Опыт организации работы протокольного отдела в органе местного самоуправления (на примере протокольного сектора Управления делопроизводства аппарата Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани

Автор: Т. Н. Гайдученко, Е. П. Троцюк

Опыт организации работы протокольного отдела в органе местного самоуправления

(на примере протокольного сектора Управления делопроизводства аппарата Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани)

Т. Н. Гайдученко, Е. П. Троцюк; Казанский гос. энергетический университет

  • Задачи и функции протокольного отдела.
  • Работа с бланками и печатями.
  • Согласование и удостоверение проектов муниципальных правовых актов.
  • Регистрация и рассылка муниципальных правовых актов.

Местное самоуправление — это «целостная система общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования местной (муниципальной) власти. А муниципальное самоуправление — это не только область гражданской самостоятельности и общественной активности населения, но и специфический уровень власти, организационной формы осуществления, определяемой населением муниципального образования самостоятельно на основе федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. Это уровень власти народа, организационно обособленный в системе управления обществом и государством» .

Устав города определяет муниципальное образование «Город Казань», как городской округ, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных вопросов местного значения городского округа, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Татарстан1.

Исполнительный комитет является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Казани, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г. Казани федеральными законами и законами Республики Татарстан.

Реализация функций исполнительного комитета г. Казани ведется посредством издания муниципальных правовых актов. Согласно уставу города муниципальный правовой акт муниципального образования г. Казани — это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, принятое населением г. Казани непосредственно, органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления г. Казани, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории г. Казани, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер .

Издание муниципальных правовых актов является неотъемлемой частью осуществления местного самоуправления. Они являются результатом решения разнообразных проблем муниципального образования и доказательством выполнения функций делегированных органами государственной власти местному самоуправлению. В этом случае качество местной власти будет зависеть от грамотности, доступности и правовой обоснованности издаваемых актов, а также от оперативности и своевременности их издания.

Протокольный сектор является частью большого механизма исполнительно-распорядительной власти города. Являясь одним из отделов управления делопроизводства, сектор выполняет часть функций и становится важным элементом в организации документооборота исполнительного комитета г. Казани.

Согласно уставу г. Казани руководитель комитета в пределах своих полномочий издает правовые акты — постановления и распоряжения — по вопросам местного значения, отнесенным к компетенции исполнительного комитета, а также правовые акты по вопросам организации работы исполнительного комитета .

Должностные лица исполнительного комитета (первые заместители, заместители руководителя исполнительного комитета, руководитель аппарата исполнительного комитета, главы администраций районов г. Казани) в пределах своих полномочий вправе издавать правовые акты в виде распоряжений и приказов по вопросам, входящим в их компетенцию .

Служебный регламент дает определение двум основным видам распорядительных документов, издаваемых исполнительным комитетом.
Постановление — акт управления, имеющий важное народно-хозяйственное значение, выходящий за границы одной отрасли, издаваемый в пределах компетенции руководителя исполнительного комитета
.

Распоряжение — акт управления по оперативным, организационным, кадровым и другим текущим вопросам, издаваемый в пределах компетенций руководителя исполнительного комитета, его первых заместителей и заместителей, руководителя аппарата исполнительного комитета .

Начальник управления делопроизводства аппарата исполнительного комитета отмечает, что количество постановлений и распоряжений исполнительного комитета, распоряжений заместителей руководителя исполнительного комитета и руководителя аппарата увеличивается и составило в 2009 г. 13 750 (см. рис. 1).

Рис. 1. Количество постановлений и распоряжений исполнительного комитета, распоряжений заместителей руководителя исполнительного комитета и руководителя аппарата

Протокольный сектор управления делопроизводства является структурным подразделением аппарата исполнительного комитета г. Казани.
В соответствии с Положением
основными задачами протокольного сектора являются:
— создание рациональной системы подготовки организационно-распорядительных документов в структурных подразделениях исполнительного комитета, соответствующих службах муниципальных предприятий и учреждений, администраций районов города и координация работы с документами в пределах полномочий сектора;
— организация документооборота и информационно-справочная работа;
— документирование управленческой деятельности;
— проведение организационно-методической работы в части организации документооборота и создание единой нормативно-методической базы по вопросам делопроизводства;
— обеспечение соблюдения единого установленного порядка ведения делопроизводства в подразделениях исполнительного комитета, муниципальных предприятиях и учреждениях, администрациях районов города в соответствии со служебным регламентом, установленными правилами оформления документов и согласно унифицированной системе организационно-распорядительной документации;
— организация работы по архивированию рассмотренных документов согласно утвержденной номенклатуре дел.
В соответствии с возложенными задачами протокольный сектор осуществляет следующие функции:
— разработка и внедрение оптимальных схем прохождения документов в процессе их рассмотрения;
— разработка требований и методических рекомендаций в части подготовки организационно-распорядительных документов;
— разработка и унификация форм документов, установление правил их подготовки и оформления, упорядочение документальной базы, разработка предложений к служебному регламенту;
— информационно-справочная и аналитическая работа;
— прием, регистрация проектов постановлений руководителя исполнительного комитета, распоряжений его заместителей и руководителя аппарата с использованием системы электронного документооборота, предварительное их рассмотрение и обеспечение соблюдения установленных требований к их оформлению при передаче на согласование руководителю аппарата и на подпись руководителю исполнительного комитета;
— контроль за прохождением документов в аппарате, структурных подразделениях исполнительного комитета, в муниципальных учреждениях и на предприятиях, в администрациях районов города в установленные сроки;
— совершенствование и ведение информационно-поисковых компьютерных баз данных;
— обеспечение сохранности гербовых бланков постановлений и распоряжений в аппарате, структурных подразделениях исполнительного комитета, в муниципальных учреждениях и на предприятиях, в администрациях районов города;
— подготовка организационно-распорядительных документов к рассылке в структурные подразделения исполнительного комитета, в муниципальные учреждения и предприятия, в администрации районов города, в вышестоящие органы и другим адресатам;
— выдача копий организационно-распорядительных документов, хранящихся в секторе, по запросам физических и юридических лиц;
— организация обучения сотрудников структурных подразделений исполнительного комитета, соответствующих служб муниципальных учреждений и предприятий, администраций районов города в части подготовки постановлений и распоряжений, разработка соответствующего обучающего пособия;
— обеспечение соблюдения структурными подразделениями и аппаратом исполнительного комитета, муниципальными учреждениями и предприятиями, администрациями районов города служебного регламента и требований унифицированной системы организационно-распорядительной документации при подготовке, оформлении и согласовании проектов постановлений и распоряжений руководителя исполнительного комитета, распоряжений его заместителей, руководителя аппарата;
— разработка номенклатуры дел сектора;
— подготовка документов, формирование и оформление дел для сдачи в управление муниципального архива аппарата исполнительного комитета в соответствии с номенклатурой дел сектора.
Служащие протокольного сектора назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем аппарата исполнительного комитета в порядке, определяемом правовыми актами города. Служащие протокольного сектора являются муниципальными служащими.

Изучив должностные обязанности специалистов, можно выделить 3 основных направления в деятельности протокольного сектора:

1) планирование и управление деятельностью — осуществляет заведующая, которая «несет ответственность за работу сектора, обеспечивает проведение мероприятий, соответствующих компетенции сектора, обеспечивает сотрудников необходимым инвентарем и канцелярскими товарами» и др.;
2) основная деятельность — работа с правовыми актами (постановлениями и распоряжениями исполнительного комитета):
а) работа с документами до их подписания руководителем исполнительного комитета — «прием документов, проверка наличия необходимых согласований и виз, передача проектов на дальнейшее согласование, возвращение документов исполнителям»
и др.;
б) работа с документами после их подписания руководителем исполнительного комитета — «регистрация подписанных документов, их рассылка, формирование и оформление протоколов оригиналов распорядительных документов»
и др.;
3) временные работы — т. е. могут выполняться раз в неделю, месяц, год или возникать по указаниям руководства — проведение проверок состояния работы с документами в структурных подразделениях исполнительного комитета и администрациях районов, информационно-справочная работа, разработка и внедрение новых форм и методов работы с документами.

Основную деятельность протокольного сектора можно разделить на 3 этапа:

  • согласование проектов правовых актов, передача проектов на подпись;
  • регистрация и рассылка подписанных правовых актов;
  • формирование дел и оперативное хранение правовых актов.

Одна из функций протокольного сектора — работа по обеспечению учета и сохранности в аппарате и подразделениях исполнительного комитета г. Казани гербовых бланков постановлений и распоряжений, по хранению, выдаче, уничтожению и списанию бланков строгой отчетности.

При получении гербовых бланков сотрудник протокольного сектора нумератором проставляет порядковые номера в нижней части оборотной стороны бланка. Учет ведется раздельно по видам бланков в регистрационно-учетной форме.

Гербовые бланки постановлений и распоряжений выдаются сотрудником протокольного сектора под роспись в специальных журналах протокольного сектора .
При выдаче бланков в журнале фиксируется:

  • дата выдачи бланка;
  • наименование структурного подразделения организации, фамилия и инициалы должностного лица — получателя гербовых бланков;
  • расписка в получении.

Гербовые бланки используются строго по назначению и хранятся в запираемых шкафах. Списание испорченных бланков осуществляется по акту. Передача бланков другим организациям и лицам не допускается. Ответственность за обеспечение сохранности бланков и правильность их использования несет протокольный сектор.

Протокольный сектор через управление делами получает на хранение гербовые бланки по запросу. Допускается тиражирование средствами оперативной полиграфии организации документов на гербовом бланке, предназначенных для рассылки, при условии заверения каждой копии документа печатью организации.

Для удостоверения подлинности документов или соответствия копий документов подлинникам в протокольном секторе используются печати. На печати размещено название органа местного самоуправления и название протокольного сектора на двух языках — русском и татарском.

Печатью заверяются подписи руководителя исполнительного комитета, его первых заместителей и заместителей, подпись руководителя аппарата исполнительного комитета. Также печать протокольного сектора ставится на листе согласования правового акта и на оборотной стороне каждого листа правового акта на официальном бланке перед его передачей на подпись руководителю.

Важнейшим видом деятельности протокольного сектора является согласование проектов правовых актов с руководителем аппарата исполнительного комитета и передача правовых актов, оформленных на гербовых бланках, на подпись.

Подготовка и оформление проектов правовых актов производятся структурными подразделениями, подведомственными организациями и учреждениями исполнительного комитета, администрациями районов в соответствии с порядком, устанавливаемым служебным регламентом .

Проект акта должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003, а также внутренним организационным документом — Типовой инструкцией по подготовке и оформлению проектов документов в исполнительном комитете г. Казани.

На оборотной стороне каждого листа проекта акта и приложений (если имеются) на бумажном носителе в левом нижнем углудолжна быть проставлена виза руководителя, на оборотной стороне 1-го листа должны быть указаны фамилия руководителя, должность и дата визирования. Незавизированные проекты рассмотрению не подлежат.

К проектам правовых актов в обязательном порядке прилагаются:
— лист согласования (см. рис. 2);
— замечания согласующих (при их наличии);
— заключения по замечаниям;
— все варианты проектов (пронумерованные);
— лист рассылки (см. рис. 3);
— документы, на которые имеются ссылки в проекте;
— письма, справки, акты, схемы и другие документы, имеющие отношение к проекту акта, контрольные карточки руководителя.

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ проекта постановления руководителя исполнительного комитета
г. Казани

1. Наименование документа

 

 

2. Проект подготовлен

 

(наименование комитета, управления, отдела, подразделения)

 

(должность, Ф. И. О. исполнителя, телефон)

Руководитель

 

 

(Ф. И. О., подпись, дата)

Дата представления в протокольный сектор

 

Регистрационный номер документа

 

 

 

3. Визы руководителей исполнительного комитета, структурных подразделений, предприятий, организаций:


Наименование подразделения, должность согласующего

 

Ф. И. О.

Дата
передачи на согласование

Подпись, дата
согласования.
Краткое
содержание замечаний

Отметка об устранении замечаний.
Подпись,
дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Передано на доработку _______________________________
(дата, от кого)
5. Передано на подпись ______________________________
(дата, печать, виза сотрудника протокольного отдела)

Рис. 2. Лист согласования правового акта исполнительного комитета

ЛИСТ РАССЫЛКИ к постановлению, распоряжению
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(наименование проекта)


п/п

Адресат

Кол-во копий

Отметка об отправке

Казанская городская дума

 

 

Контрольное управление

 

 

Правовое управление

 

 

Организационное управление

 

 

Информационно-аналитический отдел

 

 

Управление делопроизводства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

Руководитель _____________________________________________________
(подпись) (Ф. И. О.)

Разослано “_____” ________ 20__ год
_____________________________________
(подпись сотрудника протокольного сектора)

Рис. 3. Лист рассылки правового акта исполнительного комитета

При электронном согласовании по правилам регламента электронного согласования проектов постановлений и распоряжений подготовленный проект правового акта в обязательном порядке вносится автором проекта в систему документационного обеспечения процесса управления «БОСС-Референт» с помощью модуля «Согласование» .

Лист согласования также формируется в электронном виде и печатается на бумажном носителе.
Как устанавливает служебный регламент, перечень согласующих инстанций определяется составителем проекта, а его полнота контролируется правовым управлением исполнительного комитета. В листе согласования указывается должность согласующего, расшифровка его подписи (инициалы, фамилия), дата передачи на согласование и фактическая дата согласования. Срок действия визы согласующих составляет шесть месяцев.

Согласование проекта осуществляет подразделение, его подготовившее, за исключением согласования с руководителем аппарата исполнительного комитета, которое обеспечивает протокольный сектор управления делопроизводства.

Срок согласования проекта в каждой инстанции не должен превышать одного дня. Согласующий в обязательном порядке вносит рецензию в систему электронного документооборота «БОСС-Референт» .

В случае внесения в проект на бумажном носителе исправлений по тексту каждая правка должна быть завизирована, виза расшифрована и указана дата. Если в ходе проработки или согласования проекта правового акта в него вносятся существенные изменения, то он подлежит повторному согласованию. Внесение в проект незначительных, не меняющих сути документа изменений, не влечет за собой повторного согласования.

После согласования со всеми инстанциями проекты правовых актов на бумажном носителе проверяются специалистом — корректором общего отдела управления делопроизводства и визируются им.

В протокольный сектор поступают бумажные и электронные копии проектов актов, прошедшие проверку корректоров и получившие от них визы «Согласен», с приложением бумажного листа согласования, где указаны все рецензенты, имеются их визы, кроме виз руководителя аппарата. В левом нижнем углу документа содержится пометка с указанием его уникального кода и номера версии. Электронная версия документа поступает в протокольный сектор в представление «Протокольный сектор / Для принятия». Поиск документа осуществляется либо по названию, либо по регистрационному номеру, который был присвоен документу при первом рассмотрении корректорами и был вписан ими в лист согласования.

Протокольный сектор не принимает проект на бумажном носителе, если он не имеет соответствующим образом согласованной электронной копии и имеет право возвращать автору ненадлежащим образом оформленный или неправильно согласованный проект правового акта на любом этапе его подготовки. В этом случае сотрудник протокольного сектора использует функцию «Не согласен» и заполняет поле «Замечания к документу».

Перед передачей проектов на согласование руководителю аппарата исполнительного комитета протокольный сектор проверяет наличие виз на листах проекта правового акта и приложений (если имеются).

Проект правового акта протокольный сектор принимает с помощью функции «Повторное согласование». При этом ответственным за согласование становится протокольный сектор, а электронная версия переходит в представление «Протокольный сектор / В работе». Сотрудник протокольного сектора направляет документ на согласование руководителю аппарата исполнительного комитета.

Если руководитель аппарата исполнительного комитета не согласен с проектом акта, протокольный сектор возвращает его автору документа с помощью функции «Возврат». Автор документа вносит соответствующие изменения в проект и, если изменения незначительные, снова направляет его в протокольный сектор с помощью функции «Повторное согласование». В случае значительных изменений необходимо повторное согласование со всеми рецензентами.

Если руководитель аппарата исполнительного комитета согласен с проектом акта, сотрудник протокольного сектора возвращает проект исполнителю для вывода его на бланк с помощью функции «Возврат» с указанием комментария «На бланк».

Автор документа выполняет печать текста проекта правового акта на бланк из системы «БОСС-Референт». При этом в левом нижнем углу документа выводятся его уникальный код и номер окончательной версии. Перед распечатыванием на бланк в случае необходимости имеется возможность внесения в документ незначительных поправок. Регламент электронного согласования устанавливает, что ответственность за корректность внесенных поправок несет автор документа . Бумажная и электронная копии документа направляются в протокольный сектор.

На подпись руководителю исполнительного комитета принимаются проекты правовых актов, отпечатанные на нумерованных бланках установленного образца, завизированные на обороте руководителем подразделения, готовившего проект, согласованные, с приложением дополнительных документов. Комплектность пакета документов, направляемого на подпись руководителю исполнительного комитета, проверяется начальником протокольного сектора. На оборотной стороне каждого листа проекта акта и приложений (если имеются) ставятся виза проверяющего и печать протокольного сектора.

Сотрудник протокольного сектора проверяет совпадение уникальных кодов и номеров версий бумажной и электронной копий документа. Документ принимается с помощью функции «Принять» лишь в случае идентичности кодов и номеров версий бумажной и электронной копий.

Факт передачи документа на подпись сотрудник протокольного сектора отмечает с помощью функции «Подпись». Бумажные варианты распоряжений первых заместителей, заместителей руководителя исполнительного комитета направляются на подпись автором документа.

Если руководитель исполнительного комитета не согласен с проектом правового акта, документ возвращается через протокольный сектор автору документа, который вносит изменения в проект и снова направляет его в протокольный сектор с помощью функции «Повторное согласование» (в случае незначительных изменений). В случае значительных изменений автор документа должен осуществить повторное согласование со всеми рецензентами.

Если руководитель исполнительного комитета подписывает проект правового акта, то документ возвращается в протокольный сектор для дальнейшей работы.
Следовательно, согласование является важным этапом на пути принятия правового акта, которое представляет собой анализ уполномоченными должностными лицами содержания проекта документа на его соответствие действующему законодательству и нормативным документам организации, а также целесообразности издания документа. На основе согласования проекта правового акта всеми инстанциями руководитель исполнительного комитета оценивает данный документ и подписывает его.

Следующим этапом работы протокольного сектора является регистрация подписанных актов и их рассылка.
Подписанные руководителем исполнительного комитета, его первыми заместителями и заместителями, руководителем аппарата исполнительного комитета правовые акты передаются в протокольный сектор, где они регистрируются (проставляются номер и дата), заносятся в электронную базу данных. Отметка проставляется в базе «Согласование» о том, что документ подписан.

Регистрационным номером акта является порядковый номер в пределах календарного года. К порядковому номеру распоряжений добавляется буква «р». Исходя из информационных потребностей, регистрационный номер может дополняться буквенным индексом.

Зарегистрированные в протокольном секторе постановления и распоряжения передаются в сектор реестра нормативно-правовых актов Казанской городской думы для включения в регистр муниципальных правовых актов г. Казани.

Следует отметить, что в 2002 г. в Республике Татарстан был создан единый республиканский информационный ресурс в виде единого банка нормативных правовых актов Республики Татарстан, в который, помимо нормативных правовых актов Государственного совета, указов и распоряжений президента, постановлений и распоряжений Кабинета министров, нормативных правовых актов министерств и ведомств, включаются муниципальные нормативные правовые акты. Ведение и формирование единого банка нормативных правовых актов Республики Татарстан возложено Указом Президента Республики Татарстан от 8 мая 2002 года № УП-352 «О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан» на Министерство юстиции Республики Татарстан .

Зарегистрированные в секторе реестра нормативно-правовых актов Казанской городской думы правовые акты передаются на тиражирование в количестве, соответствующем числу адресатов в листе рассылки. Каждый экземпляр копии акта для придания ему юридической силы заверяется печатью протокольного сектора на месте подписи.

Отправка копий правовых актов, заверенных печатью протокольного сектора, осуществляется согласно листу рассылки, в который в обязательном порядке включаются: Казанская городская дума; контрольное управление; правовое управление; организационное управление; управление делопроизводства; информационно-аналитический отдел (подлежащие опубликованию); должностное лицо, на которое возложен контроль за исполнением акта; комитеты, управления, отделы, которые упоминаются в тексте акта и которым документ необходим для работы; прочие организации города с указанием их почтовых адресов и индексов или с пометкой «через исполнителя».

Рассылка бумажных и электронных копий правовых актов осуществляется в течение 4 рабочих дней после регистрации, а по срочным вопросам — в течение суток со дня подписания. Бумажные копии актов рассылаются через отдел документооборота управления делопроизводства в структурные подразделения исполнительного комитета, на предприятия, в организации, не имеющие необходимого программного обеспечения. Электронные копии правовых актов рассылаются сотрудником протокольного сектора по электронной почте в структурные подразделения, обеспеченные соответствующим программным ресурсом.

Электронные копии документов, подлежащих опубликованию, направляются через локальную сеть в КУП «Казанский городской общественный центр» для размещения на официальном сервере исполнительного комитета в сети Интернет.

После подписания, регистрации и рассылки правовой акт вступает в законную силу. Оригиналы постановлений и распоряжений остаются в протокольном секторе, где подлежат оперативному хранению.

Кобилев А. Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. С. 16.

1 Устав муниципального образования города Казани. Утвержден решением представительного органа муниципального образования г. Казани № 3-5 от 17 декабря 2005 года; http:// kazved/ru.

Там же.

Устав муниципального образования города Казани. Утвержден решением представительного органа муниципального образования г. Казани № 3-5 от 17 декабря 2005 года. Ст. 43; http:// kazved/ru.

Там же. Ст. 44. п. 1.

Служебный регламент Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. Утвержден постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани № 1866 от 7 сентября 2006 года. Гл. 6, п. 6.2.1.

Там же.

Доклад начальника управления делопроизводства Н. И. Казариновой «Об итогах работы управления делопроизводства в 2009 г. и о работе с обращениями граждан в исполнительном комитете г. Казани». От 1 февраля 2010 года; http:// www.kzn/ru.

Положение о протокольном секторе управления делопроизводства аппарата Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани. Утверждено руководителем аппарата Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, № 1754 от 16 августа 2006 года.

Должностная инструкция заведующей протокольным сектором управления делопроизводства аппарата исполнительного комитета г. Казани. Утверждена руководителем аппарата исполнительного комитета от 1 февраля 2009 года.

Должностная инструкция главного специалиста протокольного сектора управления делопроизводства аппарата исполнительного комитета г.Казани. Утверждена руководителем аппарата исполнительного комитета от 1 февраля 2009 года.

Там же.

Служебный регламент Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. Утвержден постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани № 1866 от 7 сентября 2006 года. Гл. 6, п. 6.2.24.

Служебный регламент Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. Утвержден постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани № 1866 от 7 сентября 2006 года. Гл. 6, п. 6.2.3.

Служебный регламент Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. Утвержден постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани № 1866 от 7 сентября 2006 года.

Служебный регламент Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. Утвержден постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани № 1866 от 7 сентября 2006 года.

Регламент электронного согласования проектов постановлений и распоряжений (актов) в исполнительном комитете г. Казани. Утвержден распоряжением руководителя аппарата исполнительного комитета г. Казани № 1193р от 12 сентября 2007 года. Гл. 1, п. 1.2.

Служебный регламент Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. Утвержден постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани № 1866 от 7 сентября 2006 года. Гл. 6, п. 6.2.12.

Там же. Гл. 6, п. 7.2.12.3.

Регламент электронного согласования проектов постановлений и распоряжений (актов) в исполнительном комитете г. Казани. Утвержден распоряжением руководителя аппарата исполнительного комитета г. Казани № 1193р от 12 сентября 2007 года. Гл. 5, п. 5.7.

Фархуллина Н. Н.Некоторые проблемы ведения регистра муниципальных правовых актов субъекта РФ. Опыт решения практических вопросов // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 3. С. 29–31.