Эдуард Калишев, Бизнес-консультант​ 

13/11/2023

рубрика: Хаос в управлении

При хаосе всё держится на сильном лидере, он видит проблему, «разносит» управленцев ниже, принимает решения в зоне их ответственности.  Фокус всегда на тушение пожара


 Хаос или порядок - по каким критериям можно определить стиль управления в компании?
Стиль управления при хаосе «директивный», либо «дружеский» («либеральный»). Его критерии: всегда тушение пожаров, решение критических ситуаций, тотальное опоздание со сроками достижения результатов, все работают в стрессе. Правила не соблюдаются, принятые решения часто меняются.
Стиль управления при порядке — «командный», «демократический» его критерии: постоянное планирование, непрерывная работа по улучшению качества, эффективности, сервиса. Создана правильная среда, сформирована осознанная и вовлеченная команда на всех уровнях. Разработаны понятные правила, которые исполняются всей командой без исключения. Принятые решения не меняются, если не изменились установочные данные. 
 ​Почему порядок постепенно размывается исключениями из правил?
― Чем больше исключений, тем меньше порядка.
Если есть возможность постоянно менять правила, то зачем их соблюдать. Сбивается бизнес-процесс, он не соответствует потребностям компании, клиента, часть процесса не контролируется, что приводит к хаосу. 
​ С чего начинается хаос?
― Основная причина — отсутствие цифровизации. Кроме этого, по причинам отсутствия структуры, KPI, ролей, вовлеченности, планирования, целей, бизнес-процессов, регламентов, должностных инструкций.
И отсутствием умения управлять всеми этими инструментами.
 ​Новые сотрудники не склонны строго соблюдать правила: что делать?
― Доносить ценность правил. Вовлекать в их соблюдение. Очень важно отвечать на вопрос: для чего я это должен делать. 
 ​Конфликты между отделами, цехами, коллективами?
― Причины: разные цели. Руководители работают на свой отдел/цех, а не на благо компании.
Как решить проблему:
– ставить цели для всей компании;
– вовлекать в постановку целей для компании руководителей всех направлений/отделов.
– планировать мероприятия, которые помогут достигнуть общих целей компании,
– прописывать совместные бизнес-процессы, процедуру взаимодействия между всеми сторонами и строго ее соблюдать.
 ​Роль первого лица в хаосе или порядке?
― При хаосе всё держится на сильном лидере, он видит проблему, «разносит» управленцев ниже, принимает решения в зоне их ответственности. Фокус всегда на тушение пожара.
Отношение к подчиненным — «все дебилы».
Как результат:
Руководители отделов под ним не вырабатывают решение/не вовлекаются. Более того, они делают свою работу, потому что их заставили. Такой руководитель не продаёт свою идею развития команде, потому что сам часто считает этот путь неправильным (а не смог он это донести из-за отсутствия диалога), и так же директивно заставляет команду сделать то, что ему сказали. Тем, кто спорят, предлагают покинуть компанию. По итогу он не руководитель, а только администратор и не даёт своей добавочной стоимости. Команда может быть также не согласна, но вынуждена делать так под страхом лишения премии/увольнения. Делают всё из-под палки, без энергии, непродуктивно, лишь бы KPI выполнить, при этом не ценя ни продукт/компанию/клиента.
Так работает 95% компаний.
Но в глазах собственника бизнеса такой директор прекрасен! Ведь так заметен его вклад в работу и его превосходство над остальными. Таких отбирают HR и такими стараются стать те, кто планирует карьерный рост.
Показатель один всем миром поправили, а вот на остальное наплевать. Энергия команды падает. В состоянии отсутствия энергии сотрудник никогда не будет делать дополнительные действия на благо, нет возможности даже объяснить нормально. Поэтому риск увольнения новых сотрудников выше при росте нагрузки стресса на стареньких. Текучка кадров и компетенций неизбежна.
Это и есть хаос! Тушение сегодняшнего пожара — это результат отсутствия вчерашнего планирования.
Роль первого лица при порядке:
– Создать атмосферу доверия, вовлеченности, инициативы (проактивной позиции).
– Ориентировать на достижение целей, достижение результатов через влияние на каждого сотрудника, его осознанность.
– Цифровизация — в управлении апеллирует цифрами, а не эмоциями.
– Поощряет инновации.
 ​Цифровизация - панацея от хаоса или новый хаос?
― Если не знать, зачем измерять конкретный показатель, то это тоже хаос. Нужно точно понимать, какие KPI являются основными и брать их в работу.
Важно, чтобы цифры в отчетах совпадали с общей реальной картиной в бизнесе; тогда цифровизация выполняет функцию.
 ​Бирюзовый стиль управления - это путь в хаос или лотерея?
― Бирюзовый стиль управления — это точно не хаос и не лотерея. Это действительно управление через осознанный, вовлеченный коллектив.
Хаос наступает только тогда, когда руководитель ничего другого не организовал, команда неосознанная, но ей передали ответственность. 
 Команда - ключ к успеху в борьбе с хаосом?
― Нужно понимать, что команда — это прямо противоположное, антипод просто группы руководителей, пусть даже самых сильных, со своим отдельным виденьем, где каждый заботится только о своем отделе, направлении, и тогда это командой назвать нельзя.
Если управляет один — это бардак, никогда в одном человеке не могут быть собраны лучшие компетенции всех отраслей и областей, не может один человек планировать и работать лучше, чем весь линейный персонал. Если кто-то так думает — значит он обесценил всех сотрудников и считает (ошибочно) только свое виденье верным.
Когда же работает команда, тогда каждая группа вырабатывает свое коллективное решение и свое мнение по вопросу, это решение будет максимально нацелено на эффективность. Постановка цели и выработка решения теми, кто их будет в итоге исполнять, обеспечит максимальный порядок и эффективность работы компании в целом.
 Разговор с коучем - как он сможет помочь руководителю самому разобраться с руководителем? 
― Задача коуча трансформировать мышление собственника или руководителя компании. Показать деятельность компании в трехмерном измерении. Подсветить сильные и слабые стороны, определить точку А и точку Б, четко и структурно разработать стратегию, цели, определить роли каждого сотрудника, бюджет и многое другое.
Часто, как показывает практика, это все есть в голове лидера или управленца. Но реализовать задуманное возможно только трансформировав мысли в структурный план. И правильно сформировав команду, конечно, с помощью профессионального и опытного коуча.
И тогда как результат — порядок в компании, масштабирование бизнеса, сплоченная, эффективная команда и рост дохода.
​*Эдуард Калишев,  
Бизнес-консультант​