Девелоперы офисов будут выбирать арендаторов на аукционе

20/06/2006

Вчера в ходе IX Национального Конгресса по недвижимости эксперты поделились своим видением рынка коммерческой недвижимости Москвы и регионов. Как выяснилось, в столице наблюдаются значительные задержки с вводом в строй новых гостиничных и офисных площадей. В результате арендаторы месяцами ждут открытия нового офиса, а гости столицы вынуждены искать более или менее недорогие отели при их катастрофическом дефиците. Однако не только московский рынок коммерческой недвижимости обладает значительным инвестиционным потенциалом: например, в Самаре некоторые предприниматели получают доходность в размере сотен процентов годовых на сделках с недвижимостью. По мнению экспертов, успех любого проекта напрямую зависит от того, насколько удачна его концепция. Причем это справедливо в равной степени как для гостиничного бизнеса, так и для девелоперов офисных и торговых помещений.

О последних тенденциях рынка коммерческой недвижимости рассказали участники IX Национального Конгресса по недвижимости. Что касается рынка офисной недвижимости столицы, то многие арендаторы современных бизнес-центров класса А недовольны: ввод в строй ряда проектов был отложен на конец этого года, а то и на следующий год. По словам исполнительного директора Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobilko Сергея Рябокобылко, сейчас в Москве по-прежнему наблюдается острых дисбаланс рынка: в офисах класса А и В практически нет вакантных площадей. При этом около 65% заявленных к выходу на рынок площадей будут введены значительно позднее, чем было обещано. По словам С.Рябокобылко, эта ситуация катастрофична для многих арендаторов.

Что касается ставок аренды на качественные офисные помещения, то они очень разные. Средняя ставка аренды офиса класса А составляет 600 долл. за 1 кв. м в год. Однако в некоторых офисах – например, в "Романовъ Двор" – арендные ставки достигают 2 тыс. долл. за 1 кв. м в год. Интересно, что девелоперы новых офисных центров не спешат сообщать о будущих ставках аренды. Например, в многофункциональном комплексе Four Wind Plaza площадью 31 тыс. кв. м, что появится на ул. Тверская недалеко от Белорусской площади, будет объявлен конкурс между арендаторами. Соответственно, победит тот арендатор, который предложит максимальную арендную ставку. Аналогичная ситуация наблюдается в бизнес-парке IKEA площадью более 100 тыс. кв. м. Вообще, несмотря на высокий спрос на офисные помещения, девелоперы, как оказалось, не спешат вводить в строй новые объекты. Так, из заявленных к строительству шести проектов бизнес-парков реально строится лишь один – IKEА.

Аналогичная ситуация отмечается на рынке гостиничной недвижимости столицы. Как рассказал генеральный директор компании "Бекар" Игорь Галицын, в Москве было заявлено строительство отелей класса 3 "звезды" общим объемом инвестиций в 10 млрд долл. Однако никакого бума отелей среднего класса не отмечается – напротив, девелоперы продолжают строить гостиницы уровня 4-5 "звезд". Новой тенденцией на этом рынке является стремление девелоперов строить не просто отели, а отели в составе многофункциональных комплексов. Как правило, средняя площадь такого комплекса составляет около 100 тыс. кв. м. Региональные инвесторы также заинтересованы в том, чтобы вкладывать средства в гостиничный бизнес – и это очевидный плюс для рынка. Минус же заключается в том, что нередко региональные инвесторы пренебрегают созданием качественной концепции проекта, из-за чего сильно теряют в доходности.

Правда, в некоторых регионах предприниматели зарабатывают сотни процентов годовых и без изощренных концепций. По словам генерального директора самарской инвестиционной компании "Дом" Евгения Поберезкина, именно столько можно выручить от инвестиций в различные сегменты рынка недвижимости. Принцип простой: купить дешево, продать готовый бизнес дорого. Например, сейчас в Самаре многие объекты недвижимости продаются через процедуру банкротства. При этом на значительную часть зданий и земельных участков вообще не оформлены должным образом документы. Но предпринимателям это не мешает строить бизнес: они знают, как на молодом рынке быстро сделать деньги.

Источник: www.realty.rbc.ru