Документационное обеспечение деятельности отдела учета и документарного оформления кассовых операций в ОАО «АРКБ «Росбизнесбанк»

Автор: Ю.М.Кукарина, Е.В.Назаренко

Документационное обеспечение деятельности отдела учета и документарного оформления кассовых операций в ОАО “АРКБ “Росбизнесбанк””

Ю.М.Кукарина, к.и.н., доц., Е.В.Назаренко, РГГУ

  • Работники банка, осуществляющие кассовые операции
  • Проверка документов
  • Организация документооборота по банковским операциям
  • Формирование кассовых документов в дела и их хранение

Документационное обеспечение деятельности кредитных организаций имеет свои особенности, обусловленные требованиями действующего законодательства в банковской сфере, а также ответственностью, которая ложится на сотрудников при работе с финансовой документацией.

Открытое Акционерное Общество Акционерный Российский Коммерческий Банк "Росбизнесбанк" (Банк) был создан в 1991 году для обслуживания малого и среднего бизнеса.

Клиенты Банка, как физические, так и юридические лица (фирмы, предприятия, организации) имеют возможность получать различные виды банковских услуг и продуктов: расчетное обслуживание; кассовое обслуживание; разнообразные формы кредитования; депозитарные услуги; операции с драгоценными металлами; операции на валютном и фондовом рынках; операции с различными видами ценных бумаг.

Отдел учёта и документарного оформления кассовых операций является внутренним структурным подразделением ОАО АРКБ «Росбизнесбанк» (Банк), входящим в состав Управления кассовых операций (УКО) и административно подчиняется начальнику УКО и главному бухгалтеру Банка.

В своей деятельности по кассовому обслуживанию клиентов коммерческие банки руководствуются прежде всего инструктивными материалами ЦБР в пределах Закона «О банках и банковской деятельности в РФ». В частности, оформление кассовых документов в банках производится в соответствии с Положением Банка России от 24.04.2008 г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации», а Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчётах в Российской Федерации» регламентирует проведение безналичных расчётов в валюте Российской Федерации.

Отдел учёта обеспечивает проверку правильности оформления кассовых документов, сохранность первичных кассовых документов и отчётов на период проверки документов, подпись контролирующих работников и передачу документов для последующего итогового контроля в Управление кассовых операций (УКО).

Непосредственное выполнение операций с наличными деньгами осуществляют кассовые работники, ответственные за сохранность ценностей. С каждым кассовым работником заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

К операциям с банковскими ценностями допускаются работники, прошедшие специальное обучение и получившие документ, подтверждающий прохождение обучения. Этими документами являются: сертификат; протокол заседания экзаменационной комиссии о результатах приёма зачёта по операционно-кассовой работе.

Для осуществления операций с банковскими ценностями кассовые работники снабжаются именными штампами и индивидуальными пломбирами (клише). Оттиск пломбира кассового работника содержит: номер пломбира и номер филиала Банка – БИК (банковский идентификационный код). Каждый кассир обеспечивается печатью «Операционная касса № ___ ». Оттиск штампа кассир проставляет на всех кассовых документах по приёму платежей.

Все металлические печати, ключи от сейфов, пломбиры и клише регистрируются в специальном журнале, который ведётся специалистом Отдела учёта, освобождённым от совершения операций с банковскими ценностями. Кассиры получают металлические печати, ключи от сейфов, пломбиры и клише под расписку в этом журнале.

Все кассовые, операционные и другие работники, оформляющие документы, снабжаются образцами подписей. Право подписания расчётных, кассовых документов, предоставляемое работникам, оформляется распоряжением руководителя Банка, в котором указывается: характер предоставленного права подписи (контрольная; единоличная); фамилия, имя, отчество должностного лица; наименование должности; образец подписи.

Образцы подписей оформляются в двух экземплярах и заверяются подписями руководителя Банка, главного бухгалтера и самого работника. Первый экземпляр находится на рабочем месте сотрудника, второй экземпляр передаётся в бухгалтерское подразделение Банка.


Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ)

Положение Банка России от 24.04.2008 г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчётах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 3 марта 2003 г.)

Полная версия статьи в печатной версии журнала Делопроизводство или через 3 месяца на сайте.