«Куда.ру» теряет франчайзи

10/07/2006

«Куда.ру» теряет франчайзи

Одна из крупнейших сетей туристических агентств ужесточила условия предоставления франшизы, в результате чего уже начала терять партнеров

Сеть туристических агентств «Куда.ру» намерена постепенно перейти на новую систему работы со своими франчайзинговыми партнерами. Об этом RBC daily сообщили в компании. Сеть уже увеличила суммы ежемесячных отчислений для франчайзи в полтора раза, в результате чего всего через месяц около 15% ее партнеров заявили о намерении отказаться от сотрудничества. Руководство компании утверждает, что таким образом отсеивает неэффективных партнеров. А участники рынка и аналитики полагают, что, потеряв ряд франчайзи в регионах, «Куда.ру» придется значительно увеличить объемы инвестиций в свое развитие и начать более активно открывать собственные офисы.

Туристическая сеть «Куда.ру» – розничное подразделение холдинга «Туральянс». 25% компании принадлежит фонду прямых инвестиций UFG Private Equity Fund. Финансовые показатели «Куда.ру» не разглашаются, но в 2005 г. ее руководство заявило, что сеть вышла на показатели прибыльности и теперь будет наращивать свое присутствие на рынке. На данный момент в ее состав входит свыше ста офисов, из которых треть – собственные, а остальные две трети – франчайзинговые. К 2007 г. их число планируется утроить и увеличить долю компании на рынке с 12% до 25%. Достигнуть этого сеть намерена за счет развития сразу нескольких форматов своих офисов, в том числе точек экспресс-продаж и онлайн-продаж туров. Кроме того, осуществлению планов будет способствовать сделка по приобретению 100% акций сети «Магазин горящих путевок», куда входит 117 офисов в регионах и 49 – в столице.

Недавно компания «Куда.ру» объявила о том, что намерена сосредоточиться на развитии собственных офисов и увеличить суммы ежемесячных отчислений для своих франчайзи в полтора раза. Спустя месяц после нововведения около 15% партнеров «Куда.ру» заявили о намерении отказаться от сотрудничества с этой сетью. В самой компании говорят, что были готовы к такому повороту событий. «Да, отток франчайзи действительно есть, – подтвердил RBC daily генеральный директор «Куда.ру» Сельчук Бугай. – На наш взгляд, это вполне логичное явление, и мы были к нему готовы. Повышение роялти опосредованно стало критерием отсева неэффективных, с нашей точки зрения, агентств». По словам г-на Бугая, в компании даже рассчитывали, что отток будет выше – на уровне 20%.

Эксперты рынка полагают, что отсеивание неэффективных франчайзи – логичный шаг. «У «Куда.ру» объективно было много слабых франчайзи, некоторые из них работали на грани рентабельности, – прокомментировала RBC daily ситуацию аналитик ИК «Финам» Ольга Самарец. – Очевидно, после повышения роялти партнерство для них стало просто невыгодным. Во-первых, оно не позволяло зарабатывать хоть сколько-нибудь серьезную сумму, во-вторых, рост отчислений был во многом немотивированным, поскольку не сопровождался введением дополнительных услуг. Как результат, франчайзи перешли в другие сети, работать с которыми более выгодно». По мнению г-жи Самарец, в результате этих изменений «Куда.ру» может лишиться до 25% своих франчайзи.

Но, несмотря на это, руководство «Куда.ру» и в дальнейшем намерено ужесточать условия сотрудничества с франчайзи. Как пояснил RBC daily директор UFG Private Equity Fund и член совета директоров «Куда.ру» Денис Муханов, компания намерена перейти на новую систему работы с партнерами, которая будет обеспечивать большую прозрачность деятельности франчайзи для головной компании, прежде всего по части финансовых потоков. «Текущая ситуация не устраивает нас тем, что практика фиксированного ежемесячного платежа не отражает реальной динамики развития бизнеса франчайзи, – сказал daily г-н Муханов. – Сейчас разрабатывается другой принцип работы с ними». Кроме того, речь идет о внедрении единой IT-платформы для всех агентств, входящих в «Куда.ру», а также направлении всех финансовых потоков через единую систему, что позволит отслеживать реальные доходы участников сети.

По мнению участников рынка, действия компании можно оценить как вполне соответствующие сложившейся ситуации. «Плановое увеличение роялти естественно, – сказал RBC daily бывший владелец сети «Магазин горящих путевок» Андрей Озолинь. – И это не может не вызвать ротацию среди агентств». По его словам, то, что компания намеревается создать единый финансовый поток в сети, – шаг вполне разумный. «Пока контроль в туризме за франчайзи ограничен, – отметил он. – И усилить его можно, только обелив рынок. Мы в конце прошлого года также сталкивались с этой проблемой и в результате потеряли около 20% агентств. Но сейчас их численность восстановлена полностью, и дальнейшее участие в сети будет более качественным».

Собеседник RBC daily также высказал мнение, что во многом дальнейшее развитие сети будет зависеть от того, станет ли «Куда.ру» давать своим франчайзинговым агентствам некие преференции. Сельчук Бугай в разговоре с RBC daily сообщил, что «Куда.ру» намерена вводить специальные бонусные программы для своих партнеров. Так или иначе, по мнению специалистов, из-за ужесточения условий темпы экспансии компании на туристическом рынке замедлятся. «Существенного кризиса это не спровоцирует, поскольку уходят франчайзи, обеспечивающие относительно небольшой объем продаж. И при этом сеть сможет развиваться более стабильно, лишившись партнеров, не отличавшихся большой лояльностью, – считает Ольга Самарец. – Другое дело, что развитие франчайзинговой программы «Куда.ру», скорее всего, заметно замедлится, поскольку ее условия стали менее привлекательными». Поэтому, по мнению собеседницы RBC daily, стоит ожидать, что «Куда.ру» будет увеличивать объемы собственных инвестиций в развитие и более активно открывать собственные офисы.

Источник: www.rbc.ru