Участники
обсудили основные тренды и вызовы на рынке труда, особенности работы с
молодежью, а также эффективные инструменты для привлечения и удержания
сотрудников. Среди представленных кейсов были отмечены инновационные подходы компаний
к образовательным, менторским программам и взаимодействию с вузами.
Модератором
заседания выступил Глеб Ермаков, сопредседатель Комитета по HR Ассоциации менеджеров,
руководитель департамента по работе с персоналом и старший вице-президент банка
ВТБ. В своем выступлении эксперт отметил, что нынешняя ситуация на рынке труда требует
от работодателей выработки новых подходов для привлечения и удержания
квалифицированных специалистов. Многие организации сегодня работают в условиях
«рынка соискателей», что заставляет их адаптироваться к требованиям сотрудников,
пересматривать свои HR-стратегии
для обеспечения своей конкурентоспособности и привлекательности, в том числе
учитывать региональную специфику персонала. По словам эксперта, данный тренд,
который является следствием ряда объективных причин, в том числе
демографической ямы 1990-х годов. сохранится на ближайшие несколько лет.
«Подход
к привлечению молодых специалистов в крупных и малых городах разный, поскольку
предпочтения и ценностные установки у сотрудников отличаются в зависимости от
региона. Для жителей малых городов важен не только размер дохода, но и баланс
работы и личной жизни. Также есть регионы, где соискателям не столь важен
функционал, как уровень заработной платы. Получается, что для молодежи в
некоторых регионах престиж профессии становится вторичен. Это тоже вызов,
который приходится учитывать в своей работе HR-специалистам», – отметил Глеб Ермаков.
Директор
по персоналу компании «Северсталь» Татьяна Полетаева поделилась опытом
привлечения молодых специалистов в промышленную отрасль. «Согласно
результатам опросов, прошедших среди российских студентов, для молодых людей
крайне важным жизненным фактором является стабильность. И в этом смысле у крупного
бизнеса и промышленных корпораций есть конкурентное преимущество. Более того,
происходит активная популяризация рабочих профессий и со стороны самих
специалистов. Многие молодые люди, занятые на производстве, снимают блоги о
своих рабочих буднях и транслируют это в соцсетях. Такой подход привлекает в
профессию новые кадры», –
рассказала Татьяна Полетаева.
Также
спикер отметила еще один эффективный инструмент привлечения молодежи – организацию
детских профориентационных лагерей, формирующих лояльность родителей и интерес
у детей к рабочим специальностям.
Екатерина Веркина, руководитель направления привлечения и развития
талантов в «Яндекс», обратила внимание, что к середине 2027 года более 50%
сотрудников компаний будут представителями поколения Z, поэтому уже сегодня работодателям нужно учиться с ними правильно коммуницировать.
«Есть несколько больших трендов, связанных с тем, как молодежь строит
карьеру и как с этим работать. Во-первых, если хочется выстраивать долгосрочные
отношения с молодым поколением, то нужно выстраивать активные партнерства с
вузами и организовывать программы стажировок. Во-вторых, стоит учитывать, что молодое
поколение совершенно не хочет менять личную жизнь на работу. К тому же, диалог
про формальные ограничения совершенно непонятен представителям нового поколения.
И третий важный тренд – это запрос на скорость карьерного роста. Инвестиция в
молодое поколение – это инвестиция в их рост», – отметила Екатерина Веркина.
О специфике привлечения молодежи в ритейл рассказала Ольга Жирнова, директор по управлению персоналом
и организационному развитию торговой сети магазинов «Пятерочка» компании Х5
Group. Эксперт отметила, что эта сфера априори не является привлекательной для
молодых специалистов, однако в ритейле доступен быстрый карьерный взлет, что
важно для молодежи, рассчитывающей на руководящие позиции. «Сотрудники до 30 лет активно пробуют себя
на разных направлениях внутри организации, переходят из отдела в отдел. И это
тоже тренд, который компания нужно учитывать. Важно, чтобы старшие сотрудники и
кураторы не осуждали этот порыв молодежи, желающей пробовать новое и расширять
навыки. Задача HRD
– показать молодым сотрудникам те горизонты, которые он еще может для себя открыть
в организации. Тогда они не выгорят и не заскучают на работе», - добавила Ольга Жирнова.
Светлана Матвеева, вице-президент по управлению персоналом АФК
«Система», отметила, что молодых специалистов нужно нанимать не точечно, а
группой – по 2-3 человека – так новым сотрудникам будет легче адаптироваться и
интегрироваться в команду. «Трудно удержать сотрудников до 30 лет в первый
год работы, поскольку молодые люди быстрее принимают решение, быстрее двигаются
дальше. Кроме того, они достаточно нетерпимы к многим факторам, например, к
критике и токсичности внутри коллектива. И это тоже нужно учитывать в работе с
молодыми специалистами. История авторитетов уже не работает как раньше –
молодое поколение уважает авторитет по сути и не терпит авторитет во власти. В
этом смысле работодателю и HRD стоит воспринимать своего
сотрудника как клиента и, как ни крути, следить за его жизнью, учитывать его
интересы», – отметила Светлана Матвеева.
Резюмируя,
Глеб Ермаков выделил три фактора, способствующие удержанию сотрудника в
компании. Во-первых, это создание карьерного трека, с которым молодой сотрудник
знакомится еще на старте своей работы. Во-вторых, для молодых специалистов важна
корпоративная культура или так называемый культурный фит (cultural fit). И
третий важный фактор – это возможность участия в масштабных и значимых проектах
компании. «Мне кажется, совокупность возможностей для развития карьеры,
личностного саморазвития, участия в больших задачах, которые имеют значение для
всей страны, –
это именно то, что помогает повысить уровень вовлеченности сотрудника и удержать
его в компании», –
заключил модератор.
Также
в ходе дискуссии участники заседания подчеркнули важность понимания ценностей и
ожиданий молодого поколения. Спикеры согласились, что важно предоставлять
молодым сотрудникам четкие пути карьерного роста, а также возможности для
личностного и профессионального развития.
Информационные партнеры: ИД "Управление
персоналом", Эйчарлогия, Ассоциация консультантов по подбору персонала
(АКПП), b2b-медиаресурс "Точка продаж", ICTOnline, Академия
TheHRD.ru.