Власти Кубани: регион дает время строителям подготовиться к отказу от мигрантов
Михаил
Меркулов, Директор практики организационного развития КСК Групп, к.ю.н., CPBA
Импорт миграционного труда – привилегия
развитой экономики
Краснодарский край - лидер по экономическому
развитию и привлекательности для внутренней трудовой миграции российских
граждан. Лучший климат в стране, единственная тёплое море, высокие зарплаты,
разнообразная экономическая среда успешно переманивают трудовые ресурсы из всех
старых и новых субъектов РФ. Профицит трудовых ресурсов в регионе позволяет
безболезненно ограничить приток мигрантов, заместив его местным населением.
Государственное управление миграционными ресурсами включает в себя
создание упрощенных и благоприятных условий труда для мигрантов, например, в
новых территориях и заградительные меры, например, как в Краснодарском крае. Государство
заинтересовано перенаправлять трудовых мигрантов в непривлекательные регионы со
сложной экономической ситуацией и суровым климатом для сбалансированного
развития территорий.
Привлечение трудовых мигрантов - это
привилегия развитых стран на международном рынке труда. Экономики стран-лидеров
испытывают дефицит дешёвой рабочей силы в сферах занятости, где титульное
население находит тяжелую низкооплачиваемую работу не привлекательной.
Большую роль в миграционной
привлекательности рынка труда в международной конкуренции играет курс
национальной валюты. Многократные валютные кризисы в России демонстрируют
линейную зависимость оттока мигрантов с внутреннего трудового рынка при падении
курса рубля к доллару. Будучи более мобильными, чем титульное населения,
мигранты находят страны с более привлекательными курсами и перемещаются в них.
Неразвитые экономики с
неустойчивой национальной валютой выступают донорами трудовых ресурсов.
Миграционная политика – важнейшая область государственного регулирования:
·
с одной стороны - экономика для роста нуждается в
дешёвом труде, что сложно обеспечить в условиях демографического кризиса России
без привлечения мигрантов;
·
с другой стороны - социальные проблемы,
культурная ассимиляция, религиозная нетерпимость, языковый барьер - формируют
феномены диаспор и кланов, затрудняющих отношения с титульным населением.
Крупный бизнес всегда
заинтересован в дешёвых трудовых ресурсах и активно лоббирует либерализацию
миграционного контроля и законодательства. Основные аргументы бизнеса: «дефицит
персонала» и «местные не хотят работать». За кадром таких аргументов всегда стоит
вопрос: «Почему местные не хотят работать»? Ответ неприятно прост: потому что
за такой низкий уровень оплаты труда и тяжелые условия местное население не
готово трудиться, имея возможность получения аналогичного дохода в более лёгких
условиях.
Конкурентоспособность товаров при равном качестве достигается за
счёт более низкой цены и низкой себестоимости составных ресурсов. Бизнес через
лоббирование получает доступ (квоты) к дешёвому миграционному труду и не готов
добровольно отказываться от прибылей, повышая оплату за труд местному населению.
Экономические всплески многих европейских стран 19-20 века основывались на
рабском бесплатном труде, что можно считать абсолютным эталоном снижения
издержек на работниках и мечтой капиталистического бизнеса.
Россия всего 25 лет назад
присоединилась к пулу стран, импортирующих трудовые ресурсы. Однако, более развитые
экономики успели наработать богатый опыт государственного регулирования
миграционного труда. С нашей точки зрения, лучшим примером являются Объединённые
Арабские Эмираты. Строгие санкции, моментальная и бескомпромиссная депортация,
длительные тюремные сроки за неуважение к местному населению и традициям -
известны во всём мире. Несмотря на жестокость регулирования, поток трудовых
мигрантов в ОАЭ не прекращается, так как экономически и географически страна
очень привлекательна.
Со второй половины 2023 года Россия,
после многократных социально резонансных преступлений с участием мигрантов,
наконец, приступила к активной правовой защите титульного населения.
Социологические опросы подтверждают поддержку населением государственного курса
на усиление контроля и повышение ответственности мигрантов (постановка на
воинский учёт «новых» граждан, активные депортации, лишение гражданства,
усиление противодействия организованной этнической преступности).
Вместе со строгими санкциями должна
формироваться государственная политика привлечения высококвалифицированных
трудовых мигрантов с близким к титульному европеоидному населению ценностями.
На этом рынке Россия безнадёжно проигрывает международную конкуренцию.
Например, компания Mercedes
объявила о переезде в Китай, Volkswagen - в США. Можем ли мы сейчас
представить, что штаб-квартира Mercedes со всеми высококачественными инженерами
переедет в Москву? Конечно нет. Но в Китай - можем. Именно данный пример
демонстрирует пропасть конкурентного отставания, которую необходимо преодолеть
России, чтобы привлечь трудовые ресурсы высшей лиги: инженеров, учёных,
медиков.
На сегодняшний день мощным
конкурентным преимуществом России в глазах консервативных квалифицированных
трудовых ресурсов США и Европы, является наша публичная защита традиционной
семьи, классических религий и неприятие однополых ценностей. Через
международную рекламу и механизмы адаптации консервативные европеоиды с
традиционными ценностями могут найти новый дом в России, став ценным ресурсом
рынка миграционного труда.