Нет задач, которые нельзя отменить / перенести, есть приоритетность
Когда и как вы впервые узнали о такой проблеме и самом термине?
Я не припомню точный день, когда это произошло. Но, мне кажется, проблема прокрастинации существовала всегда. Вообще, раньше это называлось откладыванием, затягиванием сроков. Если подходить к этому термину, мне кажется, большинство людей борются с прокрастинацией в корне неверно. Принципиально делают совершенно не то. Чаще всего мы боремся со следствием, а не с причиной. Есть какая-то задача, которую мы постоянно откладываем в бизнесе или в жизни, и мы находим тысячи способов заставить себя сделать. Но нужно взглянуть в корень проблемы. И я часто на коучинге клиенту задаю вопрос: «А почему ваш сотрудник или вы не делаете какую-либо задачу? Почему происходит постоянное смещение сроков?» И чтобы ответить на этот вопрос, нужно ввести систему координат, состоящую из двух показателей: квалификация вашего сотрудника и сложность задачи. Прокрастинация возникает в одном из двух случаев.
Первый вариант. Уровень квалификации сотрудника низкий, а уровень задачи сложный, и он либо физически ее не может решить, либо у него это занимает огромное количество времени. Это как если бы мы ученику первого класса давали решать задачи из высшей математики. Можно обучить сотрудника, можно заменить сотрудника, можно снизить уровень задач, которые вы даете ему в работу.
И второй вариант, при котором возникает прокрастинация, когда уровень квалификации сотрудника высокий, а сложность задач минимальная. В этом случае ему будет просто скучно ее решать. Он с большим удовольствием будет браться за любые другие более интересные, более сложные задачи. И здесь все достаточно просто с точки зрения менеджмента. Сотрудника пора повысить в должности или начните давать ему более сложные задачки.
Если вы хотите ответить на вопрос: почему я сам прокрастинирую, то просто замените своего сотрудника на себя в системе координат «квалификация исполнителя и сложность задачи».
Зима в России, как давно известно, наступает внезапно. Какие «внезапные» проблемы регулярно озадачивают наши компании, но они «не чешутся», и год за годом вляпываются в них?
― Рынок всех рассудит. Всех, кто долго решает типовые задачи, рынок наказывает очень быстро. На следующий год такие компании соберут меньше прибыли, потому что конкуренты развивались, вкладывали в свою инфраструктуру во внедрение новых технологий. И когда раз за разом происходит повторение одной и той же ситуации, менеджмент наступает на одни и те же грабли, я бы на месте руководства поменял управленческий состав. Это странно, когда нет рефлексии. То есть, когда произошла ситуация, а руководители не сделали из нее выводов. Через полгода или год она снова повторится.
Нехватка рабочих — сегодня бич заводов и фабрик. Все как-то выкручиваются сегодня. У вас идеи, как решить им эту проблему кардинально?
― Мне хочется расширить эту проблему. Нехватка кадров, причем не только рабочих рук, но и менеджерских светлых голов — это наша реальность на ближайшее десятилетие. У нас не хватает руководителей, управленцев на различные должности. Честно говоря, я считаю, что это наша реальность в ближайшие десятилетия. Безусловно, имеет смысл растить свои кадры, выстраивать работу со персоналом, чтобы люди мечтали работать в вашей компании и не имели причин ее покинуть. Но на текущем этапе это не решит вопрос кардинально.