новые вызовы и компетенции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2021. Т. 14. Вып. 3. С. 208–223. https://doi.org/10.21638/spbu12.2021.302

9.    Что такое асинхронная коммуникация?. — Текст : электронный // Dropbox : [сайт]. — URL: https://experience.dropbox.com/ru-ru/resources/asynchronous-communication (дата обращения: 15.03.2023).

1
 Эволюция внутренних коммуникаций. — Текст : электронный // HR Helpline : [сайт]. — URL: https://hrhelpline.ru/evolyutsiya-vnutrennih-kommunikatsij/ (дата обращения: 09.03.2023).