УП37_PR-агентства_Светлана Соколова, MYGRIBS

07/12/2023

Наши партнеры ценят именно наш нестандартный подход и умение оцифровать результаты нашей деятельности


 Какие аргументы в пользу работы с вашим​ ​ агентством вы сообщаете заказчику во время переговоров?

Во-первых, мы агентство с большим опытом, и, как правило, наши партнёры уже что-то о нас знают. Мы чаще всего с ними общаемся с позиции экспертизы, а не с позиции саморекламы, потому что классно рассказывать о том, какой ты молодец, но ты попробуй это докажи. Соответственно, мы в первую очередь стараемся помочь нашему партнеру, а потом объяснить, почему мы лучше, чем сосед. Но, как правило, эти объяснения не требуются.

Если говорить о миссии компании, то мы помогаем бизнесу наших партнеров расти, развиваться и делаем маркетинг интересным, эффективным, креативным и, самое главное, окупаемым. Соответственно, как правило, наши партнеры ценят именно наш нестандартный подход и умение оцифровать результаты нашей деятельности.

 ​Что​ ​ новые клиенты ценят в вашем предложении: опыт, рекомендации коллег, вашу креативность и новые​ ​ идеи, вашу целеустремлённость, напор, культуру общения и т. д.?

― ​Мне кажется, каждый партнер в этом плане очень индивидуален. Для кого-то важна рекомендация. И, безусловно, мы очень много работаем над своими рекомендациями. В плане сарафанного радио — это наш основной источник привлечения лидов на сегодняшний день. И большая часть наших партнеров заочно нас знают, кто-то рекомендовал, мы с кем-то хорошо работали и так далее. Часто для них очень важны инструменты, способы, с помощью которых мы решали проблемы других компаний, мы всегда в этом плане открыты, и наши партнеры часто общаются друг с другом. Более того, мы организуем мероприятия, на которые мы всех готовы пригласить. Для кого-то важен креативный подход, но это зачастую тендерные задания, то есть, когда тебе дают тестовое задание, ты его решаешь и дальше оцениваешь его результатом предложенных решений. И немаловажным фактором являются конкретные люди, то есть зачастую партнёры приходят потому, что им понравились наши сотрудники. Они общались где-то на мероприятии или им нравится наша корпоративная культура, подход к ведению бизнеса. Такие комментарии тоже бывают, но это, как правило, те запросы, которые приходят через социальные сети.

 О чем сегодня чаще всего​ ​ из своих успехов или проблем хотят поведать аудитории большие компании?

― ​Сейчас очень остро стоит вопрос HR-бренда, и приходит много запросов на разработку коммуникационной стратегии для HR-бренда, на какие-то нестандартные решения по развитию HR-бренда, отдельно корпоративные социальные сети запрашивают, причем подход к этому вопросу достаточно основательный. То есть это не шапочно — «Просто давайте соцсети вести», это именно с аналитикой, выкладкой, расследованием того, что происходит на рынке и дальше реализацией. Кто-то приходит за укреплением своего бренда, это в основном ребята, крупные производители, которые стоят в сетях и сейчас чувствуют, что удерживать свою цену становится тяжелее, соответственно, приходится воевать за долю рынка. И запросов на усиление позиций бренда с точки зрения расширения доли рынка тоже достаточно много. Или это бренды, которые приходят за выводом новых продуктов, это те, кто выводят бренды с целью импортозамещения, или компании, которые просто расширяют производственную мощность и выводят дополнительные бренды, или те, кто идут в соседние смежные ниши. В общем, запрос на диверсификацию бизнеса довольно ярко ощущается.

 ​Как вы ищете персонал? Кого ищете? Как учите? Переучиваете ли​ ​ под ваши технологии профессионалов?

― Я бы сказала, мы ищем не персонал, мы ищем таланты. Мы не называем наших ребят персоналом, это команда. У нас на сайте раздел карьеры отвечает как раз за развитие талантов. Внутри компании есть корпоративный университет, есть карьерные треки для сотрудников и есть своя система обучения. Поэтому мы ищем ребят, которых можно было бы учить, которые бы совпадали с нами по ценностям, у которых был бы классный потенциал, потому как зачастую все-таки у нас есть свои стандарты, есть свой подход к работе. Конечно, готовую звездочку, подходящую нам по всем параметрам найти крайне сложно. Так что я бы не сказала, что мы прямо ищем только таких, то есть если получится найти — это замечательно, не получится — ничего страшного, мы готовы учить. Главное, чтобы человек был готов к этому обучению​ и хотел бы обучаться. Вот, например, вчера было воскресенье, половина команды собралась в офисе. И мы разбирались, есть мой авторский курс по продвижению в социальных сетях, и вчера я его читала для команды, для сотрудников, которые пришли в воскресенье на работу по их же просьбе, потому что они хотели поучиться. Соответственно, вот такое мы тоже практикуем.

С точки зрения канала привлечения соискателей, это специальные сети, это HeadHunter, это периодически какие-то карьерные выставки. Мы плотно сотрудничаем с высшими учебными заведениями и принимаем ребят на стажировку и предлагаем трудоустройство для выпускников, взаимодействуем с вузами достаточно активно и выступаем на разных конференциях, в том числе с целью привлекать кадры.

У нас в компании внедрена система buddy. Это помощь, когда один сотрудник берет себе под крылышко другого, помогает ему адаптироваться в коллективе. Есть материалы, которые новый участник команды изучает в процессе прохождения своего испытательного срока. И у нас есть еще экзамены, которые мы сдаем раз в полгода. Это экзамен на знание закона о рекламе и экзамен на знание общей маркетинговой теории. Каждый отдел готовит вопросы, дальше все вместе готовятся к ответу на эти вопросы, а потом мы принимаем экзамен по билетам, как в универе, для того чтобы ребята расширяли свой кругозор. У нас есть свои стандарты работы и с точки зрения и PR-технологии, и в соцсетях, и в инфлюенс-маркетинге, и в рекламе. В каждом отделе есть свои стандарты готовых ребят.

 ​Что делать, если к вам сам пришёл заказчик с очень плохой бизнес репутацией​ ​ и обещает «золотые горы»? Можно ли из «бегемота» сделать «жирафа»? Как «отмыть» репутацию компании? Цена вопроса?

― Вопрос, по какой причине у него эта репутация такая? Мы стараемся не работать с непорядочными компаниями, которые обманывают своих сотрудников, кому-то что-то должны, имеют грязную репутацию, бывают нечистые на руку или делают бизнес черный, с такими мы не работаем. Для этого есть служба безопасности, которая проверяет партнеров на возможный шлейф и душок за плечами у компании. Но бывают и ситуации, когда такое случилось не по вине партнера, бывает такое, что партнер случайно оказался в тяжелой ситуации. Вот тогда мы беремся и вытаскиваем. У нас есть кейс, когда мы помогли отбить от закрытия производства в Ставропольском крае, то есть компания продолжила работу, и мы за этот кейс получили золотой Серебряный Меркурий. Мы им помогали, причем делали это чуть ли не на добровольной основе. То есть всё зависит от ситуации, от контекста. Но в целом со скамами, пирамидами и чёрным бизнесом мы точно не работаем.

 Узкие места вашего бизнеса?​ ​ И как их расширить?

― ​Люди, классных людей всегда не хватает. Мы растем примерно в два раза год от года, соответственно, приходится расширять и команду тоже, услуги — это история про ресурс в виде людей, которые решают задачи партнёра. Этих людей постоянно не хватает, приходится искать новых, обучать, и этот круговорот подбора и адаптации сотрудников бесконечен. Понятно, что при условии роста есть некоторая ротация кадров, то есть приживаемость не стопроцентная, и ввиду того, что ты ещё и при этом растёшь, эта приживаемость достаточно больно бьёт по микроклимату в коллективе. То есть, наверное, самое сложное и самое узкое наше горлышко — это люди в команде, с которыми просто надо очень много работать. Собственно, наши основные инвестиции в компанию, в развитие компании — это инвестиции в людей, которые с нами работают.

HR занимается подбором персонала, но основная функция — это именно развитие команд. У нас есть тренинги, которые поставлены в график. Плановые занятия по улучшению команды. Периодически мы организовываем трек по дебатам, например. Не так давно проходил курс занятий по эмоциональному интеллекту, и такие штуки проходят постоянно. Курирует процесс HR, он же инициирует эти обучения вместе с руководителями и с линейными сотрудниками. Они собирают образовательный трек, который мы, в общем-то, поддерживаем всеми силами.​

 Дает ли вам плюсы и какие вхождение в этот и иные рейтинги?

― ​Безусловно. И это одна из задач нашего PR-отдела, чтобы мы грамотно всё-таки их заполняли. Мне кажется, мы не всё, что можем в рейтингах, получаем и делаем по той причине, что просто не научились ещё до конца с ними работать. Во-первых, такие прекрасные люди, как вы, нас там находят. Во-вторых, есть тендеры, в которых участие в рейтингах обязательно для участия в этом тендере. В основном это тендеры крупных госкорпораций, где участие в рейтинге обязательный критерий. Безусловно, это помогает искать соискателей, потому что кандидаты хотят работать в классной компании, классной для кого-то, в том числе и это наличие регалий и твое участие в конкурсах и рейтингах. Соответственно, это еще и важно для HR бренда. Ну, наверное, самая большая наша гордость — это всё-таки золотой Серебряный Меркурий, потому что это был наш первый опыт участия в Серебряном Меркурии, первый финал, и сразу такая высокая позиция при условии максимально небольшого бюджета проекта и достаточно скромной его презентации. Мы видели других победителей, было очень приятно оказаться в их числе.

 Ваши советы тем​ ​ компаниям, которые пока сами продвигают свой бренд и рекламу услуг?

― ​Во-первых, следить за репутацией, потому что сиюминутная выгода может убить всю репутацию компании на дистанции, поэтому нужно хорошо думать, с кем ты работаешь, как ты работаешь, что о тебе говорят. Это важно. Во-вторых, заниматься контент-маркетингом, создавать ценность вокруг своего бренда, потому что, когда ты идёшь через ценность и через сильный продукт, конкуренция на рынке для тебя существенно менее агрессивна, потому что ты имеешь принципиальные отличия от других. В-третьих, получать бизнес-образование и проходить все возможные курсы, в том числе курсы разных маркетинговых агентств, учиться делать это ручками, ​ контролировать подрядчиков и понимать, что с тобой точно все до конца честны, никто тебя не обманывает, а результат действительно максимально хороший, ровно такой, какой и должен быть. Соответственно, учиться тестировать разные каналы и выделять то, что работает, и постоянно расширять их, потому что всегда рынок достаточно турбулентен, и малому бизнесу, с одной стороны, легче адаптироваться к изменениям, чем крупному, а с другой стороны, у него никогда нету подушки безопасности для того, чтобы эти изменения внедрять к себе. Соответственно, постоянно искать что-то новое для того, чтобы основной бизнес чувствовал себя спокойнее. Ввиду того, что рынок очень турбулентен, маркетинг трясет в последние годы просто страшно.

 HR-brand​ ​ и борьба за него стали​ ​хитом последнего года. Но многие компании «идут не туда», впустую стреляют из пушки по воробьям. Чем вы могли бы помочь им?

― ​Ну, во-первых, когда совсем не понятно, что делать, и ты мечешься из стороны в сторону, очень полезно пригласить эксперта для стратегической сессии или хотя бы для разбора своего бизнеса. Консультацию с экспертом может себе позволить любой бизнес, даже самый маленький, по той причине, что все-таки любая консультация не стоит каких-то миллионов денег. Эксперты, консультанты бывают разные, но в том или ином виде обращение к профессионалам всегда экономит бюджет. И скупой платит дважды в любом случае. Очень востребован в последнее время стратегический маркетинг, это и пересборка платформы бренда позиционирования, и разработка всевозможных коммуникационных стратегий. Мы можем помочь и с тем, и с другим. Бизнес зачастую приходит с запросом на то, чтобы реализовать дальше это самим, но подготовительный этап пройти с нами, это требует разовых инвестиций, по сути, а дальше ты работаешь с текущими кадрами. Для бизнеса, который совсем запутался и имеет большие отделы маркетинга, мы разработали программу по пересборке маркетинга целиком. Такую услугу предлагаем нашим партнерам, когда можно к нам прийти, и мы за полгода и пересоберем стратегию, пересоберем команду, в том числе оптимизируя ее. У нас есть кейс, где мы сэкономили нашему партнеру за 10 месяцев 24 миллиона рублей. В его случае это больше половины затрат на маркетинг, то есть это ощутимая сумма в рамках общего бюджета. Вот при всем этом мы выполнили все те же планы по продажам, то есть мы показали прирост, результаты даже лучше, чем надо было, а экономия существенная. Есть кейсы, когда мы забираем какой-то объем работ для того, чтобы внутреннюю команду, во-первых, подсобрать в принципе, а во-вторых, для того, чтобы ее обучить. Зачастую маленькому бизнесу гораздо выгоднее всё-таки отдавать маркетинг на подряд, привлекать подрядчиков, в том числе таких ребят, как мы.

 Какие новые и необычные формы, методы, приёмы пиара вы сейчас наблюдаете? Оцените их эффективность и перспективы?

― ​Очень, очень востребован стал guest-менеджмент и работа через интеграцию в мероприятия, в том числе для очень крупного бизнеса. Чего раньше на нашем рынке я не наблюдала в таком объеме. Второе, что очень заметно и меняется, это работа с микроинфлюенсерами. Раньше это было не настолько активно, а последние пару лет микроинфлюенсеры настолько рулят, что даже ​ очень-очень большому бизнесу интересны лидеры мнений, даже с небольшим объемом аудитории, они действительно имеют большой спрос. И понятно, что инновационные истории, такие как метавселенные, нейросетки, дополненная реальность и прочие инновационные штуки тоже сейчас активно запрашивают, и мы под это даже выделили отдельный бизнес-юнит, компанию MetaGRIPS, которая этим занимается. Я бы сказала, что хайп на это дело прошёл, но я уверена, что оно с нами останется надолго, если не навсегда, как минимум до тех пор, пока не придумают что-нибудь ещё. Мы потихонечку привыкнем к тому, что это наша новая реальность.

​*Светлана Соколова, 

генеральный директор коммуникационного агентства MYGRIBS