Власти Кубани: регион дает время строителям подготовиться к отказу от мигрантов.

29/01/2024

Власти Кубани: регион дает время строителям подготовиться к отказу от мигрантов

Михаил Меркулов, Директор практики организационного развития КСК Групп, к.ю.н., CPBA

 

Импорт миграционного труда – привилегия развитой экономики

Краснодарский край - лидер по экономическому развитию и привлекательности для внутренней трудовой миграции российских граждан. Лучший климат в стране, единственная тёплое море, высокие зарплаты, разнообразная экономическая среда успешно переманивают трудовые ресурсы из всех старых и новых субъектов РФ. Профицит трудовых ресурсов в регионе позволяет безболезненно ограничить приток мигрантов, заместив его местным населением.

Государственное управление  миграционными ресурсами включает в себя создание упрощенных и благоприятных условий труда для мигрантов, например, в новых территориях и заградительные меры, например, как в Краснодарском крае. Государство заинтересовано перенаправлять трудовых мигрантов в непривлекательные регионы со сложной экономической ситуацией и суровым климатом для сбалансированного развития территорий.

Привлечение трудовых мигрантов - это привилегия развитых стран на международном рынке труда. Экономики стран-лидеров испытывают дефицит дешёвой рабочей силы в сферах занятости, где титульное население находит тяжелую низкооплачиваемую работу не привлекательной.

Большую роль в миграционной привлекательности рынка труда в международной конкуренции играет курс национальной валюты. Многократные валютные кризисы в России демонстрируют линейную зависимость оттока мигрантов с внутреннего трудового рынка при падении курса рубля к доллару. Будучи более мобильными, чем титульное населения, мигранты находят страны с более привлекательными курсами и перемещаются в них.

Неразвитые экономики с неустойчивой национальной валютой выступают донорами трудовых ресурсов. Миграционная политика – важнейшая область государственного регулирования:

·        с одной стороны - экономика для роста нуждается в дешёвом труде, что сложно обеспечить в условиях демографического кризиса России без привлечения мигрантов;

·        с другой стороны - социальные проблемы, культурная ассимиляция, религиозная нетерпимость, языковый барьер - формируют феномены диаспор и кланов, затрудняющих отношения с титульным населением.

Крупный бизнес всегда заинтересован в дешёвых трудовых ресурсах и активно лоббирует либерализацию миграционного контроля и законодательства. Основные аргументы бизнеса: «дефицит персонала» и «местные не хотят работать». За кадром таких аргументов всегда стоит вопрос: «Почему местные не хотят работать»? Ответ неприятно прост: потому что за такой низкий уровень оплаты труда и тяжелые условия местное население не готово трудиться, имея возможность получения аналогичного дохода в более лёгких условиях.

Конкурентоспособность  товаров при равном качестве достигается за счёт более низкой цены и низкой себестоимости составных ресурсов. Бизнес через лоббирование получает доступ (квоты) к дешёвому миграционному труду и не готов добровольно отказываться от прибылей, повышая оплату за труд местному населению. Экономические всплески многих европейских стран 19-20 века основывались на рабском бесплатном труде, что можно считать абсолютным эталоном снижения издержек на работниках и мечтой капиталистического бизнеса.

Россия всего 25 лет назад присоединилась к пулу стран, импортирующих трудовые ресурсы. Однако, более развитые экономики успели наработать богатый опыт государственного регулирования миграционного труда. С нашей точки зрения, лучшим примером являются Объединённые Арабские Эмираты. Строгие санкции, моментальная и бескомпромиссная депортация, длительные тюремные сроки за неуважение к местному населению и традициям - известны во всём мире. Несмотря на жестокость регулирования, поток трудовых мигрантов в ОАЭ не прекращается, так как экономически и географически страна очень привлекательна.

Со второй половины 2023 года Россия, после многократных социально резонансных преступлений с участием мигрантов, наконец, приступила к активной правовой защите титульного населения. Социологические опросы подтверждают поддержку населением государственного курса на усиление контроля и повышение ответственности мигрантов (постановка на воинский учёт «новых» граждан, активные депортации, лишение гражданства, усиление противодействия организованной этнической преступности).

Вместе со строгими санкциями должна формироваться государственная политика привлечения высококвалифицированных трудовых мигрантов с близким к титульному европеоидному населению ценностями. На этом рынке Россия безнадёжно проигрывает международную конкуренцию.

Например, компания Mercedes объявила о переезде в Китай, Volkswagen - в США. Можем ли мы сейчас представить, что штаб-квартира Mercedes со всеми высококачественными инженерами переедет в Москву? Конечно нет. Но в Китай - можем. Именно данный пример демонстрирует пропасть конкурентного отставания, которую необходимо преодолеть России, чтобы привлечь трудовые ресурсы высшей лиги: инженеров, учёных, медиков.

На сегодняшний день мощным конкурентным преимуществом России в глазах консервативных квалифицированных трудовых ресурсов США и Европы, является наша публичная защита традиционной семьи, классических религий и неприятие однополых ценностей. Через международную рекламу и механизмы адаптации консервативные европеоиды с традиционными ценностями могут найти новый дом в России, став ценным ресурсом рынка миграционного труда.