УП17_Алексей Оносов, Юнисофт

10/06/2024

Рисковать стоит, когда при хорошем исходе ценность результата будет превыше денег

Я всегда ориентировался на внутреннее чутье и уверенность, что «сработает»: это помогло найти новые точки если не для роста, то для некоторой стабильности.


Рональд Хейфец, профессор Гарвардского института госуправления имени Джона Кеннеди, любит говорить: если вы приняли в своей жизни хотя бы одно настоящее решение, вы уже отличаетесь от большинства людей. Готовы пойти на риск? Что ж, это редкость. Для принятия рискованных решений необходима свобода. Свобода от обязательств, ожиданий и страхов, которые неизбежно влияют на наше сознание, когда мы оцениваем степень риска и перспективы вознаграждения. «Выбор идти на риск или воздержаться от него определяется культурой», — замечает Хейфец.

Есть множество примеров, наших российских бизнесменов, также бизнесменов заграничных, которых можно поставить в пример, когда они

рискнули всем ради того, 

что имеют сейчас.

Вообще. если взять любого бизнесмена, предпринимателя, то каждый рискует в своих проектах каждый день.

Из истории крупных бизнесменов я могу вспомнить Илона Маска — сооснователя PayPal и Tesla Motors; основателя SpaceX.

Когда он запускал компанию SpaceX, которая должна была заниматься сокращением стоимости и увеличением надежности космических полетов, ему пришлось вложить в компанию основную часть капитала от продажи акций PayPal. А тогда он вообще не имел представления о проектировании, и у него не было опыта в авиакосмической промышленности.

Теперь годовые доходы SpaceX превышают $100 млн. В декабре 2008 года компания выиграла контракт с NASA стоимостью $1,6 млрд на переоборудование Международной космической станции.

В интернете можно найти множество примеров, когда бизнес развалился, потому что предприниматель, начав свою деятельность, недостаточно изучил рынок на старте. 

Задачи и цели определяют, какая информация нужна для анализа. Если вы будете исследовать рынок, не имея перед собой списка вопросов, рискуете потратить кучу времени на сбор и обработку лишней информации.

Нужно сформулировать задачи, решение которых поможет нам достичь цели.

Чтобы определить целесообразность, нужно:

Узнать емкость и динамику рынка.

Оценить уровень спроса и релевантность вашего предложения потребностям целевой аудитории.

Проанализировать конкурентную ситуацию на рынке, выявить сильных игроков.

Изучить внешние факторы и глобальные тенденции, которые могут повлиять на рынок.

Список задач можно использовать в качестве плана, которым вы будете руководствоваться при исследовании рынка.

Рисковать стоит, если ценность результата выше денег. Многие хотят создать бизнес, который бы приносил не только прибыль, но и положительные эмоции, чтобы ими гордились. 

Рисковать стоит, когда риск подкреплен фактами и цифрами. 

Одного энтузиазма и веры в свою идею недостаточно — вы должны опираться на факты и цифры.

Очень важно не бежать потому, что все побежали, а оценивать, насколько вы в состоянии этот риск «переварить», есть ли у вас на это внутренний ресурс, возможности и финансы, ведь, когда ты рискуешь, цена каждой ошибки вдвойне высока.

Рисковать стоит, если другого выхода нет. Одна из моих любимых цитат принадлежит Гете: «В жизни главное — действовать, а наслаждение и страдание придут сами собой». Важно не бояться принимать решения. Я всегда ориентировался на внутреннее чутье и уверенность, что «сработает»: это помогло найти новые точки если не для роста, то для некоторой стабильности.

Рисковать стоит, когда вы четко понимаете, зачем. Недостаточно придумать идею и верить в нее. Важно оценить ее со всех сторон — делиться ей, ходить и ко всем с этой идеей приставать, собирать различные мнения, просить экспертов в этой области задавать неудобные вопросы, смотреть, что есть похожего на рынке. Когда вы отточите свою идею, сфокусируйтесь на ней.

Не надо распыляться на миллион других проектов, особенно, если у вас нет четкого видения, зачем вам это надо. Не каждой возможностью стоит пользоваться просто потому, что она есть.

Рисковать стоит, когда у вас есть для этого ресурсы. Основной принцип риск-менеджмента — нельзя рисковать многим ради малого. К успеху вас это не приведет.

Не ставьте свои личные амбиции выше здравого смысла.

Есть риск как решение, основанное на совокупности факторов, а есть — как эмоция. Второму в бизнесе не место.

В управлении бизнесом без реперных точек (контрольных точек) предприниматель рискует потерять огромное количество времени и энергии на «вход в процесс», т. е. мониторить бизнес на предмет «как тут без меня идут дела». Более того, контрольные точки (они и реперные) — обязательный атрибут правильно настроенных бизнес-процессов.

Реперные точки «работают» только при отлаженных бизнес-процессах.

Создавать их нет никакого смысла, так как контролировать нечего. Они служат для контроля процесса, как «красные метки», пересечение которых служат предупреждением, что что-то идет не так. Если вас серьезно интересует создание контрольных точек в бизнес-процессах, стоит почитать Э. Деминга, основателя японского чуда.

«Интуиция — это священный дар, а рациональный ум — верный слуга. Мы создали общество, которое чтит слугу и забыло дар», — говорил Альберт Эйнштейн, физик и лауреат Нобелевской премии.

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Scientific Reports, люди могут принимать более правильные и точные решения в бизнесе, если полагаются на свою интуицию. Термин «интуитивное чувство» используется для обозначения любого интероцептивного ощущения, определяющего поведение человека. 

Успешные бизнесмены часто обладают высоким уровнем деловой интуиции. Они распознают проблему еще до ее возникновения, и когда их спрашивают: «Откуда ты знал, что нужно делать?», они отвечают: «Мне показалось, что так будет правильно». 

Трейдеры говорят о важности интуиции при выборе успешных сделок. Именно так называемая «деловая чуйка» позволяет принимать решения, кажущиеся рискованными и нелогичными, и которые в итоге приносят миллионы.

Стремительно растущая неопределенность и необходимость справляться со все более сложными задачами создают высокую ценность интуитивного подхода в принятии решений.

Результаты многочисленных исследований показывают, что интуиция, влияющая на деловые решения, представляет собой не какое-то эфемерное шестое чувство, а является реальными и ценными физиологическими сигналами нашего тела.

Бизнесмены принимают более эффективные решения, когда они грамотно сочетают свои когнитивные способности, эмоции и жизненный опыт.

Подушка безопасности в машине спасает жизни в случае аварии. Финансовая подушка спасет бизнес от кассового разрыва, банкротства и долгов. 

Финансовая подушка безопасности — это ликвидный запас денег, доступ к которому вы можете получить в любой момент. Если вы временно не зарабатываете деньги, но платить по счетам и сотрудникам нужно, этот собранный капитал спасет от финансовых проблем и долговой ямы.

В бизнесе, как и в обычной жизни, всегда есть место неожиданностям. Чтобы столкновения с ними не стали катастрофой, у вас должна быть подстраховка — финансовая подушка безопасности.

«Финансовая подушка помогает закрыть непредвиденные расходы. Мы не всегда можем точно сказать, сколько денег нам потребуется, но необходимо прогнозировать возможные критические ситуации и держать денежный резерв на этот случай». 

Этот финансовый «спасательный круг» поможет бизнесу оставаться на плаву, когда обстоятельства складываются не в вашу сторону, например: 

Несезонные периоды бизнеса. Компании, занимающиеся сельским хозяйством или сезонными продажами, хорошо знают, как тяжело содержать бизнес, когда ваш продукт не востребован. Колебания в прибыли могут не просто подкосить финансы, но и привести к банкротству.

Кризис. Экономические спады случаются неожиданно и могут затянуться на непредсказуемый срок. 

Причины кризиса не зависят от предпринимателя, но выживать нужно, даже если прибыли совсем нет.

Кассовый разрыв. Если в компании нет грамотного ведения финансовых потоков, есть большая вероятность разрыва. Ситуация, когда деньги у бизнеса есть только номинально, может привести к временным финансовым проблемам. Резерв помогает их преодолеть.

Пандемия. События 2020 года показали, как внешний фактор может радикально изменить рыночные условия. Многие бизнесы оказались неподготовленными к такому повороту и закрылись с большими убытками.

Санкции. Введение международных санкций может резко ограничить возможности компаний. Например, так уже случалось с международной логистикой и ограничениями торговли.

Резервные деньги дают бизнесу возможность пересмотреть стратегию и подстроиться под новые условия.

*Алексей Оносов, 

Предприниматель с 2004 года, 

основатель компании Юнисофт