Москва придумала, как потратить Стабилизационный фонд

29/05/2006

 
Столичные власти выступают с инициативой создания федерального агентства по управлению муниципальным долгом

Московские чиновники придумали новый способ решения проблемы нехватки средств в бюджетах муниципальных образований. Эта идея была озвучена на состоявшейся на прошлой неделе в Москве конференции «Регионы и города России: заимствования как инструмент экономической политики». Городские власти предлагают российскому правительству выступить гарантом при создании специального долгового агентства, которое будет ссуживать деньги под приемлемый процент избранным муниципалитетам. По словам первого заместителя мэра Москвы Юрия Росляка, теоретически создать необходимую инфраструктуру для функционирования такого института возможно в течение ближайшего полугода. «Вся нормативная база уже готова практически на сто процентов, теперь все дело только в одобрении центра», – пояснил он. Решение федеральных властей по этому вопросу столичные чиновники надеются получить в течение ближайших двух месяцев. Причем, как подчеркнул г-н Росляк, Москва отнюдь не претендует на получение особого статуса в данном агентстве.

Реформа по разграничению полномочий между уровнями власти, призванная выровнять сложившееся неравенство территорий, не дала практически никакого положительного результата. В итоге многие муниципалитеты не имеют средств не только на финансирование долгосрочных проектов, но и на обеспечение своих текущих нужд. Столичные власти предлагают выход из этой ситуации: создать агентство по управлению муниципальным долгом, у которого территории смогут занимать деньги на свои стратегические проекты. Впрочем, далеко не все муниципалитеты будут иметь возможность пользоваться его услугами. По словам Юрия Росляка, на данный момент лишь 60 крупных городов (в числе которых, Нижний Новгород, Волгоград, Петербург) соответствуют необходимым для участия в системе критериям. Впрочем, уточнить их чиновники пока отказываются, ссылаясь на то, что изначально проект создания агентства должен быть одобрен федеральными чиновниками.

В случае получения одобрения, столичные власти предлагают, прежде всего, внести изменения в Бюджетный кодекс и прописать в нем еще один новый источник субсидирования недостачи муниципальных бюджетов. «Сейчас в Бюджетном кодексе не предусмотрен такой источник финансирования как займы подобного агентства», –поясняет председатель комитета государственных заимствований Москвы Сергей Пахомов. Данные изменения необходимы для того, чтобы такие заимствования территорий имели особый статус (по аналогии с облигациями, которые выпускает, к примеру, Минфин), и не облагались налогом, как обычные займы. Это позволит агентству выдавать муниципалитетам деньги в кредит под более низкие, чем в среднем по рынку, проценты. В целом же московские чиновники предлагают как можно активнее использовать опыт западных партнеров при создании подобной структуры: во многих зарубежных государствах уже функционируют аналогичные долговые агентства. В Голландии, к примеру, такой институт появился еще в начале прошлого века, в 1914 г., в Японии – в 1957 г., а в большинстве стран бывшего соцлагеря был создан лишь в конце прошлого – начале этого века.

Как отметил в своем выступлении старший вице-президент, руководитель финского представительства Swedish Export Credit Corporation Николас Андерсон, залог успешной работы такой структуры (особенно на примере стран Восточной Европы, с которыми Россия может ассоциировать себя в наибольшей степени) – наличие твердой политической и финансовой поддержки государства. «Без гарантий со стороны государства выпускаемые муниципалитетами ценные бумаги не смогут получить международный рейтинг, а значит, их ликвидность будет достаточно низкой», – полагает он.

Правда, пока не похоже, что федеральные чиновники готовы принять «на ура» инициативу своих столичных коллег. Как признался в беседе с RBC daily член комитета государственных заимствований Москвы Владимир Ширяев, законопроект, необходимый для начала функционирования нового агентства, может вызвать противодействие у центра из-за его нежелания использовать средства Стабилизационного фонда в качестве гарантийных средств для функционирования такого агентства. «Любые попытки заставить федералов отказаться от бездумного «собирательства» денег в Стабфонде и начать использовать его средства для разумных целей, наталкиваются на жесткое противодействие», – сказал он в беседе с RBC daily. Впрочем, как отметил Юрий Росляк, «перед тем, как приступить к детальной работе над проектом, мы провели предварительное согласование с центром». По его словам, «ни Минфин, ни правительство не представили категоричных возражений». Правда, молчание федералов отнюдь не означает их согласия с предложением столицы, особенно в столь щекотливом вопросе, как использование заветной стабилизационной «кубышки».

Между тем, по мнению Владимира Ширяева, если на уровне федеральных властей будет озвучен жесткий запрет на создание такого финансового института, регионы непременно найдут обходной путь. Необходимость снизить зависимость от «подачек» центра очень высока в ряде регионов, а другого способа, кроме как идти по пути заимствований, у них пока нет. «Под залог имеющейся в их распоряжении недвижимости муниципалитеты будут сами выпускать облигации», – отмечает г-н Ширяев.

источник: www.rbcdaily.ru