УП12_Цифра​_Олег Кочетков, Simplity 

23/05/2023

​Мой бизнес – это защита цифровых активов от злоумышленников


Генеральный ​ директор и совладелец ​ провайдера сервисов кибербезопасности и аутсорсинга ИТ Simplity начинает бизнес-встречу с мыслей о том, что «наша с вами жизнь перешла в цифру, мы уже не представляем ее без цифровых платежей, без электронных сервисов по доставке продуктов, маркетплейсов и т. д. Нам так нравится пользоваться Госуслугами ​ и сервисами Росреестра. Вместе с тем, от ​ цифровизации значительно отстала инфраструктура защиты наших многочисленных цифровых активов. ​ В мире очень много нечистых на руку людей, которые заинтересованы в получении наших данных, денежных средств, объектов интеллектуальной собственности и т. д.»

Мой бизнес — это защита цифровых активов от злоумышленников.

Очень активно развивать направление кибербезопасности мы начали в 2021 году. Мы провели ребрендинг и сформировали новый актуальный современным вызовам портфель сервисов в области кибербезопасности. В таком состоянии мы вошли в 2022 год. А в 2022 году бахнуло, и сейчас с Россией ведется полноценная кибервойна, а наши сервисы стали очень востребованными. Вся ИТ-инфраструктура нашей страны подвергается каждодневным атакам. С угрожающей периодичностью мы вместе с вами наблюдаем сообщения в СМИ о тех или иных взломах крупных организаций. В 2022 году ко всем пришло понимание того, что придется заниматься кибербезопасностью. И как мы привыкли закрывать свои квартиры, придется привыкать к охране своих цифровых активов.

 Если бы Вам сегодня предложили этим заниматься, Вы бы взялись за это?

― Если с нуля, то нет. Объясню почему. Мы продаем сложные услуги, на рынке уже есть сильные ​ игроки. Это известные компании, которые одновременно являются производителями российского ПО по защите информации. 

Иностранные конкуренты ушли, плюс для многих организаций появился дедлайн обязательного перехода на российские средства защиты. 

Спрос на услуги и средства этих игроков вырос в разы. Но эти сильные игроки, как и моя компания, появились не с нуля, у них большая история, сформирована команда, сформировано доверие опорных клиентов. Невозможно взять и с нуля это получить. Нужны годы. Мы продаем, прежде всего, доверие.

 Какие управленческие ошибки Вы совершили?

― Первое — это то, что развитие оргструктуры компании в 2022 году не поспевало за ростом объемов заказов, которые мы брали. В начале 2023 года мы столкнулись с тем, что поняли, что ​ не сможем ​ выполнить все взятые заказы, если будем работать в обычном режиме. А меня так воспитали, что я против того, чтобы не соблюдать договоренности. Поэтому мы первые 2,5 месяца 2023 года выходили из кризиса, в который попали, работали в выходные дни и по ночам. При этом важно было не допустить выгорание людей.

Поэтому, если продаж много, важно не забывать про своевременное развитие организационной структуры. Рынок труда в ИТ и ИБ сейчас очень сложный.

Не только мы выбираем людей, но и люди выбирают нас. Нанимая к себе нового человека, мы сегодня фактически «закрываем продажу» нашей компании этому человеку.​

 Что Вы можете посоветовать коллегам: брать заказов больше, чем ты можешь их выполнить, или отказывать клиентам?

― Считаю, отказывать вообще нельзя никому, потому что отказать ты можешь один раз — клиент к тебе больше не вернется. Ты его потеряешь. Просто при закрытии продажи нужно максимально точно оценить имеющиеся ресурсы, ​ определить реалистичные сроки выполнения работ «без подвигов» и честно обсудить это с клиентом.

Нашей ошибкой было то, что мы не спрогнозировали, что могут одновременно закрыться все продажи, которые были в проработке. ​ Продажи случились везде, а после того, как это произошло, мы задумались о том, как мы будем это выполнять?

Поэтому еще раз я бы посоветовал брать заказы. От клиентов нельзя отказываться. Они нас кормят. Но нужно очень точно прогнозировать сроки исполнения работ.

 Как в таких компаниях, как ваша, появляются новые направления? И бросаются ли сразу головой в омут или долго изучают, стоит ли этим заниматься?

― На мой взгляд, есть 2 подхода. Они кардинально различаются.

Первый подход — это классический предприниматель — просто появилась идея в голове без цифр, без изучения рынка, на уровне ощущений, интуиции. И ты не понимаешь, продашь ли ты что-нибудь или нет. У тебя просто есть средства: денежные, человеческие — ты просто поднял флаг и идешь туда. Именно с таким подходом я входил в развитие Simplity. Почему-то мне показалось, что надо заниматься кибербезопасностью.

Второй подход присущ большим компаниям. Там подход к новым направлениям как к инвестиционным проектам. Они изучают рынок, прогнозируют спрос, выстраивают прогноз продаж, под это инвестиции, и если у них с какой-то окупаемостью что-то укладывается в их инвестиционную стратегию, то они принимают решение о развитии направления.​

 Ваше мнение о таком направлении бизнеса, как криптовалюты?

― До 2022 года я особо этим не интересовался. Я практик, поэтому инструмент становится мне интересен только, если есть конкретная ценность в его использовании. До 2022 года я смотрел на криптовалюты, как на инструмент для спекуляций, поэтому ценности в нем не видел. Но сейчас использование реально децентрализованных криптовалют, например, для внешнеторговых операций, может очень сильно помочь нашей стране.​

В настоящее время вся эта толкотня с прохождением ​ комплаенса банков, с негативным отношением банков иностранных контрагентов ​ к российским паспортам руководителей и владельцев бизнеса — это огромная проблема.

А если вы используете децентрализованный блокчейн, не принадлежащий никому, то ты можешь за какие-нибудь 10 долларов выполнить транзакцию на любую сумму. Поэтому это очень перспективное направление.

 Очень много людей боятся потерять работу по причине того, что их вытеснят нейросети. Ваш комментарий.

― Понятие ИИ и нейросетей изучено давно. Что такое ИИ. Есть математический алгоритм, которому можно давать на вход определенные матрицы данных и говорить — вот это трактор, вот это человек, а вот это лиса. Он на этом учится, а потом ему показывают, например, трактор или танк, и он считывает определенные маркеры, строит свой вектор и сравнивает это с тем, что у него есть. И говорит, что наиболее вероятно, что танк — это трактор. Это если совсем просто.

Нейросеть сама ничего реально нового не придумывает, но она способна обрабатывать огромное количество данных за единицу времени и обучаться на них. Если даже кажется, что нейросеть придумала что-то совершенно новое, то это только кажется. Отдельные элементы этого «нового» уже существуют.

Теперь о перспективах. Я лично пробовал ChatGPT. Сейчас это шикарная штука. Уровень материалов, который она выдает, соответствует уровню 4–5 курса вуза. Но есть опасность, что со временем она будет выдавать результаты все хуже и хуже, потому что ничего реально нового не придумывается. ChatGPT генерирует контент на основании того, что уже придумал человек или что уже существует. И со временем к тому, что придумано, и к тому, что ей дали для обучения, будет все больше и больше подмешиваться ее же контента. Это будет приводить к вырождению нейросети и ухудшению результатов. Это как браки среди королевских семей, когда шло кровосмешение с соответствующими последствиями.

Пока развитие ИИ и нейросетей позволяет прогнозировать, что все начальные позиции, работу которых ​ хоть как-то можно автоматизировать, под угрозой.

Возьмем, к примеру, офицеров информационной безопасности начального уровня.​ Раньше жили как — есть некий «датчик», он выдает аlarm — случилось что-то. И вот на всей инфраструктуре стоят эти «датчики», а за компьютером сидит человек, который сопоставляет эти сигналы и в своем мозгу делает аналитику, что что-то не так, давайте будем разбираться. Вот этого начального человека легко можно заменить. ИИ в этом случае все сделает гораздо более эффективно. Он возьмет, сопоставит события с разных точек и выдаст, что сейчас с большой вероятностью происходит это, это и это. И уже более высокого уровня человек пойдет и проверит конкретно это предположение ИИ. Но этот ИИ кто-то должен постоянно обучать. И это человечество, которое придумывает новое.

 А кому готовится на выход?

― Например, программистам и ИБ-специалистам ​ начального уровня.​ Т. е. чтобы войти к работодателю, ты должен будешь обладать более высоким уровнем знаний, чем сейчас. Но зато борьба между работодателями за специалистов среднего и высокого уровня останется ​ такой же или будет даже более ожесточенной. Также думаю, что будут проблемы у начальных специалистов копирайтинга, дизайна, художников.

 Какие направления, на Ваш взгляд, могут выстрелить в плане маржинальности?

― По ИТ и ИБ-направлениям это поставка средств защиты по подписке, облачная инфраструктура и услуги центров обработки данных. Я также являюсь совладельцем быстрорастущего оператора облачных сервисов и ЦОД Oxygen. Быстрее нас в прошлом году вырос только Яндекс Cloud.​

Если не рассматривать ИТ, мне кажется, что очень перспективным выглядят производство средств производства и машиностроение. Я вижу по своему окружению, что тот протекционизм, который естественным образом возник из-за санкций, приводит к росту заказов машиностроительных предприятий. Нам бы еще станки научиться производить. Я думаю, тот, кто научится производить станки, сможет делать очень хорошую маржу. Единственное, жалко будет предпринимателей-инвесторов, если потом по какой-то причине опять откроют границы для иностранных промышленников и забудут про протекционизм. Очень будет жалко, если мы отдадим потом свой рынок иностранцам.

 А что думаете о 3D-принтерах?

― Отличная штука. У моего коллеги есть опыт использования 3D-принтера для производства опытных образцов продукции. Очень удобно и быстро.

 Вы бы вошли в этот бизнес?

― Если в качестве инвестора, я бы посмотрел математику, но как предпринимателю мне безумно нравится.

 Владелец Тойоты в каждом интервью говорит, что Тойоте скоро конец, потому что никому не нужны их заводы карбюраторов. Вот что делать станкостроителям, если завтра эти же 3D-принтеры могут их обойти?

― Тойоте уже конец. Когда нас отрезали от западного автопрома, к которому мы привыкли, мы обернулись в сторону Китая и оказалось, что там большое количество марок для внутреннего потребления — просто сумасшедшие космолеты. Тесла и Мерседес рядом не стояли. Поэтому Тойоте конец и без 3D-принтеров.

Заменят ли 3D-принтеры все текущие станки — не знаю. Скорее всего, 3D-принтеры будут все больше и больше встраиваться в производственные цепочки на фоне снижения стоимости технологии «печати». По сути, 3D-принтер — это тоже станок. Поэтому станкостроителям, наверное, нужно диверсифицировать свои мощности, продолжая использовать и старую производственную базу с одновременными инвестициями в производство новых перспективных средств производства, к которым относятся и 3D-принтеры.​ Для аналогии возьмем бизнес Google. Если раньше им приносил прибыль классический поиск, то за аналогами ChatGPT будущее в поиске и выдаче релевантных ответов. Но в чем плюс Google — они этим занимались и не потеряют рынок полностью.

*Олег Кочетков, 

Совладелец и генеральный директор 

компании Simplity