рубрика: Хаос в управлении
Лучший способ избежать ошибок — ошибаться постоянно. Этот принцип на 100 % работает
Мы достаточно долго работали в хаосе, потом методом проб и ошибок выстраивали и упорядочивали все бизнес-процессы, поэтому я крайне щепетильно отношусь к таким вещам.
Все мы понимаем, как легко управлять небольшой командой, но чем больше становится людей в коллективе, тем чаще возникают сложности. Неорганизованность бизнес-процессов приводит к хаосу, с которым приходится работать управленцам. Сегодня вместе с основателем и CEO компании Mirey Robotics Андреем Наташкиным мы поговорим о том, как справится с хаосом в управлении, но при этом не превратить свою организации в бюрократическую структуру, а также как работать с сотрудниками, не желающими соблюдать правила.
Компания Mirey Robotics занимается созданием технологических выставок. За 6 лет команда Mirey Robotics создала более 200 мероприятий, которые ежегодно охватывают около 1 млн человек в разных странах. Андрей, когда вы начинали ваш проект, сталкивались ли вы с таким феноменом, как хаос в управлении?
Любой человек, который когда-либо запускал свой бизнес «с нуля», сталкивался с хаосом в управлении. А если он это отрицает, то, скорее всего, обманывает себя или не хочет признавать свои ошибки. Нам, конечно, всем хочется сказать, что мы идеальные управленцы и знаем, как верно выстроить бизнес-процессы, но реальность иная. Мне кажется, что все предприниматели делятся на два типа. Первый тип управленцев привык и адаптировался работать в полном хаосе, и не хочет ничего менять. Второй тип управленцев в скором времени понимает, что хаос надо заканчивать, а деятельность нуждается в регламентировании. Наша компания переживала несколько стадий хаоса. После чего у меня появилось маниакальное желание упаковать всё в инструкции и регламенты. Я с улыбкой вспоминаю, как у нас буквально каждый день появлялся новый документ или инструкция. В скором времени я понял, что сильно ошибался. Регламенты выполняют люди, и они не могут держать все инструкции в своей голове. Это просто невозможно. К тому же такой подход вызывает сильное сопротивление, бороться с которым не имеет смысла.
Как вы поступили, когда поняли, что не получится просто всё упаковать в инструкции? Как не уйти в бюрократию, выстраивая упорядоченные процессы в компании?
― Постепенно я пришел к собственной формуле. Если вы хотите закончить с хаосом, но при этом не превратить всё в бюрократию, важно выстроить три направления.
Первое направление — это система, где собрано всё. В нашем случае это База знаний, описывающая все правила.
По сути, такая база — это что-то вроде большой поисковой системы, которая знает ответ на любой вопрос, касающийся деятельности компании.
Второе — это базовые ценности, которые определяют стратегию развития бренда.
Именно принятие и осмысление базовых ценностей позволяет решать все нестандартные ситуации. Важно, что ценности, в отличие от правил и инструкций, легко запоминаются и воспроизводятся.
Третье — это обучение, через которое проходит весь персонал.
Сталкивались ли вы с таким, что порядок в команде постепенно размывается исключениями из правил?
Важно понимать, что исключения — это нормально. Но исключения по своему смыслу гораздо глубже, чем просто ситуация «из ряда вон». Любой подобный кейс нужно подробно изучить и понять, почему это случилось. А дальше внести соответствующие изменения в разработанную инструкцию. Необходимо не просто вписать новое правило, а лучше прямо описать этот кейс. Потому что практические вещи намного лучше запоминаются, чем сухая теория. Поэтому в компании должен быть человек, отвечающий за эту задачу.
Как вы работаете с новыми сотрудниками, которые не склонны соблюдать правила?
― Мы достаточно долго работали в хаосе, потом методом проб и ошибок выстраивали и упорядочивали все бизнес-процессы, поэтому я крайне щепетильно отношусь к таким вещам. Если новый сотрудник показательно игнорирует все правила, мы с ним расстаемся. На первом этапе мы честно пытаемся объяснить свою позицию, погрузить его в нашу систему координат. Но если это не помогает, то исход очевиден. Нам не по пути.
Вы работаете в индустрии развлечений с творческими людьми. Насколько конфликты характерны для вашей команды?
― Конфликты, конечно, бывают. И раньше я старался избегать конфликтных ситуаций, мне казалось, что конфликтовать — это очень плохо и неправильно. Сейчас мои взгляды изменились. Я понял, что конфликт — это нормально. Намного хуже, когда люди боятся вступить в конфликтную ситуацию, пытаются всем понравиться.
Любой конфликт нужно решать конструктивно и извлекать из него выводы. Важно найти компромисс, который устроит две стороны.
Близок ли вам «бирюзовый» стиль управления?
― Мне как человеку импонируют принципы бирюзового стиля управления, когда нет должностных инструкций, а каждый сотрудник берет на себя определенную роль в команде. Но вот как владельцу компании этот подход не близок. Аргумент простой — всё это не работает в России. Излишняя свобода и демократия воспринимается сотрудниками как проявление слабости и неуверенности руководителя. Если бы у меня была возможность попробовать внедрить бирюзовый стиль управления в качестве эксперимента, я бы попробовал. Но любые эксперименты опасны своими последствиями.
Ваши советы, чтобы не допустить возникновения хаоса в управлении.
― Первое — еще на этапе идеи сразу продумайте, как выстроить бизнес-процессы.
Намного легче просто исправить несколько моментов в разработанной системе, чем пытаться справиться с возникшим хаосом.
Второе — не стоит искать готовые решения. Каждая ниша специфична и требует своих решений.
Третье — если вы допускаете ошибки в построении системы, это нормально. Помните знаменитый принцип от Netflix?
Лучший способ избежать ошибок — ошибаться постоянно. Этот принцип на 100 % работает.
*Андрей Наташкин, Основатель и CEO компании Mirey Robotics